В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Аксаков: `Россия входит в новый год уже с принятым бюджетом, и это обеспечивает экономическую и даже политическую стабильность`. Назад
Анатолий Аксаков: `Россия входит в новый год уже с принятым бюджетом, и это обеспечивает экономическую и даже политическую стабильность`.
"Эхо Москвы"

Ведущий: У нас в гостях Анатолий Аксаков, заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству.

Главная экономическая тема сегодняшнего дня - это бюджет следующего года и Трудовой кодекс, который обсуждается на пленарном заседании СФ. Насколько возможно принять реальный финансовый документ в таких меняющихся условиях?

Анатолий Аксаков: Прежде всего я хотел бы, пользуясь случаем, поздравить всех радиослушателей и вас с наступающим Новым Годом. Очень здорово, что Россия в последние годы входит в новый год уже с принятым бюджетом, поскольку это обеспечивает определенную экономическую и даже политическую стабильность, поскольку есть предсказуемость будущего.

Ведущий: По-моему это только второй раз происходит?

Анатолий Аксаков: Третий раз. Но, насколько реально - бюджет, наверное, нереально. Поскольку меняются условия и поскольку наш бюджет очень сильно зависит от нефтяных цен.

Я думаю, что лучше было бы, если он перевыполнялся, как в последние годы происходит, это было и в прошлом году, и в этом году, перевыполняется бюджет, поскольку у правительства появляются дополнительные источники для того, чтобы профинансировать какие-то экономические и социальные программы. В этом году более 300 млрд. дополнительно мы получаем.

Ведущий: Министр финансов Алексей Кудрин и чуть раньше президент Путин говорили о том, что в следующем году мы уже гораздо меньше зависим от нефтяной конъюнктуры, на энергоносители, чем это было раньше. Как вы считаете?

Анатолий Аксаков: Отчасти это правильно, поскольку рост ВВП, который происходил в этом году, составит более 5.5 процента, и тот, который запланирован в следующем году, будет в основном определяться ростом потребления так называемых домашних хозяйств, то есть потребления людей, которые будут идти в магазины и покупать товары, таким образом стимулировать рост объема производства.

И далее стимулировать рост ВВП также будет инвестиционный спрос. В прошлом году рост инвестиций составил 17 процентов, в этом году составит более 8 процентов. Этот инвестиционный спрос, инвестиционный голод, который есть у предприятий, он стимулирует производство продуктов, необходимых для предприятий - оборудование, машины и так далее. Поэтому по той статистике, которую правительство нам представило, в основном рост будет обеспечиваться двумя этими факторами.

Ведущий: Это по статистике, которую представило правительство. А по вашим оценкам?

Анатолий Аксаков: Вы помните, как были тревожные высказывания и председателя правительства, и в ГД, как только цена на нефть начала снижаться, и то, что она сейчас выше 19 долларов за баррель - это тоже нехорошая для нас цена, поскольку основные социальные программы и то, на что мы рассчитываем, рассчитано, исходя из 23.5 долларов за баррель.

Вопрос слушателя: Когда правительство отчитывалось за исполнение бюджета 2000 года и когда будет отчет за выполнение бюджета 2001 года?

Анатолий Аксаков: Фактически, когда оно представляет бюджет, оно отчитывается за выполнение бюджета предыдущего года, поэтому это было как раз осенью этого года, 2000 год. То же самое будет по 2001 году. Есть законодательство, которое регулирует эти вопросы, и правительство докладывает о выполнении бюджета, как это положено по закону.

Вопрос слушателя: Когда начнется в России рост производства - единственная реальная основа реального бюджета, который не может долго сидеть на одной нефтяной игле?

Анатолий Аксаков: Фактически рост начался, я уже сказал, рост ВВП составит более 5.5 процента в этом году, рост объемов промышленного производства тоже в этих же пределах, сельскохозяйственное производство возросло более чем на 7 процентов.

