В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Cтратегия развития предприятия. Правовые аспекты эkoномического роста. Назад
Cтратегия развития предприятия. Правовые аспекты эkoномического роста.
Анатолий Аксаков, журнал "Машиностроитель"

АКСАКОВ Анатолий Геннадьевич (родился в 1957г.) - канд. техн. наук. профессор, депутат Государственной думы Федерального собрания РФ. заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству. Область научных интересов и практической деятельности - экономика промышленного производства.

Истекший 2001 г. Россия может в целом записать себе в актив. Валовый внутренний продукт вырос более чем на 5%, выпуск промышленной продукции - на 8,2%, продукции сельского хозяйства - примерно на 4%.

Общий объем инвестиций в основной капитал превысил уровень 2000 г. не 6-7% и составил около 50 млрд долл. Однако, по оценкам специалистов, только для простого, воспроизводства основного капитала необходимо в 2 раза больше ежегодных инвестиций -100 млрд долл.

Возникают вопросы: каковы источники наращивания инвестиций и что необходимо сделать для трансформации потенциальных инвестиций в реальные?

Потенциальные ресурсы, необходимые для обновления основного капитала, в российской экономике есть. Валовые сбережения в прошлом году составили более 32% валового внутреннего продукта, т.е. приблизились к той самой заветной цифре - 100 млрд долл. Однако когда речь заходит об инвестициях, чаще всего, исходя из старой психологии, вспоминают госинвестиции. У государства сегодня нет реальных финансовых возможностей для значительных инвестиций (их потенциал не более 5 млрд долл.), к тому же они, как правило, используются неэффективно. Яркий пример государственная инвестиционная программа в федеральном бюджете на 2002 г. Скудные ресурсы расчленены на множество мелких объектов муниципального уровня, которые даже проектно-сметной документации не имеют. Смешно и грустно, когда из федерального бюджета финансируется строительство бани в Москве или выделяются по 500 тыс. рублей на серьезные инфраструктурные работы и федеральнозначимые объекты. Очевидно, в управлении инвестиционными госресурсами необходимо навести порядок, но делать на них ставку как на источник технологической перестройки экономики бесполезно,

Реальными источниками инвестиций являются: собственные средства предприятий (прибыль + амортизация = около 70 млрд долл.), деньги населения в "кубышках" (оцениваемые от 30 до 80 млрд долл.), финансовые ресурсы коммерческих банков (6-8 млрд долл.), пенсионные резервы в накопительной системе (1-2 млрд долл.), иностранные инвестиции (объем не ограничен), в том числе средства, полученные путем репатриации вывезенного капитала.

Однако для того чтобы указанные источники реализовались в инвестиции в российскую экономику, необходимо осуществить комплекс мер на федеральном и региональных уровнях, а также в рамках отдельных хозяйственных единиц.

Китайцы утверждают, что ежегодный приток прямых иностранных инвестиций в свою страну в размере около 50 млрд долл. они получают благодаря стабильности политической системы и предсказуемости экономической политики. Политическая стабильность в России " это сейчас реальность, однако, с экономической политикой дело обстоит сложнее. Образ страны, в которой постоянно что-то реформируют, меняют, причем не всегда в лучшую сторону, отпугивает инвесторов. Результат: приток прямых иностранных инвестиций в Россию по сравнению с Китаем почти в 10 раз меньше.

Проблемы, которые накопились в экономической сфере, судебной системе, корпоративном управлении, деятельности государственных контролирующих органов, требуют законодательного разрешения. Частично они будут сняты с принятием Налогового, Земельного, Трудового,и новой редакции Арбитражно-процессуального (в первом чтении) кодексов. Более благоприятной становится амортизационная политика, сделан первый шаг в направлении правового оформления оборота земельных ресурсов, трудовые отношения приведены в соответствие с рыночными реалиями, экономические споры будут рассматриваться только в арбитражных судах, что должно исключить возможность принятия взаимоисключающих решений судами различной юрисдикции по одним и тем же вопросам. В то же время ряд действии и решений не способствуют экономическому росту. К сожалению, последний квартал 2001 г. характеризовался падением экономических показателей, рост ВВП и промышленного производства практически прекратился, основная причина - исчерпание эффекта девальвации рубля после кризиса 1998 г., а также ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры для товаров российского экспорта. В I квартале текущего года ситуация не улучшилась, более того, есть основания полагать, что положение в экономике ухудшилось. Первым сигналом является месячный уровень инфляции, зафиксированный Госкомстатом в январе 2002 года уровне 3.1%

