В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Абдулатипов знает, как помирить двух жен Назад
Абдулатипов знает, как помирить двух жен
"Yтро": Рамазан Гаджимурадович, как получилось, что Вы стали представителем губернатора Саратовской области в Совете Федерации? Какова предыстория этого назначения?

Рамазан Абдулатипов: Всё, конечно, имеет свою историю. Когда в Дагестане были выборы, я снял свою кандидатуру буквально за десять дней до голосования. Хотя у меня и были стопроцентные шансы. Скажем так: руководство страны дало мне понять, что мне не стоит идти избираться, так как я нужен в исполнительных органах федеральной власти. Я тогда тоже объяснял, что у меня сложное положение и иду я на выборы для того, чтобы не потеряться где-то между Думой и правительством. На это мне ответили: вопроса нет, ты нужен в Центре. Я снял свою кандидатуру, приехал в Москву и сказал, что, поступив так, я выполнил нашу договоренность. Но после выборов в Государственную Думу выяснилось, что я никому не нужен. Мне, конечно, предлагали какие-то варианты, но, честно говоря, они просто портили мою трудовую книжку. Я, единственный представитель народов Дагестана, занимавший такие высокие должности в российских государственных структурах, просто не имел право соглашаться на несерьезные предложения. Год я продержался, тем более что указом президента мне все это время выплачивалась зарплата на уровне вице-премьерской. Честно говоря, с Аяцковым я по поводу своего трудоустройства не разговаривал. У меня был разговор с Валентином Ивановичем Цветковым, моим другом из Магадана, были кое-какие контакты по Удмуртии: ее президент близкий мне человек. Но в Удмуртии свои сложности: там непростые отношения между удмуртами и русскими, что было особенно заметно в период выборов. Что касается Магадана, то я не так хорошо знаю этот регион. И тут где-то в декабре позвонил Дмитрий Аяцков, потом позвонили из Администрации президента, и мне был предложен пост представителя исполнительной власти Саратовской области в СФ. Надо сказать, что с Аяцковым я уже работал с 1993 года: был на его выборах, ездил по области. Мы с ним одними из первых создали Ассамблею народов Саратовской области. В общем, контакты все это время не прекращались. Так что данное назначение лично для меня случайностью не было, как это кажется многим со стороны.

"Y": Ваше назначение - это лишь вопрос трудоустройства или нечто большее?

Р. А.: Самое главное обстоятельство, повлиявшее на мой выбор, это стремление показать, что Абдулатипов может представлять не только Дагестан или Кавказ в целом, но и исконно русскую область. Для человека, живущего в России, это очень важно. Тут момент моего самоутверждения как полноправного и полноценного гражданина России. На фоне существующей кавказофобии это очень важно как пример укрепления целостности России. Ибо, если человек не чувствует себя гражданином на всей территории, ему не будут близки интересы всего государства. Мне непонятно, как люди, называющие себя государственниками, пять раз не пропускали через СФ кандидатуру генерала-полковника Кулакова, рекомендованного на должность представителя губернатора Магаданской области. Уважаемого боевого генерала не пропускали только потому, что у него не было местной магаданской прописки - всё как в советские времена. Получается так: губернаторы сами приняли закон и сами же мстят людям, приходящим им на смену. Знаете, как по Корану: вроде и можно взять вторую жену, и с первой все согласовано, а как вводишь эту вторую в дом, то сталкиваешься с полным недовольством. И первая жена ропщет, и вторая не знает куда себя деть...

"Y": Каков механизм исполнения тех функций, которыми Вы наделены саратовской исполнительной властью?

