В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
АКСАКОВ Анатолий Геннадьевич: `Инвестиционные механизмы как средство разрешения противоречий между концентрацией производства и рыночной конкуренцией`. Назад
АКСАКОВ Анатолий Геннадьевич: `Инвестиционные механизмы как средство разрешения противоречий между концентрацией производства и рыночной конкуренцией`.
Анатолий Аксаков, журнал "Наука - Производству"


Аксаков Анатолий Геннадьевич родился в 1957 г. Канд. техн. наук, профессор, депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ, заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству. Область научных интересов и практической деятельности - экономика промышленного производства.

Мы радуемся росту ВВП, промышленности, сельского хозяйства. Но этот рост в значительной степени происходит на старой технологической основе и фактически консервирует наше отставание от уровня технологии в развитых странах мира. В результате возникает определенное противоречие. С одной стороны, мы должны стимулировать экономический рост как фактор, привлекающий инвестиции в Россию, с другой стороны, - влиять на него таким образом, чтобы он способствовал технологической перестройке экономики. Цифры говорят о том, что основные производственные фонды изношены физически на 50-80%, но все понимают, что моральный износ составляет 90%.

В 2003 г. ожидается массовое выбытие основного капитала и возрастание угрозы техногенных катастроф. Эта ситуация вызывает большую озабоченность, но в то же время является и благоприятной, так как может позволить нашей стране, используя факторы глобализации экономики, провести обновление основного капитала в достаточно короткие сроки. Это требует определенных условий. Во-первых, необходимо создать подходящий инвестиционный климат. Политическая стабилизация сегодня есть, экономический рост как фактор инвестиционной привлекательности тоже наблюдается. Но, тем не менее, инвестиции, и прежде всего отечественные, не поступают в реальный сектор. Все говорят о том, что на корреспондентских счетах в банках скопилась довольно большая сумма, есть средства у населения, но эти ресурсы не направляются на развитие экономики. На наш взгляд, основная причина сложившейся ситуации - неготовность производственного сектора использовать инвестиции. Если сегодня "амнистировать" капиталы, и в российскую экономику вдруг поступит огромное количество иностранных или отечественных инвестиций, то наш реальный сектор не сможет это "переварить". Для создания благополучного инвестиционного климата необходимо провести реструктуризацию экономики, которая должна проходить в двух направлениях. Первое - это концентрация производства и капитала, создание вертикально интегрированных структур, финансово-промышленных групп, холдингов и других всевозможных слияний. Понятно, что крупному бизнесу легче привлечь инвестиции для развития отдельных направлений. Вертикально интегрированные структуры позволяют капиталу быстро перетекать из одной сферы в другую, т.е. он используется наиболее эффективно. Кроме того, крупные структуры могут осуществлять стратегическое планирование. Зная ситуацию с сырьем, комплектующими, переработкой, понимая положение на рынке, легче планировать сегодняшние и будущие потребности. И в этом смысле многие депутаты Госдумы не видят ничего плохого в слиянии фирм. Это нормальный процесс, особенно с точки зрения интересов России на внешнем рынке. Этот процесс даже следует поддерживать, потому что на международных рынках отечественные мелкие фирмы не способны конкурировать с крупными зарубежными фирмами, которые сейчас интенсивно объединяются. Более того, формирование крупных структур позволяет России реализовывать геополитические интересы на рынках СНГ. Создание крупных холдингов, финансово-промышленных групп (ФПГ) соответствует и политическим интересам нашей страны. С другой стороны, возникает вопрос о создании конкуренции, ее механизмов в условиях такого слияния и формирования монопольных структур.

Второе направление реструктуризации - выделение отдельных видов бизнеса в рамках одного из них. Сейчас на слуху примеры РАО ЕЭС, МПС, Газпрома. Такое выделение тоже необходимо, поскольку неэффективные и эффективные секторы слиты воедино, и практически невозможно объективно определить затраты, себестоимость производимой продукции и соответственно увидеть их внутренние финансовые потоки. Многие понимают необходимость реструктуризации РАО, но проводить ее следует очень аккуратно. На первом этапе надо выделить отдельные виды бизнеса без смены собственников, для того чтобы спокойно принимать решения по этому вопросу. Далее для каждого из них возможна разработка бизнес-проектов по привлечению инвестиций для снижения затрат. РАО ЕЭС приводит в пример западную энергосистему, которая использует передовые технологии, что позволяет значительно снизить затраты на производство, тепло-, электроэнергию и работать с большей прибылью. В то же время при использовании неэффективных технологий производство гораздо менее выгодно.

В нашей стране есть еще одна проблема - определяемые государством тарифы. Предприятия России очень чувствительны к их изменениям, так как все производства являются энергоемкими, и любое повышение тарифов сразу ставит их в тяжелое положение, делая неконкурентоспособными. Поэтому, с одной стороны, надо повышать тарифы в целях энергосбережения, с другой стороны, это сразу делает проблематичным экономический рост, наблюдающийся в России.

Можно говорить о структурных преобразованиях, которые необходимо осуществить для привлечения инвестиций. Тем не менее, есть еще факторы (связанные с несовершенством законодательства), препятствующие притоку инвестиций. Например, приобретается пакет акций, имущество, но потом вдруг выясняется, что на каком-то этапе экономические сделки по этим акциям или по этому имуществу были проведены с нарушением закона, и в результате инвестор, который приобрел (вроде бы в соответствии с российскими законами) имущество и акции, очень многое теряет. Эта проблема решается принятием комплекса законов, и сейчас Госдума в контакте с правительством и другими субъектами законодательной инициативы работает над ним. Комплекс законов поможет защитить добросовестного инвестора.

Еще одна проблема касается миноритарных акционеров. Многие говорят о необходимости изменения законодательства для того, чтобы максимально защитить мелких акционеров. Сейчас соответствующий закон уже внесен депутатами на рассмотрение Госдумы. В нем предусматривается: для принятия дополнительной эмиссии необходимо набрать 3/4 голосов акционеров; получение большей информации миноритарными акционерами; ограничение сделок по эмиссии и приобретению пакетов акций аффилированными лицами. Следующая проблема связана с тем, что технологическую перестройку экономики можно проводить на основе лизинга - формы, которая у нас очень слабо развита. Сегодня лизинг составляет 2% бывшего валового объема инвестиций, хотя, казалось бы, это очень эффективная форма, позволяющая успешно работать без крупных финансовых ресурсов, имея залог в виде оборудования. В чем причина? Одна из них - опять же несовершенство законодательства. В настоящее время внесены соответствующие поправки, снимающие противоречия между гражданским кодексом и законом о лизинге, а также внутренние противоречия. Лизингу надо уделить особое внимание и выделить в налоговом кодексе в разделе "Налоги на прибыль" особый режим налогообложения для лизинговой деятельности, поскольку сегодня, когда у предприятия нет свободных ресурсов для обновления основных фондов, эта форма является, может быть, единственной, позволяющей это сделать.

Помимо политических, законодательных, финансовых проблем подъема и развития промышленности существует, очевидно, ряд проблем технического, организационно-технологического характера, которые освещаются на страницах журнала "Наука - Производству". Нам всем необходимо помнить, что эффективные решения могут быть приняты с учетом всех перечисленных аспектов.

01.06.2001 http://www.aksakov.ru/publictext/public/id/406739.html

Док. 323592
Перв. публик.: 01.06.01
Последн. ред.: 20.06.07
Число обращений: 331

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``