Caмый высокий месячный показатель инфляции за последние три года спровоцировало само российское правительство, устроив в ноябре 2001 г. в средствах массовой информации настоящее шоу по обсуждению уровня повышения тарифов на услуги естественных монополий. Очевидно, шум, поднятый вокруг данной проблемы, подстегнул инфляционные ожидания производителей и населения и сказался на ценообразовании товаров в январе.

2002 год для предприятий начался с новых испытаний. Вступила в действие 25-я глава II части Налогового Кодекса. Эйфория чиновников по поводу снижения ставки налога на прибыль с 35 до 24% на практике оказалась безосновательной. Фактически кодекс поддержали предприятия, которые "проедали" свою прибыль. Теже, кто направлял свою прибыль на обновление и расширение основного капитала, от введения этой меры не только не выиграли, но и проиграли. При прежнем налоговом законодательстве ставка налога на прибыль могла быть снижена для них до 17 5%,

Частично потери по налогу для предприятий, развивающих производство, могут быть компенсированы более благоприятной формой начисления амортизации. Особенно, это касается приобретения оборудования в лизинг. В данном случае могут использоваться линейный и нелинейный методы начисления амортизации с коэффициентом 3. Учитывая, что с 1 февраля 2002 г. лизинговая деятельность не лицензируется, можно ожидать значительного развития этой формы инвестиций.

Сдерживать экономический рост будет также решение об уплате налога на прибыль "по отгрузке". Предприятия, вместо того чтобы наращивать инвестиции, вынуждены будут авансировать бюджет, отвлекая оборотные средства на yплатy налогов,

С учетом февральского роста тарифов на теплоэнергоресурсы и услуги железнодорожного транспорта, отмены инвестиционной льготы и введения уплаты налогов до поступления платежа за отгруженный товар следует ожидать снижения инвестиционной активности, а значит, приостановки экономического роста в стране. Поэтому одной из задач сегодняшнего дня является изменение налогового законодательства в направлении стимулирования инвестиционной активности субъектов хозяйственной деятельности.

Положение в банковской системе, а так же неразвитость фондового рынка оказывают негативное влияние на процесс трансформации сбережений в инвестиции. Низкая капитализация банков, их неумение и нежелание работать с предприятиями реального сектора, отсутствие, "длинных" и дешевых пассивов, а также фактическое отсутствие механизма перелива капиталов из одной отрасли в другую - вот проблемы, требующие законодательного, нормативного и административного решений. Для повышения капитализации банков, восстановления их платежно-расчетных, сберегательных и инвестиционных функций необходимо провести реструктуризацию банковской системы. Локомотивную и векторозадающую роли здесь могут и должны сыграть государственные банки: Российский банк развития, Росэкимбанк, Россельхозбанк. К сожалению, эту задачу они не выполняют из-за позиции Правительства, считающего, что России не нужна промышленная политика и скептически относящегося к возможности государственной поддержки реального сектора. Эти финансовые институты могли бы сконцентрировать государственные и коммерческий ресурсы на перспективных, федерально-значимых проектах и таким образом выполнить стимулирующую функцию для инвестиционных потоков из всех источников реального сектора.

Следующим направлением повышения инвестиционной активности в России является совершенствование качества корпоративного управления и связанное с ним повышение капитализации российских компаний. Сегодня капитализация всего фондового рынка России меньше, чем капитализация каждой из 30 крупнейших компаний США и 10 компаний Европы. Капитализация самой крупной российской компании "Бритиш Петролеум". Очевидно, что предприятия России крайне недокапитализированы. Это обусловлено тем,что в мире сложился негативный образ российского бизнесмена, скандалы, связанные с нарушением прав акционеров, взаимоисключающие решения судов по корпоративным спорам, силовые захваты предприятий - все это не способствует инвестиционной привлекательности компаний и соответственно их капитализации.

