В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рамазан Абдулатипов. Как нам реструктуризовать Федерацию? Назад
Рамазан Абдулатипов. Как нам реструктуризовать Федерацию?
На смену временным мерам должна прийти продуманная стратегия


РЕФОРМА Федерации занимает центральное место в становлении российской государственности на современном этапе. Федеративная модель нашего государства, утвержденная Конституцией, разработана с учетом международного опыта строительства территориально сложных и многонациональных государств. К сожалению, наши политики и ученые воспринимают современный российский федерализм лишь как формальную уступку регионам, прежде всего национальным республикам - как будто края и области не заинтересованы в демократизации государственного устройства и государственного управления. Как сказал на заседании Совета Федерации Юрий Лужков: "Кому-то хочется нас держать постоянно у унитарного стойла". Когда президент России начал укреплять вертикаль власти, хор унитаристов запел еще громче. Россия была вновь поставлена перед выбором между феодальной раздробленностью и феодально-имперским унитаризмом. И то, и другое является отрицанием федерализма.

Ту жизненно необходимую работу по упорядочению разрыхленных федеративных отношений, которую Владимир Путин вынужден сегодня проводить, многие восприняли как долгожданный возврат к временам имперского унитаризма. Между тем в современных условиях, если мы хотим быть цивилизованным государством и сохранить свое единство, у нас нет другого пути, как подчеркнул в своем ежегодном послании Федеральному собранию президент РФ В.В. Путин, кроме как быть полнокровной Федерацией. Соответственно, задача состоит не в отказе от федеративной модели, а в совершенствовании, реструктуризации, если так можно говорить, федеративных отношений. Представляется, что в качестве основных направлений федеративной реформы должны быть выбраны следующие.

Первое. Ни в коем случае не пытаться переписывать раздел Конституции "О федеративном устройстве". Более того, дать время "успокоиться" модели федеративного устройства, которая нам досталась по наследству. В свое время нам, разработчикам Федеративного договора и раздела Конституции о федеративном устройстве, пришлось соотносить свои идеи с реальным состоянием российской государственности. Чрезмерно радикальные, резкие движения были невозможны в условиях, когда развалился Советский Союз. Качественное состояние Федерации определяют не количество субъектов и их названия, а те реальные экономические и правовые отношения, в которые вступают субъекты Федерации и федеральные органы власти.

Второе. От Федерации политической, декларативной следует перейти к правовой, с четко отработанными "правилами игры". Нужны такие законы, которые обеспечивали бы на практике как целостность и жизнеспособность единого государства, так и самостоятельность субъектов Федерации. Надо учитывать, что чиновники в Центре и в федеральных округах могут довести меры федерального вмешательства до абсурда, перекладывая ответственность перед своим населением на президента и правительство страны.

Третье. Наша Конституция перегружена совместными полномочиями. И так получилось не от хорошей жизни. Важно было на фоне развала Советского Союза скорее собрать Федерацию. И все вопросы, которые не удавалось согласовывать, мы отправляли в корзину совместных полномочий, надеясь, что со временем законодатель все распишет как надо. В 1995 г. мною был внесен законопроект "О механизмах реализации ст.72 Конституции Российской Федерации". Но, как ни странно, Совет Федерации не принял законопроект к рассмотрению, а в Государственной Думе он получил 14 голосов. Это еще раз продемонстрировало формальное отношение нашей политической элиты к федерализму.

Четвертое. Суть федерализма заключается в выводе системы управления на местные сообщества, в корректировке управленческой деятельности с учетом потребностей и особенностей местных сообществ. У нас же местное самоуправление не только оторвано от государственной власти, но и отделено от системы федеративных отношений. Разграничивая полномочия между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, мы не довели принцип федерализма до местных сообществ.

Пятое. Наша Федерация была и остается конституционной, а не договорно-конституционной или конституционно-договорной, как считают многие. Договоры и соглашения лишь определяют механизмы реализации положений действующей Конституции. Я согласен с теми, кто говорит, что нет необходимости сохранять практику договорного регулирования федеративных отношений, - но это лишь если будут срочно приняты необходимые законы. А их только в связи с 72-й статьей необходимо более тридцати.

Шестое. Некорректны и необоснованны рассуждения о том, что так называемый этнический принцип формирования Федерации является ее разрушителем и что республики якобы обладают особыми правами, - начиная с формально-декоративного гражданства и кончая необходимым государственным статусом родных языков. Борьба с национальностями и республиками ничего созидательного для Федерации не несет. Мы очень много говорим о льготах для республик, а на деле из 21 республики 18 относятся к категории депрессивных. Кроме того, почему-то у нас господствует мнение, что, скажем, Рязанская область не имеет отношения к этническому принципу. Все это проявления старых и пагубных подходов, когда русская нация была искусственно выключена из отношений этничности. Тут фундаментальная проблема, решение которой отдано на откуп крайним силам. Вместо дальнейшей разработки и реализации программы этнокультурного развития русской нации, чем мы начали заниматься в Миннаце, началось навязывание безграмотного, по своей сути, закона о русском народе. Соответственно национальные вопросы русского и других народов обретают этнополитическую окраску. Это опасная ситуация и справиться с ней будет трудно. Этнические и конфессиональные проблемы развития нашего общества и государства пока не стали предметом единой стратегии, предметом повседневных управленческих усилий чиновников и гражданского общества.

Седьмое. В первую очередь необходимо реализовать федеративный потенциал, заложенный в Конституции, и создать правовые механизмы для регулирования всего комплекса федеративных отношений. Парламентская группа "Федерация" с самого начала предложила разработку пакетного федерального закона "О правовых основах развития федеративных отношений в Российской Федерации". Главное требование федерализма - создание единой системы гарантий прав и свобод человека независимо от его национальной принадлежности и места проживания. И здесь основополагающую роль играет экономический фактор. Сегодня бюджетная система устроена так, чтобы уничтожить всякие стимулы к эффективному хозяйствованию. Видимо, следует перейти на методику поощрения деятельности регионов-лидеров как локомотивов экономического развития, а для остальных продумать систему "выживаемости" при стандартной ситуации и "мощных рывков" при благоприятных условиях.

Федеративные отношения у нас сводятся почему-то к взаимодействию между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. На деле же все уровни федеративных отношений напрямую должны выходить на гражданина Российской Федерации, в том числе в плане ответственности органов власти, чиновников, законодателей перед гражданином.

От стратегически выверенного правового, а не субъективно-административного, конъюнктурно-политического решения задач федеративной реформы зависит перспектива целостного развития Российского государства, благополучие граждан и самочувствие народов. На смену импульсивным, до конца не продуманным временным мерам должна прийти серьезная работа по переходу от декларированной Федерации к Федерации реальной, прочной.



Рамазан Абдулатипов
18.07.2001
http://www.ng.ru/politics/2001-07-18/3_federation.html


Док. 323164
Перв. публик.: 18.07.01
Последн. ред.: 20.06.07
Число обращений: 440

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``