Р. А.: Вопросы, которые выносятся на палату, мы заранее передаем в регион. С ними работают администрация и правительство Саратовской области. Они определяют, в чем интерес региона, и сообщают о результатах мне. По горячим вопросам я непосредственно совещаюсь с Дмитрием Аяцковым и согласую с ним ту позицию, которую мне следует отстаивать по конкретной проблеме. Сейчас вот по вопросу о саратовских чернобыльцах иду к Шойгу, потом - к Лесину по вопросу о саратовском телевидении. Часто приходится вырабатывать мнение, встречаясь с людьми, получая дополнительную информацию. Кроме того, я участвую в заседаниях правительства Саратовской области. Есть, кстати, законы, принятые или готовящиеся к принятию в нашей области, которые могли бы стать и общероссийскими.

"Y": Есть удовлетворенность от работы?

Р. А.: Я буду работать на нынешней должности до тех пор, пока моя работа будет всем понятна. Я так сказал Аяцкову: если с работой не справлюсь, вечером только намекни - утром меня уже не будет. Сейчас уже почти месяц как я на новой должности, мы работаем очень активно. Я часто выезжаю в Саратов и в районы области, принимаю участие в заседаниях областной Думы, правительства. Люди мое участие в судьбе региона воспринимают нормально. Более того: меня люди рассматривают не как представителя исполнительных органов власти или губернатора, а как депутата СФ. Дают наказы, пишут письма...


"Y": Как Вы вообще оцениваете нынешнюю схему формирования СФ?

Р. А.: В свое время я был руководителем рабочей группы по разработке закона о формировании СФ. Мы предлагали совершенно реальную схему. Всенародно избранный губернатор напрямую идет в СФ и работает там не на постоянной основе. То есть он участвует в обсуждении пяти-шести вопросов, имеющих особое значение для жизни страны. В обсуждении же всех остальных вопросов участвует второй человек. Он попадает в верхнюю палату следующим путем: по представлению местных законодательных органов власти пять человек идут на всенародные выборы, и тот, кто выиграл, работает в СФ на постоянной основе.

Но мы выбрали самый примитивный путь. Нынешний вариант не может быть долгосрочным. По моему мнению, легитимность могут гарантировать только всенародные выборы. Ведь в основы Конституции заложен принцип выборности всех и вся. Расскажу историю, которую мало кто знает. Когда в 1993 году готовилась Конституция, согласованный со всеми последний ее вариант был другой, нежели тот, что вынесли на референдум. Первоначально присутствовало положение о том, что и Государственная Дума, и Совет Федерации избираются. А наутро в напечатанном в газетах варианте две статьи о формировании СФ были изменены. Вот теперь мы в этом варианте и барахтаемся. Но повторюсь: полагаю, что действующий ныне вариант формирования СФ является переходным.

"Y": Может дойти дела до упразднения верхней палаты?

Р. А.: В классическом демократическом государстве верхняя палата в любом случае присутствует. Другой вопрос, в какой форме. Может присутствовать в форме Совета Национальностей, а может в форме Совета Федерации. Раз верхняя палата есть, то в ней должны обязательно сочетаться интересы территорий и интересы народов, населяющих эти территории. Сегодня у нас представлены только территориальные интересы. Можно пойти и по иному пути: упразднить Совет Федерации, но сделать двухпалатную Думу, по примеру бывшего Верховного совета СССР. Там две палаты работали в одном режиме, но заседали по отдельности. Эта модель, на мой взгляд, наиболее работоспособная. Во всяком случае, решается проблема непонятной конкуренции, которая сейчас существует во взаимоотношениях Думы и СФ. Конечно, могут сказать, что Абдулатипов зовет в советское прошлое. В Советском Союзе модель работы Верховного совета была разработана очень грамотно. Другое дело, что все прекрасно знали о декларативности данного института власти. Всему миру показывали классику, витрину. А я говорю о необходимости перейти от формальной классики к содержательной.

Хочу обратить внимание еще на одну проблему: отсутствие концептуального подхода к новым принципам функционирования СФ. Новые люди, занимающие в этом органе власти кресла, должны ясно себе представлять свои перспективы. Допустим, со мной все ясно: я уже здесь работал заместителем председателя. А те, кто в первый раз здесь, - они ведь в полной темноте! Они ждут, какие указания откуда поступят... Если мы хотим, чтобы верхняя палата была работоспособной, такими вещами надо срочно заняться.