То есть рост есть, но он нас не может устраивать, поскольку объем инвестиций, необходимый для экономики, в два раза больше, чем тот, который сегодня есть. Очень важно создать механизмы увеличения объемов этих инвестиций для того, чтобы те источники, которые есть, а они есть - это деньги в кубышках, некоторые оценивают их до 80 млрд. долларов, это средства банков, которые не идут в реальный сектор, это и иностранные инвестиции, а сейчас появляется накопительные пенсионные счета, которые должны инвестироваться, по следующему году, по разным оценкам, от 1 до 2 млрд. долларов - величина этих пенсионных денег, которые могут быть инвестированы в реальный сектор.

Но нужны механизмы. К сожалению, правительство в одном направлении здорово действует, но в другом направлении, скажем, методом предоставления гарантий - здесь оно отстает от жизни, на мой взгляд.

Ведущий: Как могут повлиять на ситуацию в малом и среднем бизнесе слова поддержки президента?

Анатолий Аксаков: Я думаю, с одной стороны, это обозначение проблемы, еще раз показать, что президент знает, что есть такая проблема, которую необходимо решить, тем более мировой опыт показывает, что до 90 процентов ВВП производится малым бизнесом в этих странах. В России, к сожалению, наоборот, крупные предприятия производят ВВП.

Для России главная проблема все-таки заключалась не в налоговой поддержке малого бизнеса, о чем все время говорят, к чему все время призывают, для России главная проблема - это проблема бюрократии, забюрократизированности процессов регистрации предприятия, контроля за деятельностью предприятия, всевозможные препоны, которые ставятся бюрократами при помощи лицензирования видов деятельности.

В этом направлении правительство правильно абсолютно действует. Принят пакет законов по дебюрократизации, три закона, которые должны упорядочить контроль за деятельностью предприятий, не больше одной проверки в год, сокращено количество лицензируемых видов деятельности в четыре раза, и порядок регистрации предприятий также значительно упрощается.

Предложен метод так называемого одного окна, когда документы подаются в одно окно и уже чиновники должны сами согласовывать с пожарниками, с СЭС, с Госстандартом вопросы, связанные с тем, чтобы это предприятие открыть. Соответственно, уменьшится количество поборов, и надо будет меньше ходить по кабинетам тем, кто хочет открыть свое дело.

Я хотел бы сказать, что только что пришел с пленарного заседания ГД, мы рассматривали в третьем чтении закон о лизинге. На мой взгляд, лизинг является одним из перспективнейших направлений для развития малого бизнеса, поскольку, как правило, для того, чтобы открыть свое дело, нужны какие-то финансовые ресурсы, а их не хватает, а кредит в банке тяжело получить. В лизинг оборудование - вы сразу не платите, если вы берете в лизинг оборудование, вы сразу не платите за него деньги, вы его получаете, оно как бы залогом является перед лизингодателем, вы эксплуатируете это оборудование и расплачиваетесь с тем, кто вам предоставил это оборудование.

Ведущий: Попросту говоря, это то же самое, что кредит, только не для человека, а для предприятия в форме оборудования.

Анатолий Аксаков: Совершенно верно. Я надеюсь, что тот законопроект, который депутаты сегодня поддержали, он как раз простимулирует развитие лизинга у нас в России.

Кстати, 28 процентов инвестиций в Чехии осуществляется в форме лизинга, у нас же около 3 процентов. Мы не развивали этот вид деятельности, хотя он очень перспективен.

Я надеюсь, что принятие закона этого, а также то, что в Налоговом кодексе предусмотрена ускоренная амортизация, которая позволяет значительно снизить налоговое бремя для предприятий, работающих по лизингу, простимулирует этот вид деятельности.

Ведущий: Если возвращаться к теме, с которой мы начали - бюджет на следующий год, как вы назвали основные опасности следующего года для российской экономики?

Анатолий Аксаков: Если говорить о бюджете, то самая большая опасность все-таки связана с тем, что он привязан к нефтяной цене на мировых рынках.

