В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рамазан Абдулатипов. ФЕДЕРАЛИЗМ НЕ ТЕРПИТ ДИКТАТА Назад
Рамазан Абдулатипов. ФЕДЕРАЛИЗМ НЕ ТЕРПИТ ДИКТАТА
Для современной России нет важнее проблемы, чем выстраивание ее государственности в новых исторических условиях. В решении этой задачи особую роль призван сыграть Совет Федерации. Вспомним, что Совет Федерации возник как совещательный орган глав регионов в Верховном Совете РСФСР - РФ, который после принятия новой Конституции стал всенародно избранной палатой Федерального Собрания РФ. Спустя два года Совет Федерации стал представительством глав органов власти субъектов Федерации. Затем наступил третий этап реформирования верхней палаты. Совет Федерации состоит из представителей руководителей регионов и законодательных собраний.

Прежний Совет Федерации играл роль солидного партийно-хозяйственного актива, а его заседания напоминали пленумы ЦК КПСС, в силу разных обстоятельств члены верхней палаты более занимались политикой, нежели законотворчеством. Правда, в условиях расхолаживания власти Совету Федерации удавалось влиять на стабилизацию политической обстановки в стране. Во многих регионах местная власть становилась почти самодержавной. И такая модель отношений удовлетворяла многих. В Москве Борис Ельцин укреплял свою самодержавную власть. И доля государственной власти, исходящей от народа и служащей народу, становилась все меньше как в регионах, так и в Центре. Парадоксально, но факт: смута свободы и расшатывала, и... сохраняла Россию. Но долго это продолжаться не могло.

После своего избрания новый Президент России Владимир Путин застал федеративное поле фактически в состоянии хаоса, на котором бурно цвели чертополохи унитаризма, сепаратизма и конфедерализма. Нужно было срочно упорядочить правовое пространство единой страны, сделать то, что не смогла решить властная элита России. За пять лет региональные лидеры не только не смогли подготовить и принять эффективные законы по федерализму, но даже не догадались как-то закрепить собственный статус на перспективу. Федеративная реформа была жизненно необходима.

Преобразования, которые начал проводить Владимир Путин, были направлены не на ослабление позиций губернаторов, а на укрепление власти в стране. Путь этот долог.

Но надо понять главное: будущее Совета Федерации, его авторитет, способность работать в одной упряжке с Президентом и Госдумой зависят от содержания законотворческой, организационной и политической работы. От согласованных действий по укреплению государства вместе с Президентом, Госдумой, регионами.

Российская модель федерализма в основном ограничивается взаимоотношениями между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, в лучшем случае отношениями политических элит. При этом конкретный гражданин, местные сообщества слабо осведомлены об особенностях и преимуществах федерализма, равно как о необходимости и важности своего участия в судьбе Отечества. А без этого трудно говорить об укреплении целостности государства, единстве многонационального народа.

Многое будет зависеть от того, сумеет ли Совет Федерации реализовать федеративный потенциал Конституции и достойно продолжить первые шаги по федеративной реформе, предпринятые Президентом. Или все будет сводиться к формальным показателям, представительским функциям и декларациям, клятвам в верности Президенту и его администрации, используя это не для усиления практической работы, а не в последнюю очередь для получения должностей и благ.

Сегодня в Совете Федерации складывается несколько групп сенаторов. Одна из них - предприниматели, представляющие крупные коммерческие структуры, для которых в перспективе главная цель - лоббирование интересов бизнеса с использованием статуса и возможностей члена Совета Федерации.

Вторая - опытные политики-законодатели, управленцы, которые обладают связями, авторитетом, квалификацией для грамотного и по необходимости конъюнктурного решения тех или иных вопросов. Для них важнее всего статусные вещи.

И третья категория сенаторов - это родственники, соратники местных руководителей, для которых делегирование в Совет Федерации считается служебным продвижением, карьерой. Среди них немало перспективных и грамотных людей, которые могут стать политиками федерального значения.

Важно учесть и опыт группы "Федерация", которая была создана с целью поддержки Президента. Но эта поддержка ему, судя по всему, не понадобилась, потому что до сих пор фактически не удалось обнаружить хотя бы одного явного оппонента Президенту в верхней палате. Кроме результатов отдельных голосований по некоторым вопросам, явной оппозиционности Владимиру Путину на Б. Дмитровке нет. И все же совершенно прав Сергей Миронов, когда говорит о повышении гарантий самостоятельности сенаторов, не в ущерб регионам, а для усиления согласованной общегосударственной работы.

Насколько должно измениться содержание работы Совета Федерации? Думаю, что базовой должна стать проблематика государственного строительства, федеративных отношений. Ранее российский парламент мало использовал в законотворчестве федеративный потенциал Конституции. В основном все были увлечены формальными, статусными признаками, не вникая в специфику российского федерализма. Преобладали то жесткий унитаризм, доводимый до унификации многообразия, то многообразие, доводимое до конфедерализма. Нам же подходит одна-единственная формула - единство многообразия, которое и есть реальный федерализм.

Не оправдали себя попытки региональных парламентов обеспечить правовое регулирование совместных полномочий до принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Поле деятельности регионального законодателя пока четко не обозначено. Их полномочия нередко регулируются нормативной деятельностью исполнительных органов власти. Эти противоречия надо преодолевать, не доводя до конфликтов. И не только административными мерами. Отсюда возрастает значимость активной роли Совета Федерации в определении методики и методологии развития федерализма и федеративных отношений, совместно с субъектами Федерации.

Вспомним, все последние годы законодательные и исполнительные органы власти как бы соответствовали друг другу: нежелание одних предлагать законы дополнялось неспособностью других принимать их. Как показал опыт, такое состояние опасно для государства, нарушает права граждан.

И потому Совет Федерации может и должен быть инициатором, генератором идей законотворческой и организационной работы в сфере федеративных отношений. Возможности для этого есть.

Целостность государства достигается не диктатом сверху или снизу, а достижением паритета интересов, постоянным партнерством друг с другом. И прежде всего в законотворчестве. Совету Федерации предстоит взять на себя роль координатора законотворческой деятельности Федерального Собрания и региональных законодателей. Вопросы государственного устройства, федерализации, региональной политики и местного самоуправления должны стать приоритетными направлениями в законотворческой деятельности Совета Федерации.




Рамазан АБДУЛАТИПОВ
"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА"
16 января 2002 года
http://www.abdulatipov.ru/Parts/2002.01.16_PG_Federalizm%20ne%20terpit%20diktata.htm

Док. 323484
Перв. публик.: 16.01.02
Последн. ред.: 20.06.07
Число обращений: 476

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``