"Y": В этом году один из самых главных законов, стоящих в повестке дня, это Закон о земле. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы его принятия и конечная редакция этого закона?

Р. А.: Закон о земле слишком политизирован. Почти никто не говорит о самой земле, все выясняют, кто демократ по отношению к земле, а кто консерватор по отношению к земле. О том, как же ввести землю в экономический оборот, чтобы она стала предметом благосостояния, никто не говорит.

"Y": Противники Закона говорят, что земля не "подсчитана", существующий кадастр старый и потому не соответствует действительности...

Р. А.: Пока земля не будет в реальном обороте, параметры этого кадастра будут надуманными. Сегодня в Саратовской области гектар земли стоит 270 рублей. Это смешная цена. Но если люди получат стопроцентные гарантии того, что эта земля при любых обстоятельствах за ним сохранится и они ею смогут распоряжаться по своему усмотрению, цена возрастет в сотни раз. Ведь все ценится только в обороте, только в условиях рынка.

"Y": Есть другое возражение: земли сельхозназначения могут быть выведены из оборота, использованы новыми собственниками не по прямому назначению...

Р. А.: Главное - это должны предоставить саму возможность владеть и распоряжаться землей. А вот регулировать все моменты, связанные с землевладением, можно уже потом. Все равно в одном законе все эти нюансы не пропишешь. Конечно, существуют разные категории земель, и каждую из них следует регулировать отдельно. В моем родном районе в Дагестане продавать или покупать землю очень сложно. Если я возьму в своем селении, где всего 17 домов, скажем, пять гектаров земли, тогда больше никому ничего не останется. А это значит, что 17 домов останутся без пастбищ для скота. Чтобы решить такие проблемы, нужны отдельные земельные кодексы, но главный закон о земле принимать все равно надо. А у нас до сих пор действуют по принципу - ни пяди землю врагу. Это психология сидит в нас, и любой, кто претендует на землю, автоматически становится таким врагом. Почему, чтобы получить участок в Подмосковье, мне нужно куда-то звонить и по знакомству выбивать эту землю? Я не хочу ни от кого зависеть, я хочу как свободный человек за собственные деньги просто пойти и купить понравившуюся мне землю. Нет денег - значит, я их начинаю копить. В советское время, чтобы получить под Махачкалой землю, нужно было дать взятку в тысячу рублей. Тогда это были большие деньги. То есть земля всегда продавалась. Та же проституция - она ведь всегда была. А сегодня, когда этот вопрос ставит Аяцков, ему говорят, что он что-то не то пропагандирует. То, что действительно, то разумно - это сказал еще Гегель.

"Y": Вы затронули тему, которая сейчас активно обсуждается не только в Саратовской области. Что, действительно в Вашем регионе будет легализована проституция?

Р. А.: Понимаете, речь идет не о проститутках, а о широком понимании проблем, связанных с этим социальным явлением, правовом регулировании этого вопроса. Я был во Франции и не нашел там открытых телеканалов, показывающих насилие. Если тебе нужен секс до упаду - подписывайся на кабельный канал и смотри вволю. А у нас какой канал ни смотри - все без разбору и на виду у всего народа. В демократическом обществе должен быть выбор. И эту многовариантность нужно регулировать. Хотите смотреть порнографию - смотрите. Но должно это быть только для вас, а не для всех. Тот "Закон о нравственности", над которым сейчас идет работа в Саратовской области, будет много шире, чем просто закон о проституции или публичных домах. Думаю, что в этом случае народ все поймет правильно.


Интервью подготовил Александр Агамов
Отдел политики
29 января 2001
http://taimyr.utro.ru/articles/politics/2001/01/29/200101290332030849.shtml?2001/01/29

Док. 323135
Перв. публик.: 29.01.01
Последн. ред.: 20.06.07
Число обращений: 440

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``