В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рамазан Абдулатипов. КАВКАЗ ВЗОРВАН НЕВЕЖЕСТВОМ ПОЛИТИКОВ Назад
Рамазан Абдулатипов. КАВКАЗ ВЗОРВАН НЕВЕЖЕСТВОМ ПОЛИТИКОВ
Мне не дает покоя, и не только мне, вопрос: если российская политика на Кавказе правильна, то почему она приводит к результатам порой просто трагическим? Если же она неправильна, то какие коррективы и как срочно надо в нее внести? Как должны адаптироваться Кавказ и кавказцы к новым условиям?

Недавно на московском форуме ученых-кавказоведов я поставил эти вопросы. И спросил знатоков Кавказа, среди которых несколько десятков специалистов с мировыми именами, что они предлагают и когда власть в последний раз обращалась к ним за консультациями по кавказским делам. Никто не смог вспомнить, когда это было. И нам надо избавиться от этого взаимного равнодушия. Ответственность лежит на всех. Скажем так: если бы была виновата одна сторона, то конфликт не длился бы долго.

Для тех, кто формирует и реализует кавказскую политику России, характерно устойчивое недопонимание вещей фундаментальных. Такой, например, что Кавказ проникнут Россией, сжился с ней гораздо теснее, чем принято думать. Мы на днях провели молодежный форум Чечни. После всех трагедий, на фоне разрушенной Чечни ни один из молодых представителей Чечни не высказал каких-либо претензий в адрес России. Представления же в Москве не столь толерантны. Мы только и слышим в последнее время об усилении в регионе влияния американского, турецкого и бог весть какого еще. Слышим о сдаче Россией своих кавказских позиций. Так-то оно так, только почему тысячи и тысячи грузин, армян, азербайджанцев, других "лиц кавказской национальности" стремятся устроить свою жизнь не в богатой Америке и не в других благополучных странах, а в России, хотя во многих российских городах на них развернуты облавы?

Ну а, в свою очередь, Россия и сегодняшняя российская элита, общество, насколько они прониклись Кавказом, постарались понять состояние его души, как в разное время ее постигали лучшие представители русского народа? Что нынешние политики и общественные деятели думают на этот счет? Помнят ли, что на Кавказе на силу непременно ответят силой, а на дружбу дружбой?

Российская политика в регионе то и дело колеблется от недальновидности к разобиженности, свойственной возрасту скорее подростковому, чем взрослому. Тут можно бы вспомнить, как в свое время при попустительстве российских властей растащили имущество со складов кавказских военных округов. Растащенным были вооружены, одеты, обуты несколько армий, тут же включившихся в карабахский, абхазский, грузинский, югоосетинский, чеченский и другие конфликты. Умолчу о том, всегда ли удачным было российское миротворчество, склонное благоволить то одной из конфликтующих сторон, то другой, что в подобных случаях недопустимо. Напомню лишь, что иные творцы российской политики на Кавказе всерьез полагали, что если полыхает к югу от Главного Кавказского хребта, то на северную, российскую сторону беда перекинуться не сможет. Напрасно (и если бы только я) убеждал российских коллег, что Кавказский хребет делит регион чисто географически, но во всем остальном Кавказ - это, в сущности, единое пространство. Но коллег, похоже, одолела слепоглухота. Плюс поистине детская способность удивляться тому, что взрослых удивлять не должно. Но ведь удивляло же, когда трагедия все-таки пришла в Чечню, когда вспыхнул осетино-ингушский конфликт, когда война захватила Дагестан. Сами же своими делами вели, подталкивали к этому, борясь с честными и мужественными и выдвигая воров и бандитов.

Я немало слышал и читал, что истоки нынешней трагедии на Северном Кавказе будто бы кроются в многолетней войне чеченцев с русскими, в конфликте цивилизаций - мусульманской и христианской. Даже в уста Президента России вложили. Почему Б. Ельцин не посоветовался тогда со мной - я ведь был в его правительстве? Несерьезно все это, мягко говоря. Народу в массе в общем-то не так важно, кто, с кем и когда враждовал. Если его жизнь хорошо устроена, в ней царят мир, достаток и справедливость, время залечивает даже такие раны, как несправедливая депортация в сорок четвертом и годы ссылки. Только вот беда: некоторые из руководства Чечено-Ингушетии последних советских лет установили в республике такую систему поборов и подношений, минуя которую невозможно было ни в вуз поступить, ни получить работу. Все жалобы населения в Москву, в ЦК партии завершались тем, что их направляли назад, на разбор местному руководству. А результат разбора был один: виноват сам жалобщик. Люди потеряли веру в справедливость, в то, что Москва может их защитить. На Кавказе такое воспринимают острее, чем, скажем, в Саратовской области.

И вот появляется Д. Дудаев, обещает избавить людей от прогнившей власти. Ясно, что его принимают с надеждой и восторгом. Что многим в России тоже очень знакомо и памятно. Чем все это обернулось, мы тоже помним очень хорошо. Но при этом мне памятна и такая подробность из общения с Д. Дудаевым. Он был идеалист, порой фанатичный, но после наших споров о степени чеченского суверенитета собственноручно написал меморандум, состоявший из одиннадцати пунктов - полномочий, которые Чечня готова делегировать России, Москве. Кроме того, он требовал гарантии защищенности своего народа, хотя сам же окружил себя с самого начала мафиозниками и бандитами. Когда же я доставил бумагу с этими одиннадцатью пунктами российскому руководству, меня стали упрекать чуть ли не в сговоре с сепаратистами.

