В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рамазан Абдулатипов. КАК ПОСТАВИТЬ ЗАСЛОН ЭКСТРЕМИЗМУ? Назад
Рамазан Абдулатипов. КАК ПОСТАВИТЬ ЗАСЛОН ЭКСТРЕМИЗМУ?
Часто можно слышать разговоры о том, что, мол, вот раньше все народы страны жили действительно в дружбе и братстве. А как только пришло время пресловутых реформ, все перевернулось с ног на голову. О причинах такого "переворота", как правило, не говорят. А причины эти не лежат на поверхности. Вот о них-то и хочу сегодня поговорить.

У экстремизма в России и тех, кто его насаждает, есть вполне определенная и весьма глубинная цель. Они завоевывают для себя нишу, внося бездуховность, фанатизм, невежество, запугивая людей, нагнетая недоверие. Эти угрозы с этноконфессиональными оттенками направлены против устойчивости российской государственности и стабильности российского общества, раскачивают национальные и федеративные отношения. Частично им удалось за последние годы свести на нет веками сложившийся потенциал этнополитической культуры и религиозной терпимости. Ситуация усугубляется и тем, что в политических кругах страны не всегда понимают всей сложности данной проблематики, в них нередко озабочены тем, как в своих корыстных интересах использовать этноконфессиональные факторы. Особенно отчетливо это проявляется в ходе выборов в попытках разделения граждан по этническому и конфессиональному признакам.

Безусловно, этноконфессиональные конфликты, сепаратизм и экстремизм зиждутся на общем кризисном состоянии, экономических, политических, социальных и морально-нравственных процессах в обществе. В этой ситуации закономерно происходит смена шкалы ценностей, форм и методов самоидентификации, усиливается борьба за самоутверждение, в том числе между конфессиями и этносами во всех сферах общественной и государственной жизни. Групповые, корпоративные интересы тут начинают господствовать. Отсюда социально-экономическому и духовному кризису придается этноконфессиональная окраска.

Самое опасное, когда господство корпоративных, узкогрупповых, национально-религиозных подходов демонстрируется на уровне политической элиты страны и регионов. А в итоге на задний план уходят жизненно важные общенациональные идеи собирания Отечества, обеспечения единства многонационального народа России, гражданской солидарности общества и т.д. Здесь же возводимая в теории и на практике идея "забыть о нациях", уйти от национальной политики, сведя ее к формальной атрибутике.

При видимом единстве общества идет внутренний процесс деструктуризации солидарно-мобилизационных основ целостности государства. Одной из таких исторических основ солидарности общества и государства являются этносы. У нас нет практической политики собирания нации как этноса и нации как государства. Деструктуризация общества по этнорелигиозному признаку приводит к раздорам и противоречиям, к этноконфессиональному экстремизму, который явно проявился в его крайних формах вооруженного сепаратизма (Чечня), меж-этнического насилия (Ингушетия - Осетия), религиозного экстремизма (Чечня и Дагестан), национализма шовинистического толка (Москва - Царицыно) и далее.

Именно агрессивный этноконфессиональный экстремизм, претендующий выступать от имени того или иного народа и конфессии и утверждать свое превосходство силой, представляют собой проявления утверждающейся в кризисном обществе новой формы тоталитарно-коллективистской идеологии и соответствующей политической практики. Опасность тут кроется в том, что это в любой день может стать мощной мобилизующей силой масс, способной в очередной раз взорвать наше общество. А взрывом, если он допущен, управлять почти невозможно. Последствия такого взрыва могут быть катастрофичны для России. Нам всем, огромной стране, уже одной Чечни много.

Этнонационализм не только порождает конфликты, но и автоматически пытается найти соответствующую конфессиональную поддержку. Именно их бездуховно-искаженное соединение может стать основным препятствием на пути укрепления российской общегражданской общности, несмотря на то, что в Конституции записано: "многонациональный народ". Но эту идею надо подтверждать на практике, и эта строка на уровне "национальной идеи" имеет для нас историческое значение, является первоочередной задачей, если хотите, целью нашего государственного и общественного развития. Именно в этом мне видится наш российский патриотизм, откуда мы черпаем национальное достоинство и гордость за свой народ, за свой род, за свою страну и государство.

Но в стране пока, кроме Президента, отсутствует другая политическая сила, которая была бы способна мобилизовать граждан для достижения этих высоких духовно-политических целей. И политическая элита страны пока не борется за обеспечение действительно демократического развития наций, единства потенциала многонационального народа, гражданской общности, а борется за доступ к Президенту. И гражданское общество, как показал недавний форум, находится еще в весьма зачаточном состоянии. Весь комплекс факторов социального или идейного плана не стал определяющим ни в партийном строительстве, ни даже в политическом обустройстве государства.

Сильный и авторитетный Президент - это хорошо, но при условии сильного, жизнеспособного и, главное, единого народа. Иначе, продвигаясь по пути старого указателя: "народ и партия едины", мы можем прийти к полному отрыву их друг от друга, к провалу. Наш народ молча восхваляет и терпит, а потом также молча и равнодушно наблюдает за гибелью партии и даже страны. Мы все этому свидетели. Поэтому место развитого гражданского общества, партий и идей зачастую, хорошо ли это или плохо, сегодня занимают этноконфессиональные ценности, которые, как правило, взбудоражены и выведены из своего естественно-духовного состояния и доведены до экстремизма.

