В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рамазан Абдулатипов. Каждый этнос - феномен общества Назад
Рамазан Абдулатипов. Каждый этнос - феномен общества
В Республике Башкортостан накоплен большой опыт по удовлетворению национально-культурных потребностей населения. Все познается в сравнении. Еще до разработки Концепции государственно-национальной политики Российской Федерации в Башкортостане функционировала крупная программа "Народы Башкортостана". Это была уникальная, фактически первая работа в Россий&-ской Федерации после развала СССР. В то время я был руководителем рабочей группы по разработке Концепции государственно-национальной политики РФ. У нас на столе лежала программа - огромный том "Народы Башкортостана". Уже тогда Башкортостан шел к разрешению национальных проблем. Очень хорошо, что эта программа работает до сегодняшнего дня.

В выступлениях Премьер-министра, а также министра культуры и национальной политики республики очень четко сказано, что сделано и какие перспективы. Прекрасно, что есть программа по развитию языков. По-моему, Башкортостан единственный субъект в Российской Федерации, который имеет специальную программу по развитию фольклора народов республики. Это огромное достижение, и оно важно, когда многие горят желанием использовать этнический фактор. Любой проблеме - социальной, политической, экономической, культурной - каждой из них можно придать этнополитическую окраску.

Национальную проблему очень легко можно возбудить. На межнациональные конфликты не требуется большого ума. Но для того, чтобы выйти из этого трудного положения, нужны десятилетия. Перед тем, как началась война в Чечне, мне неоднократно приходилось приводить высказывание народов о том, что на Кавказе стреляют один раз, а перестрелка идет сто лет. То есть, конфликт начать легко, а разрешить очень трудно. Я всегда говорил и сегодня хочу подчеркнуть: страшно не то, что происходит в Чечне, страшно, что будет происходить. Каждый по своему описывает героизм одной стороны. Сегодня выходит много таких книг. Прочитайте Проханова, по нему чеченцы все бандиты. Прочитайте некоторых чеченских поэтов, которые сравнивают Дудаева с пророком.

Межнациональные отношения - это такая проблема, над которой надо работать повседневно. Мне приходилось заниматься этим постоянно. Отрадно, что в Республике Башкортостан сложилась такая системная работа. А то, что в некоторых регионах провели несколько мероприятий, каких-то праздников - это не есть национальная политика государства. Не каждое застолье можно причислить к национальной политике, если там произносили тост за дружбу.

В Концепции государственно-национальной политики РФ мы отметили, что национальная политика - это система взглядов на эту проблему, система мер воздействия, которая обязательна для всех органов власти на всех уровнях. А не просто: вот, мол, в Башкортостане захотели и провели мероприятия, а в других регионах не захотели и ничего не провели, и оттуда бегут люди. А потом мы удивляемся: "Откуда миграция!?" Потому что в одном месте создается более или менее благополучное общество на рыночной основе, а в других местах вернулись к феодализму. Раньше мы хвалились, что минуя капитализм перешли к социализму, а теперь, минуя капитализм, опять кое-где перешли к более низкой формации. За последние десять лет в некоторых республиках не построено ни одного квадратного метра жилья. Падение промышленного производства - до 80, а сельского хозяйства до 70 процентов. Хотя мировые эксперты всегда говорили, что если падение составляет более 20 процентов, промышленность невозможно восстановить. Богатейшие республики и субъекты федерации живут за счет дотаций из федерального центра. Руководители этих регионов считаются "хорошими". А такие, которые сами работают, сами обходятся без центра, почему-то подозрительные, не на хорошем счету.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что нация - это не абстракция, нация вмонтирована в систему экономических и других общественных отношений. И в этих общественных отношениях определяется самочувствие самого народа. Есть несколько подходов определения нации. Бромлей рассматривает нацию как социальное явление. Многие специалисты помнят его. Гумилев, лекцию которого мне приходилось слушать в Ленинградском университете, говорил, что нация в большей степени биологическое, природное начало. По сталинской версии, для нации свойственны общность экономической жизни, территории, языка, психологического склада, культуры, и отсутствие одного из этих признаков означает, что якобы нации нет. Одни вообще заявляют, что в наше время никаких наций не должно быть. Видный ученый Тишков еще в 80-х годах писал о конце наций. Когда мы говорим о конце этнического в национальном, мы забываем о том, что исключаем из жизнедеятельности человека глубокие исторические корни, его нравственность, дух, социальный опыт, самосознание, социальную память. Еще древние греки говорили, что человеку без нации, без веры нужна только война. И когда мы боремся с национальным (а это является основным направлением в жизнедеятельности), мы боремся с человеком и человеческим началом в нем самом.

