В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Аксаков комментирует пакет законов по реформе электроэнергетики. Назад
Анатолий Аксаков комментирует пакет законов по реформе электроэнергетики.
"Эхо Москвы"

Ведущий Ольга Бычкова: В совет Думы в ближайшие дни должен быть внесен пакет законопроектов по электроэнергетике. Это результат работы согласительной комиссии, которая длилась практически все лето, и наш сегодняшний гость депутат ГД, зампредседателя Комитета по экономической политике Анатолий Аксаков, практически остался без отпуска, занимаясь этой работой. Правильно я понимаю?

Анатолий Аксаков: К сожалению, так.

Ведущий: И при этом представители Думы и представители правительства говорят, что после согласования эти документы стали только хуже. Договориться о многом не удалось. Ваш коллега, например, Олег Морозов говорит, что вероятность прохождения этого пакета законопроектов по электроэнергетике через ГД составляет менее 50 процентов.

Анатолий Аксаков: Я думаю, он не читал еще те законопроекты, которые подготовлены, поэтому так говорит.

Ведущий: И все-таки, чего удалось добиться согласительной комиссии и чего добиться не удалось?

Анатолий Аксаков: Во-первых, я хотел бы сказать, что весной правительство внесло пакет законопроектов по реформе электроэнергетике, в принципе, он был вполне готов для того, чтобы можно было принять его в первом чтении, тем не менее, у депутатов возник ряд замечаний к законопроектам.

Я скажу, как представитель группы "Народный депутат", у нашей группы был ряд замечаний, связанных с ролью местных органов власти, с ответственностью за отключение добросовестных потребителей, с ролью государства, с сохранением единой энергетической системы. И эти опасения депутатов как раз и привели к тому, что была создана трехсторонняя комиссия, с участием правительства, СФ, и депутатов ГД, которая все лето работала и, на мой взгляд, подготовила вполне нормальный документ, который вполне можно принимать в первом чтении. Есть, конечно, некоторые недоработки, которые вполне можно решить, уже когда документ будет приниматься во втором чтении.

Что удалось решить? Правительство предлагало в первом варианте исключить региональные органы власти из регулирования тарифов на электроэнергетику, и вообще из регулирования вопросов электроэнергетики. Сейчас эти нормы существуют в законопроекте, и субъектов Федерации будут регулировать розничный рынок электроэнергетики. Не говоря о том, что тарифы на тепло правительство с самого начала предлагало, это и сохранено в нынешней версии законопроекта.

Ведущий: Так, как это и делалось до сих пор?

Анатолий Аксаков: Да, как это и делалось. Второе, это роль государства. Были опасения у депутатов по поводу администратора торговой системы, где и будет осуществляться купля-продажа электроэнергетики, что там могут возникнуть злоупотребления, и некоторые компании будут решать свои вопросы в ущерб другим компаниям.

Мы максимально усилили роль государства и будет полномочный представитель государства в администраторе торговой системы, который будет обладать, в том числе, правом вето на решения исполнительных органов власти администратора торговой системы.

Ведущий: Как руководство РАО "ЕЭС России" к этому относится?

Анатолий Аксаков: Честно говоря, мне трудно говорить за РАО, мы ведем переговоры с правительством, РАО в этом участвует как бы косвенно. Им приходится мириться с этим, самое главное, что сегодня подвешенная ситуация получается.

Если мы не будем принимать законы, то вроде бы реформирование уже началось, и в принципе, АО эту реформу может проводить, как акционерное общество, как самостоятельное юридическое лицо, а в то же время нет правового обеспечения этой реформы. И в этом плане РАО конечно заинтересовано, чтобы быстрее были законы приняты, чтобы меньше было злоупотреблений, чтобы было нормальное правовое пространство для реформ.

Когда проводишь вне правового пространства, и для инвесторов и для самого менеджмента возникают проблемы, связанные с тем, как же будут депутаты... какое направление они примут все-таки за основу и как они будут действовать дальше? Поэтому, я думаю, что РАО в целом заинтересовано, чтобы бы законы приняли, а содержание законов, я думаю, не во всем их устраивает, но это уже их проблемы.

Ведущий: Вы начали перечислять список согласованных, решенных вопросов. Дальше.