На этом фоне может вновь произойти ослабление и государственной власти, и социального контроля за властью со стороны общества, что будет сопровождаться массовым нарушением прав и свобод человека, прежде всего по этноконфессиональному признаку, искажением действующих правовых норм в угоду отдельным национальностям и религиям, новыми "интервенциями" в единое правовое пространство отдельных органов власти и регионов, а также вовлечением в борьбу значительных этнических и конфессиональных групп населения, разочарованных тем, что "партия их обманула".

Политическая элита страны не замечает, что общество встревожено происходящим возрождением расизма, ксенофобии, национализма, шовинизма, антисемитизма, стихийным обострением обстановки нетерпимости, увеличением актов насилия, продолжающейся практикой дискриминации людей по национальным, конфессиональным и даже по духовным признакам. В ряде мест власть сомкнулась с преступным миром и начинает действовать в использовании правоохранительного потенциала неправовыми методами. Этноконфессиональный экстремизм с полным основанием можно характеризовать как метод преступного использования национальных чувств, национальной памяти народов и сути религий - веры. Он направлен прежде всего против своего народа, своей веры и отравляет межнациональные и религиозные отношения. Не замечать этого или подыгрывать в данных сферах в угоду политической конъюнктуре - значит подталкивать целые народы к бездне.

Государство обязано обеспечить гарантии против всех форм дискриминации по признакам этнической, конфессиональной и всякой иной принадлежности. Увы, эту задачу правоохранительные органы не смогли решить за все эти годы. Тысячи погибших в межнациональных конфликтах и единицы преступников, привлеченных к ответственности за разжигание межнациональной розни. Ситуация такова, что в стране не осталось ни одной национальности, которая не имела бы претензий к какой-либо другой национальности единого Отечества. Необходимы эффективные законодательные и иные правоохранительные меры по борьбе с экстремизмом на национальной и религиозной почве, уделяя при этом особое внимание улучшению информированности и просвещенности масс, сотворчеству и сотрудничеству народов и конфессий, укреплению взаимопонимания и доверия между ними. Большими усилиями удалось сохранить соответствующий комитет в Государственной Думе, в составе которого работают 8 из 450 депутатов. Нет подобной структуры и в Совете Федерации.

Важно осознать, что нам следует наконец изучить и понять глубинные причины и источники нетерпимости и экстремизма в данной сфере, найти демократические способы и средства их искоренения. На это должны быть направлены в том числе законотворчество и правовая культура, просветительские и учебные задачи, исследовательские программы. Мы почему-то стесняемся использовать позитивные примеры взаимоотношений народов, открыто говорить и пропагандировать ценности их дружбы и сотрудничества. Следует углублять образование и просвещение в области прав человека и прав народов, разрабатывать кодексы этики, культуры межнационального общения, воспитывать дух солидарности народов - "возбуждать добро, а не зло" (Мустай Карим). Не менее важно, чтобы средства массовой информации аргументированно и ответственно подходили к комментариям разного рода противоречий и конфликтов в сфере национальных и религиозных отношений, особенно в моменты их обострения, когда резко проявляются нетерпимость и недоверие. И постоянно управлять этими процессами как на федеральном, так и на местном уровнях.

ХоЧу еще раз подчеркнуть, что важнейшим направлением государственного строительства на предстоящие годы является для нас формирование гражданской общности россиян, накопление и реализация созидательных, собирательных сил государства с использованием для этого потенциала всего многонационального российского народа Российской Федерации. Отрицанием наций, свержением религий тут ничего позитивного не достичь, кроме их взбудораживания и озлобления. Россия XXI века имеет будущее, только развиваясь на основе цивилизованного решения насущных проблем развития наций, национальных отношений, россиян как граждан различной этноконфессиональной принадлежности, но единой страны, единого государства.

Великая Россия сформировалась веками как многонациональное и многоконфессиональное государство, что требует выверенной национальной и государственно-религиозной политики. Солидарность и сотворчество народов, культур и религий при паритете интересов всех национальностей и верующих различных конфессий, их отечественное партнерство - вот задачи, которые стоят перед государством и обществом. Нации, духовность и вера - это столпы, на которых стоит государство.

Надо не свергать друг друга в едином Отечестве, а учиться управлять многонациональным и многоконфессиональным государством так, чтобы каждый человек независимо от национальной и религиозной принадлежности чувствовал себя комфортно, полноправным гражданином России, с достоинством и перспективой на будущее. Чтобы не только по Конституции, но и по своему самочувствию мы все осознавали себя частью единого многонационального народа, и Россию - своей единой Родиной. А Родину не предают и против Родины не борются, кроме подлецов и предателей.

У нас при всей нашей самобытности и многообразии Россия одна на всех. И для нас подходит продуманная и выверенная веками формула - единство многообразия. Не только в философском смысле, но и, как говорится, по жизни. Общенациональных идей в этом плане у нас предостаточно. Недостает пока общенациональной практики, выстроенной на единой воле граждан единого народа, государства.



Рамазан АБДУЛАТИПОВ
"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА"
22 февраля 2002 года
http://www.abdulatipov.ru/Parts/2002.02.22_PG_Zaslon%20extremizmu.htm

Док. 323469
Перв. публик.: 22.02.02
Последн. ред.: 20.06.07
Число обращений: 412

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``