Судебная реформа позволит в Значительной степени снять проблему противоречивых судебных решений. Все экономические споры теперь будут рассматриваться только в арбитражных судах, из компетенции судов общей юрисдикции исключается принятие решений по хозяйственным конфликтам. Комиссия Госдумы по защите прав инвесторов предложила отказаться от апелляционной инстанции в системе арбитражного процесса, определить ограниченный перечень лиц, в интересах которых прокуратура в праве заявить иски (например, только в интересах государства, субъектов Федерации и муниципальных образований), передать право на разрешение отвода судей соответствующему председателю арбитражного суда, исключить правило об аккредитации при арбитражных судах, ограничить, полномочия арбитражных судов в отношении третейских судов. Эти меры позволят улучшить и ускорить рассмотрение экономических споров, снимут проблему злоупотребления властью представителями судебных органов и прокуратуры.

Новая редакция закона "Об акционерных обществах", принятая летом 2001г., также направлена на защиту прав акционеров, более справедливое размещение эмиссии акций, упорядочение работы советов директоров. Теперь важно, чтобы компании в сжатые сроки привели свои уставные документы в соответствие с новым законом. Следует иметь в виду, что устав компании является одним из значимых документов, определяющих ее инвестиционную привлекательность. Необходимо, чтобы устав был составлен в рамках законодательства, а его позиции соответствовали международно-признанным принципам корпоративного управления.

В этом смысле полезно принятие кодекса корпоративного управления компании. Те предприятия, которые пересмотрели стратегию работы в сторону повышения прозрачности, учета интересов миноритарных акционеров и приняли кодекс корпоративного поведения как свод правил цивилизованного ведения бизнеса, добились резкого повышения капитализации. Российское правительство в целом одобрило кодекс корпоративного поведения, подготовленный ФКЦБ.

Несмотря на ряд недостатков, он вполне может быть использован в качестве основы для разработки кодексов компании и даже регионов.

Для формирования инвестиционно-привлекательного имиджа субъекта Федерации важно утверждение подобного документа бизнес-сообществом региона.

Пакет законов по дебюрократизации ("О лицензировании", "О государственной регистрации юридических лиц", "О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)") безусловно, сыграет определенную позитивную роль в развитии предпринимательства.

Следующий шаг, который необходимо сделать в направлении дебюрократизации экономики, - упрощение решения вопросов сертификации и стандартизации при безусловном соблюдении требований безопасности для жизни и здоровья людей при производстве, реализации, потреблении товаров и услуг. Очевидно, что воплощению принятых и принятию новых законов в этом направлении будет оказано сопротивление со стороны чиновничества, поскольку затрагиваются интересы конкретных ведомств. Важно, чтобы на местах была проведена кропотливая работа по претворению в жизнь этих законодательных актов, так как это позволит с одной стороны, снизить административный пресс на бизнес, а с другой - систематизировать информацию о регистрируемых фирмах по всей России в одной базе данных и, таким образом, облегчить борьбу с фирмами однодневками. Значительную роль в реализации данных законов могут сыграть федеральные округа.

В целом социально-экономическое положение России в 2002 г. будет достаточно сложным. Для этого есть объективные причины - утяжеленная, отсталая структура основного капитала, причем основательно изношенного, незавершенность реструктуризации отраслей, естественных монополий, а также отдельных предприятий, ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, а самое главное - неготовность реального сектора впитать инвестиции, абсорбировать их.

К сожалению, действия правительства в этом направлении недостаточны, и это субъективная причина сдерживания экономического роста. Противоречивая налоговая политика, отсутствие промышленной политики, фактическое бездействие государственных банков развития, отсутствие бюджета развития, упование на либеральные механизмы экономического роста - все это не способствует динамизму в экономике. Однако очевидно, что указанные проблемы придется решать, и чем быстрее, тем лучше.

12.07.2002 http://www.aksakov.ru/publictext/public/id/441907.html

Док. 323607
Перв. публик.: 12.07.02
Последн. ред.: 20.06.07
Число обращений: 343

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``