Анатолий Аксаков: Очень острый вопрос, который волнует всех потребителей, это отключение добросовестных потребителей. У нас много случаев, когда люди нормально платят, и предприятия нормально платят за поставленную электроэнергию и расплачиваются за чьи-то ошибки. За это отключение никто не несет никакой ответственности.

В новой версии закона прописана ответственность поставщиков электроэнергии за несанкционированное отключение потребителей. Причем, не просто ответственность, но и возмещение убытков потребителя, который он понесет в результате отключения. Например, отключили электроэнергию, потек холодильник, испортились продукты - вам должны возместить ваш ущерб в результате несанкционированного отключения электричества.

Ведущий: Ну, тут начнется такое...Начиная с холодильников и кончая больницами, школами...

Анатолий Аксаков: Все будет нормально. Если я плачу, меня никто не имеет права отключить. Если отключили - несите ответственность за это, в том числе и материальную.

Вопрос слушателя: Как узнать, было ли отключение энергии санкционированным или нет?

Анатолий Аксаков: Если вы нормально платите за электроэнергию, а вам отключили ее, и соответственно вы понесли какие-то убытки, то это несанкционированное отключение, по крайней мере, это незаконное отключение электроэнергии, и за это должны нести ответственность соответствующие персоны, во-первых, во-вторых, соответствующая структура, которая должна возместить вам убытки.

Ведущий: Предположим, что Андрей как раз оказался жертвой такого отключения и что?

Анатолий Аксаков: Вы можете предъявить аргументы той компании, которая снабжает.

Ведущий: Он должен идти в суд или он должен идти в компанию?

Анатолий Аксаков: Мы рассматривает вопрос несудебного решения этой проблемы. В соответствии с законом о защите прав потребителей, возмещение убытков может быть произведено не обязательно по решению суда. Если же компания не принимает ваших аргументов, то естественно - суд, в соответствии с гражданским кодексом.

Вопрос слушателя: А что бы вы стали делать, если из-за перебоев с электроэнергией у вас вылетает компьютер и вся оргтехника? Попробуйте выбить из "Мосэнерго" деньги, которые вы выбросили на ветер!

Анатолий Аксаков: Если будет закон... Сегодня нет такого закона, и соответственно вы не можете ничего сделать с этим "Мосэнерго". По крайней мере, это сделать очень трудно и тяжело. Если же в законе будут четко прописаны нормы ответственности "Мосэнерго" за отключение электроэнергии и необходимость возмещения убытков, то соответственно эта проблема будет решаться. Сейчас в новой версии законопроекта это все прописано.

Ведущий: Если закон будет принят, когда он может быть принят?

Анатолий Аксаков: Я надеюсь, что мы его осенью примем во всех трех чтениях, поскольку необходимо, как я уже сказал, всю реформу осуществлять в правовом пространстве.

Ведущий: Оля считает, что это будет просто фантастика, людям не платят за последствия землетрясений, а вы хотите, чтобы компенсировали за разморозившийся холодильник?!

Анатолий Аксаков: Землетрясения, если они не вызваны людьми, то, естественно, и платить некому. А в данном случае конкретные персоны отвечают за поставку электроэнергии, будут заключаться договор, мы к этом будем идти, чтобы с каждым потребителем заключался договор, в котором были бы предусмотрены меры ответственности за поставку электроэнергии и так далее.

Ведущий: О чем не удалось договориться на трехсторонней комиссии?

Анатолий Аксаков: Я хотел бы сказать, что один такой спорный вопрос, для нас принципиальный, для группы "Народный депутат". Мы выдвинули еще весной законопроект о государственном регулировании тепловой и электрической энергии, в соответствии с этим законом правительство должно представлять предельные уровни роста тарифов на электрическую энергию, на тепловую энергию вместе с проектом бюджета.

И если эти прогнозные показатели роста тарифов выйдут за пределы, предложенные правительством, то должен пересматриваться бюджет. Часто бывает так, что местные бюджеты, бюджеты субъектов Федерации, федеральный бюджет рассчитываются из одного уровня роста цен на тарифы естественных монополий, а они растут гораздо быстрее, В результате вся бюджетная система рушится, начинается система неплатежей. Вот этот законопроект почему-то встретил яростное сопротивление со стороны правительства.