Недавно я читал статью Ирины Хакамады в газете "Коммерсант". Она пишет: "Я не знаю, чем занимается министерство по делам национальностей. И вообще, зачем нужны эти национальности, тоже не понимаю". Я хорошо понимаю, что у Хакамады где-то, какие-то корни потеряны. Понимаю, когда человек не по крови, а по культуре переходит к другой национальности. Ради бога! Но это не исключает существование различных наций. Поэтому пока в нашей науке и литературе нет четкого определения феномена нации. Более того, мы исключили из паспорта графу "национальность". В переписи населения очень старались как-то обойти этот острый вопрос, но никак не смогли. Все-таки спросили национальность у людей. А про родной язык вообще забыли. И единственный человек, у которого в России спросили про родной язык - это Владимир Владимирович Путин. Журналист ошибся - по старой карточке спросил.

Мы боимся своего духовного, своего корневого, родового начала. Самая главная трагедия для любого народа - это загрязнение духовных родников. Мы несправедливо и незаконно вмешиваемся в этническое, и я считаю, что это беско&-нечная агрессия со стороны государства. В царской России (XIX - начало ХХ века) ряд малых народов называли инородцами, в СССР - нацменами. И теперь примерно такое же отношение к этносам продолжается. Хотя основной целью государственной национальной политики является сохранение граждан&-ского мира и согласия, взаимопонимания между народами. Ведь этнонациональные проблемы успешно решаются лишь на основе доверия, открытости и взаимоуважения. Это неоднократно подчеркивал Владимир Владимирович Путин и об этом очень образно сказал на Ассамблее народов Башкортостана. Национально-культурному развитию народов России большое внимание уделяет и министр Правительства РФ Владимир Юрьевич Зорин. Я знаю работу министра по национальной политике. Очень трудно, когда у тебя ни копейки нет. Мы знаем, что в Республике Башкортостан на удовлетворение национальных нужд потратили 40 миллионов рублей. А наша федерация на возрождение и развитие нацио&-нальных культур ничего не потратила. Могут, конечно, сказать, что в разных статьях бюджета что-то предусмотрено. В свое время мы с Зориным в Государственной Думе добились финансирования федеральной национальной политики. Сейчас нет этой статьи в российском бюджете. Исчез правительственный план по реализации Концепции государственно-национальной политики. Нет прежнего министерства по национальной политике. Работают всего-навсего один министр и одиннадцать специалистов. Вот уровень отношения к этой сфере.

Мы ложно понимаем национальную политику. В свое время русским, живущим в Прибалтике, навязывали такую мысль: не надо вам изучать языки эстонцев, латышей, литовцев, пусть они изучают русский язык. В результате в каком положении мы оставили их в этих республиках? Без знания языка, культуры... Формальная деятельность затрудняет межнациональные отношения. Нет разумной, толковой системы, обязательной сверху донизу на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и особенно на уровне местного самоуправления. А ведь все национальные проблемы возникают и решаются в основном на местном уровне.

Почему у нас национальные проблемы автоматически становятся общегосударственными? Потому что нет системы их снятия на местном уровне. На места из центра выезжают люди, которые не знают культуру, традиции и историю этносов. Надо доверять местной власти и местному населению и из них делать патриотов Родины. Перед нами огромная работа. Структурное управление по национальному вопросу в России не создано. Хотя во многих субъектах федерации накоплен огромный опыт. В Башкортостане, Удмуртии, Оренбург&-ской, Саратовской областях... Это все надо изучить, обобщить и заниматься этим на федеральном уровне.

На конференции говорили об учебниках. Я был на книжной выставке в Москве и купил тридцать пять учебников истории. Только в первой главе учебников есть ссылка на "Повесть временных лет", где написано, что в России "проживают кривячи, вяточи, древляне, поляне и племена других языцей". И всё! Каждый народ, живущий в этом государстве, должен увидеть свое место в нем, и историю, и культуру этого государства. И это является самым убедительным фактом.