Вторая проблема, которая является крупным недостатком нашего бюджета, это то, что мы инвестиционные деньги распылили по многим объектам, и многие объекты, которые включены в проект бюджета, поскольку он голосуется и президентом еще не подписан, это то, что появились многие объекты без проектно-сметной документации. И фактически, если до 1 апреля, как это предусмотрено законом, не будут предоставлены все документы, то с этих объектов должны быть сняты деньги и переброшены на другие.

На мой взгляд, надо было бы сразу поставить условие - если нет проектно-сметной документации, то деньги на этот объект не выделяются. Второе, надо было бы все-таки сконцентрировать все деньги на каких-то федерально-значимых объектах, а у нас получилась какая-то школа... Нужный объект? Нужный, но школы должны строиться на региональном уровне, не должны здесь в Москве решать, чтобы в какой-то деревне строить школу или не строить школу, потому что трудно определить эффективность вложения денег.

То же самое касается бань. Например, есть 60 млн. рублей, предусмотренных на культурно-оздоровительный центр в Москве, я знаю, сейчас эти спортивно-оздоровительные центры - это хороший бизнес, и здесь надо привлекать деньги предпринимателей, а не из бюджета выделять средства. Но, к сожалению, кто-то пролоббировал, и 60 млн. рублей, вместо того, чтобы пойти на какой-то федерально-значимый объект, идут на эту, грубо говоря, баню, а бань у нас в Москве, слава Богу, хватает. Это главные проблемы, которые связаны с бюджетом.

И еще одна проблема связана с тем, что мы не нашли механизмы, о чем я в начале говорил, механизмы, стимулирования притока сбережений в инвестиции, то есть денег, которые есть в чулках у населения, деньги, которые на корсчетах и на депозитах в ЦБР, деньги коммерческих банков, не нашли способа привлечения иностранных инвестиций.

Их объемы очень незначительны, около 5-6 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций. Китай ежегодно привлекает до 50 млрд. долларов, это коммунистический Китай. Нам нужно найти механизмы для того, чтобы инвестиции пошли в экономику, поскольку, как я еще раз повторяю, нам нужно в два раза больше инвестиций, чтобы страна нормально воспроизводилась.

Ведущий: Если говорить о годе уходящем, могли бы вы назвать важную решенную задачу?

Анатолий Аксаков: Я считаю, что это Налоговый кодекс, 25 глава, когда мы снизили ставку налога на прибыль с 35 до 24 процентов, это пакет законов по дебюрократизации, Земельный Кодекс - это вообще революционное решение. Судебная реформа, которая началась совместно с правительством и ГД. Трудовой кодекс, принятый, сегодня СФ голосует за него. Целый пакет законопроектов, фундаментальных, которые будут определят будущее нашей страны в ближайшем будущем, принят ГД в этом году.

Вопрос слушателя: С 1 января 2002 года российские банки прекратят ли все операции по продаже наличных немецких марок и других валют еврозоны?

Анатолий Аксаков: Будут торговать только евро. Нам нужно избавляться срочно от марок, надо избавляться от других валют.

Ведущий: Что значит срочно?

Анатолий Аксаков: Я считаю, что до 1 января желательно избавиться от марок и приобрести евро или доллары.

Ведущий: Много говорят о том, что наоборот не нужно спешить сейчас и делать каких-то резких движений?

Анатолий Аксаков: Я не в курсе, как у нас обстоит ситуация в стране, но та информация, которой я владею - курс марки будет просто падать, поскольку их ценность будет сокращаться, соответственно, лучше сейчас поменять, чем потом.

Ведущий: Доллар у нас еще подорожает к новому году?

Анатолий Аксаков: Если у вас есть возможность выехать в Германию и там поменять, то лучше выехать и поменять там, курс будет более благоприятный.

26.12.2001 http://www.aksakov.ru/publictext/public/id/428631.html

Док. 323564
Перв. публик.: 26.12.01
Последн. ред.: 20.06.07
Число обращений: 309

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``