Недавно я был в Грозном. Город - сплошная рана, которая неизвестно когда заживет. Ну а что до полномочий, то иные руководители регионов, на словах более мягкие, чем Дудаев, сумели выторговать у Кремля уступки более масштабные, которые постепенно вошли в конституционное пространство России. Это политика?

Накануне первой встречи лидеров стран "кавказской четверки" - России, Грузии, Азербайджана и Армении - мне пришлось вместе с В. Михайловым и К. Цаголовым разрабатывать концепцию по разрешению конфликтов в регионе. Положения этого документа были тщательно выверены экспертами наших четырех стран, нашли понимание у президентов. Документ этот потом куда-то канул.

Ну и почему-то не замечается, что по социально-экономическим показателям республики Северного Кавказа, расположенные в краю благодатнейшем, занимают тем не менее самые последние места в стране. Так, Дагестан, откуда я родом, способный быть самодостаточным, на 90 процентов зависит от дотаций федерального центра. Абсурд? Да, но этот вариант удобен чиновникам как в Москве, так и в Махачкале, поскольку, с одной стороны, создает видимость управляемости территорией, с другой - снимает всякую ответственность за результаты "управляемости".

Своей рукой я писал Концепцию государственной национальной политики на Кавказе, докладывал на Совете безопасности, согласовывал в Ростове-на-Дону с руководителями субъектов Федерации на Северном Кавказе. В общем, по отзывам добротный получился документ. Только вскоре, причем об этом я узнаю из прессы, Совет безопасности РФ вновь поручает А. Кокошину разработать концепцию кавказской политики России. Как, удивился я, а когда и кто на моей работе поставил крест? Звоню А. Кокошину. Он сообщает, что впервые слышит о концепции. Пришли, говорит, посмотрю обязательно. Как это понимать?

Не знаю, какая из двух концепций принята, а какая отвергнута. Но помню, что в моей был пункт об открытии радиовещания на чеченском, аварском и других языках народов Кавказа. Соответствующий документ подписан тогдашним вице-премьером А. Чубайсом. И намеченное, представьте себе, совсем недавно реализовано. Только не российскими властями, а радиостанцией "Свобода".

Три российских правительства подряд - Черномырдина, Кириенко, Примакова - принимали решения об открытии около моего родного аула пограничного контрольно-пропускного пункта. Будь такой пункт, родня и друзья из соседних аулов могли бы практически пешком ходить друг к другу на свадьбы, похороны, да и просто в гости. Но КПП, несмотря на целых три (!) решения правительства, не открыт. Людям приходится добираться к соседям, делая круг в шестьсот километров. Платя дань на каждом КПП. Кстати сказать, в этом деле со стражами Государственной границы успешно конкурируют представители других российских служб. Спросите любого шофера, доставившего груз из Баку в Рязань или Саратов, сколько он вынужден был "дать на лапу" людям в погонах и без.

Между тем в России и на Кавказе в жизнь входят новые поколения. Традиции добрососедства, дружелюбия у них уже не те, что у старших. Зато все больше молодежи втянуто в жизнь сообществ с иными ценностями, иными принципами деления людей на своих и чужих. Идеологу ваххабизма Тагаеву вторят не только безголовые скинхеды, которые требуют "очистить Россию от кавказцев", но и губернаторы, и министры. К чему готовимся, господа? Национальный, а также этнополитический экстремизм - это величайшее невежество, которое разрушает Кавказ и может разрушить Россию.


    

    

Рамазан АБДУЛАТИПОВ, член Комитета Совета Федерации по международным делам, член Комиссии СФ по информационной политике, председатель Совета Ассамблеи народов России
    



Ну и, пожалуй, последнее. Было уже в новой, нынешней России Министерство по делам национальностей. Было и такое, что автор этих строк девять месяцев его возглавлял. Как человек, родившийся и выросший на Кавказе, как ученый, защищавший докторску диссертацию в Ленинграде, а затем возглавлявший Совет Национальностей Верховного Совета, а также политик проработавший вице-премьером российского правительства, конечно, с одной стороны, я понимал всю важность и нужность порученного мне поста в Миннаце. С другой - чувствовал, сколь ничтожен вес этого министерства в правительстве: оно не имело никаких рычагов, в том числе и финансовых. За девять месяцев мне не только не удалось что-то изменить в этом плане, но даже добиться ясности своих собственных полномочий министра.

Итог известен: убрали министра, а потом и министерство. Похоже, оно специально было создано таким образом, чтобы его можно было закрыть в любой момент и безболезненно. Что и было сделано с подачи, как говорят, вице-премьера В. Христенко, финансиста из Челябинска, человека, далекого от национальных проблем, а значит, и национальных интересов многонациональной России.

Наши чиновники и политики не хотят вникать в суть российской государственности, не знают даже первую строку Конституции нашей страны: "Мы - многонациональный народ Российской Федерации". Этим все сказано для посвященных и разумных патриотов, независимо от их национальной принадлежности.

Самочувствие Кавказа зависит от самочувствия России и от самочувствия кавказцев в России.



Рамазан АБДУЛАТИПОВ
"РФ СЕГОДНЯ [No9]"
01 мая 2002 года
http://www.abdulatipov.ru/Parts/2002.05.01_RF%20Today_Kavkaz%20vzorvan%20nevejestvom.htm

Док. 323461
Перв. публик.: 01.05.02
Последн. ред.: 20.06.07
Число обращений: 413

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``