Наша группа поставила принципиальным условием, что принятие этого закона в третьем чтении, он в двух чтениях уже принят весной, а в третьем окончательном чтении мы считаем необходимым в пакете рассмотреть законы об электроэнергетике. Если принимается этот закон, он фактически является составной частью законов об электроэнергетике, то все остальное будет нашей группой, по крайней мере, поддержано достаточно серьезно.

Ведущий: Важный вопрос в реформе электроэнергетики - что остается государственным, что становится частным?

Анатолий Аксаков: Мы считаем, что необходимо пропорционально все активы распределить. По реформе предлагается выделить отдельную генерацию, то есть производство электроэнергии, сбыта электроэнергии, передача электроэнергии по сетям. Соответственно, выделятся структуры генерирующей мощности, электрические сети, в законе это называется "Федеральная сетевая компания" будет регулировать вопросы, связанные с сетями, и системный оператор. Во всех этих структурах будет сохранена, по нашему предложению, и правительство с этим согласно, 52,5 процента - доля государства. Далее уже государство, по нашему предложению, сохраняет свою долю в Федеральной сетевой компании, поскольку это сохранение единой энергетической системы, благодаря сетям, которые разбросаны по всей России.

Далее, в системном операторе, это оператор, который все технологические режимы передачи электроэнергии регулирует, где-то снизилось напряжение - добавить этого напряжения, перетоки электроэнергии осуществляет системный оператор. Там, мы считаем, должна быть решающая роль государства, поэтому доля государства будет увеличиваться.

Что касается генераторов, здесь будем смотреть по обстоятельствам. Если есть необходимость продать инвесторам, которые готовы вложить деньги в реконструкцию генерации - электростанции или гидроэлектростанции, то почему бы не продать инвестору пакеты акций и пусть развивается генерация, от этого только все выиграют.

Ведущий: Когда вы говорите "будем смотреть по обстоятельствам", можно ли это перевести на русский язык так, что по этому вопросу договоренности и единого подхода все-таки нет?

Анатолий Аксаков: Нету по этому вопросу, к сожалению, единого подхода. Я говорю от лица государства, поскольку я государственный чиновник, поскольку депутат - это федеральный служащий, поэтому я говорю "мы - государство".

К сожалению, на трехсторонней комиссии нам не удалось достичь соглашения. При распределении активов РАО некоторые коллеги предлагают сто процентов записать: "Федеральная сетевая компания" в собственности государства. Системный оператор - сто процентов в собственности государства. Но за это акционеры, миноритарные акционеры, другие акционеры РАО должны получить компенсацию акциями генерирующих компаний.

Такое распределение опасно, поскольку сразу же возникнут злоупотребления, потому что непропорционально распределяются и не понятно, куда имущество отнести, скажем, в генерирующую компанию или сетевую компанию? Очень много вопросов может возникнуть. И я думаю, что это ошибочный подход. Лучше для начала сохранить контроль государства и за генерирующими компаниями, а там по обстоятельствам, как я уже сказал, смотреть. Выгодно продать - надо продать инвестору, и от этого мы выиграем. Невыгодно сейчас продавать, слишком дешево или инвестор ненадежный, то не продавать, государство пусть этим вопросом управляет и решает все проблемы.

Ведущий: Но РАО "ЕЭС" всегда говорит, что если так ставить вопрос, то никаких инвестиций, никаких инвесторов никогда и не будет.

Анатолий Аксаков: На самом деле, РАО с нашим подходом согласно, то, что необходимо пропорционально разделить активы, поскольку оно тоже понимает, что если мы начнем, так сказать, передергивать те активы, то от этого, опять же, больше головной боли будет и для РАО, и для правительства, и для депутатов, кстати.

Ведущий: Я напомню, что в нашем эфире - депутат Госдумы Анатолий Аксаков, который будет представлять пакет законопроектов по реформированию электроэнергетики, когда он поступит, наконец, в совет Госдумы. У нас много вопросов, разумеется, на нашем пейджере.

Анатолий Аксаков: Я хотел бы сказать, чтобы в вопросы не уйти, самые простые вещи я хотел бы сказать, для чего все-таки эта реформа делается.