Приняли закон о национально-культурных автономиях. Я был категорически против. Мы стимулировали создание однонациональных организаций и почти не занимаемся стимулированием создания многонациональных образований. Никто не помогает Ассамблее народов России. Хотя Ассамблея взяла на себя огромную работу, которую проводило Министерство по национальной политике. Ни одной копейки никогда не получали. Мы говорим, не надо вашей копейки, только не мешайте, лучше оказывайте хоть какое-то содействие в деле гармонизации межнациональных отношений.

Сегодня мы перешли к многопартийной системе, проводим выборы по партийным спискам. Но в программе ни одной партии нет систематизированного и целостного понимания этносов, народов России и не указано, какая национальная политика предлагается по отношению к ним. Имеются только отдельные высказывания. Правые говорят, что главное - права человека, а левые главным считают народы, индивидуальные и коллективные права, их взаимосвязь между собой. Сегодня академик Роберт Искандарович Нигматуллин очень точно сформулировал тему своего выступления "От многокультурности общества к многокультурности личности".

У нас на Кавказе есть очень поучительное выражение: если человек выпьет воды из семи родников - он выздоравливает. А в России - 160 "родников". Это наше богатство. Но мы так и не поняли, что многонациональность не беда России, а огромный потенциал российского государства. И мы не научились все это использовать, а боремся с самим собой. Сейчас всю проблему свели к толерант&-ности. Что означает по-русски толерантность? Отвечают - терпимость. Температура в школе минус 8 градусов, а родители должны проявить толерантность. В школе дети мерзнут - говорят, это ваша проблема. Нет работы - это тоже ваша проблема... В России такого общества не было. В России солидарное общество, соборное общество, совершенно другой народ. У нас не может быть толерантности без солидарности. Правительство выделяет на это огромную сумму, но я почти не знаю субъектов федерации, где бы эти деньги использовались по назначению.

Я думаю, нужно серьезнейшим образом пересмотреть вопросы национальной политики в демократическом государстве. Я рассматриваю два принципа: первый - учет и паритет интересов всех национальностей независимо от их численности, второй - партнерство их между собой. Есть нации как этнос. Но мы, как государство, тоже нация. Будущее России - в многонациональности. Поэтому не надо бороться с национальностью, наоборот, этот огромный потенциал надо использовать для развития личности. Особенно в условиях глобализации.

У меня был друг из Краснодарского края, вместе ездили по странам. Когда были в Кувейте, говорит: "Почему мы приехали сюда. Тут всего 4 миллиона населения, а у меня только в Краснодарском крае - 5 миллионов, о чем нам с ними говорить?" Потом вместе с ним поехали в Китай. Попали в один национальный район, а там - жителей 128 миллионов! Я говорю ему: "Как твой Краснодарский край на фоне этого района, для чего ты сюда приехал?.."

Нельзя по количеству и по параметрам мерить и судить. Каждый этнос - это самодостаточная единица, феномен общества, природы, живой организм. Тут количество и параметры совершенно никакой роли не играют. Они характеризуют только возможности, потому что чем больше народа, тем больше налогоплательщиков, больше возможностей для развития... Поэтому должна быть специальная программа по национальным меньшинствам. Мы ратифицировали Европейскую Конвенцию, а специальной программы до сих пор у нас нет.

Наше государство и в перспективе будет многонациональным, но при этом мы должны быть одним народом. В первой статье Конституции Российской Федерации написано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации...". Это говорит о том, что главной задачей государства является собирание этих народов в единое государство. Когда мы станем единым народом, и волеизъявление будет единым. Следовательно, мы сможем успешно решить задачи реформирования нашей страны. Это будет только тогда, когда каждый из нас почувствует себя достойной личностью и сохранит достоинство своего народа.



Рамазан АБДУЛАТИПОВ
"ВАТАНДАШ"
01 января 2004 года
http://www.abdulatipov.ru/Parts/2004.01.01_Vatandash_EtnoFenomen.htm

Док. 323408
Перв. публик.: 01.01.04
Последн. ред.: 20.06.07
Число обращений: 450

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``