Ведущий: Вот это важно.

Анатолий Аксаков: Первое - это то, что сегодня есть в РАО, все переплетено: и системный оператор, и электрические сети, и генерация, и сбыт - все это приводит к тому, что компания становится непрозрачной. Есть возможность все непрофильные расходы компании, так сказать, непроизводительные, неэффективные расходы, спрятать в тарифе. Это первое. Для этого необходимо разделить генерацию, сбыт и передачу электроэнергии. Тогда легче будет следить за затратами всех этих структур отдельно.

Второе - это, сегодня сложилась такая ситуация, что мы постоянно, с одной стороны - правительство, с другой стороны - РАО. РАО считает, что тарифы недостаточно повышаются, правительство говорит - слишком сильно повышаются. И никто объективно не может объяснить, почему такие должны быть тарифы. Вот рынок, он как раз и даст реальную картину, сколько стоит электроэнергия, и как ее могут оплатить потребители. Это первая проблема.

Вторая, вот я сам из Чувашии, в Чувашии электроэнергия в полтора раза дешевле, чем в Марийской республике. Соседи, в одной климатической зоне. Так вот, две деревни рядом, 100 метров расстояние, одни платят в полтора раза больше, чем другие. Соответственно, ситуация несправедливости. Но беда в том, что этот потребитель, марийский, он не может купить электроэнергию в "Чувашэнерго", поскольку он жестко привязан к этой вертикальной интегрированной структуре в Марийской республике, ему навязывают это дело. То же самое касается предприятий.

И когда нет свободы выбора, естественно, и перекосы во всех ценах, и ситуация несправедливости. Поэтому как раз рынок позволяет дать возможность потребителю покупать там, где ему выгодно. Конкуренция же как раз будет способствовать тому, что цена на тарифы, тарифы будут снижаться, а не повышаться.

Ведущий: "А что будет с акциями РАО "ЕЭС России"? - спрашивает Владимир. - Будут ли они в связи с реформой подниматься или опускаться, дорожать или дешеветь?"

Анатолий Аксаков: Я думаю, что как только начнется реформа, то внимание к акциям РАО ЕЭС будет повышенное, поскольку все понимают, что это выгодный бизнес, потому что есть стабильный, гарантированный потребитель, который всегда купит электроэнергию. С другой стороны, у вас появится возможность играть на этом рынке, с одной стороны, с другой стороны - стать реальным собственником компании и получать за это дивиденды.

Ведущий: А все-таки как Вы относитесь к заявлению Олега Морозова, Вашего коллеги по Госдуме, который сказал, что менее 50 процентов шансы на прохождение в Госдуме этого пакета законопроектов по электроэнергетике?

Анатолий Аксаков: Вы знаете, я присутствовал практически на всех заседаниях согласительной комиссии. И на последнем, на котором принималось решение о поддержке последней версии законопроекта, и даже левые фракции, которые, так сказать, сразу же с листа, с размаху говорили, что нет, мы не будем голосовать, мы против, вот на последнем заседании все-таки уже тональность была другая, конструктивная. И я так думаю, что даже депутаты левых фракций, по крайней мере, частично поддержат эти законопроекты. Я думаю, Олег просто еще внимательно не ознакомился с законом.

Ведущий: Левые частично поддержат, правые поддержат, да?

Анатолий Аксаков: Центр, я думаю, поддержит. Учитывая, что просто законопроекты еще не представлены в Госдуме и не было возможности познакомиться.

Ведущий: Да, понятно, это гадание на кофейной гуще в некоторой степени, это ясно.

Анатолий Аксаков: Естественно, да.

Ведущий: Но тем не менее, кто и какая часть Думы категорически против остается?

Анатолий Аксаков: Я думаю, что левая часть и то не вся, а наиболее крайняя, так сказать, левая часть, которая даже не потому, что реформа проводится или это какой-то вред приносит, а просто против правительства всегда практически, тем более, когда это касается реформ, преобразований, связанных с такой важнейшей отраслью экономики, как электроэнергетика.

20.09.2002 http://www.aksakov.ru/publictext/public/id/448860.html

Док. 323599
Перв. публик.: 20.09.02
Последн. ред.: 20.06.07
Число обращений: 281

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``