В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рамазан Абдулатипов. По крупицам соберем отечество Назад
Рамазан Абдулатипов. По крупицам соберем отечество
Когда-то напротив окон моей квартиры в Махачкале ночью и днем светился лозунг: "Мелиорация - дело всенародное". Не умаляя значения мелиорации, я и тогда думал, что в обществе все же есть проблемы, которые являются действительно стратегическими и всенародными. Но почему-то самые значительные и первоочередные дела мы откладываем на "потом", как правило, до провала, конфликта или трагедии. Именно это сейчас происходит с национальным вопросом.

МОЖНО отрицать нации, можно утверждать, пусть и не очень искренне, что для нас никакого значения не имеет национальная принадлежность человека, но невозможно отрицать, что каждый из нас своими корнями связан со своим народом, страной, государством. И не надо ни стесняться своей национальности, ни бояться ее. Стесняться надо другого: возможности человека оскорблять достоинство нации. Ненавидеть человека из-за того, что он другой национальности, может только человек невежественный, с низким уровнем сознания и культуры.

Прежде всего надо быть людьми в общечеловеческом понимании, а уже потом представителями различных языков, культур, религий и т.д.

РОССИЯ исторически формировалась как многонациональная держава с определяющей собирательной ролью русского народа. Россия - это собранное, соборное государство. Основа ее государственности - опыт и чаяния всех народов и культур нашей страны. Формы и методы этого объединяющего процесса на разных этапах нашей истории были многообразны. Конечно, многое зависело от характера господствовавших политических режимов. Соответственно, тут было много достижений и трагедий. Но Россия, и особенно русский народ, всегда способствовала сохранению уникальных этнических групп и народностей. Этот исторический опыт дает нам огромный потенциал межнационального российского сотрудничество и подсказывает необходимость выработки и реализации соответствующей национальной политики.

Многие племена, народы и этнические группы на Западе оказались уничтоженными или ассимилированными более крупными этносами. И если в этом плане царскую Россию называли "тюрьмой народов", то Европу и Америку можно называть "кладбищем народов". И не следует многонациональность России рассматривать как признак отсталости, бесконечных конфликтов и войн. Такой подход не соответствует действительности.

При всей трагической противоречивости процесса развития наций и национальных отношений и в России, и в Советском Союзе все же были достигнуты немалые успехи в становлении народов, в их культурном и социально-экономическом развитии. Русские люди сделали многое для обеспечения научно-технического и образовательного роста многих народов страны. Русская культура стала мощным стимулом развития национальных культур. Не является ложной, как сегодня принято говорить, и идея образования новой исторической общности людей, советского народа. Более того, если отбросить идеологическую шелуху, то можно и нужно говорить не только о формировании новой исторической общности людей - советского народа, но и старой исторической общности людей - российского народа. Многие эти процессы носят объективный характер, поскольку столетиями мы живем в одной стране, в одних духовно-политических и культурно-нравственных измерениях. При всех различиях мы стали достаточно близкими и понятными друг для друга. В то же время надо бережно сохранять каждую созидательную нотку национальной самобытности и терпеливо оттачивать интеграционные процессы в сферах нашего общества, обеспечивая равноправное участие в нем представителей разных национальностей. Сегодня - это одна из главных задач национальной политики, так как Россия исторически предрасположена к мирному пути решения национальных вопросов, к сотворчеству и культурной терпимости.

Перестройка и демократизация раскрепостила национальную энергию народов России и всего бывшего Советского Союза. Это был бесспорно позитивный и весьма управляемый процесс. Об этом свидетельствуют и итоги референдума о сохранении Союза и единства. Но не хватило должной политической воли со стороны руководства самого государства во главе с

М.С. Горбачевым для своевременного учета и реализации в практической жизни самобытных интересов каждого народа и каждого человека, независимо от его национальной принадлежности. К сожалению, эта трагедия стала для многих политических сил поводом для конфликтов, а не для уроков жизни. Нельзя национальную самобытность доводить до конфликтов и войн.

Следует подчеркнуть, что наряду с возрастающим влиянием национальной консолидации необходимо рассматривать роль и место более перспективного национального развития - стимулирования интеграционных процессов. При наличии активных национальных движений, самостоятельно действующих национально-государственных образований и их СМИ центробежные тенденции могут взять верх над позитивными объединительными. Соответственно это вредит как национальному, так и межнациональному развитию. Эти две стороны жизни многонационального общества сталкиваются, и тут проявляют себя политические силы, которые активно используют тенденции к обособлению для утверждения своих групповых интересов, превращая их в идеологию национализма и сепаратизма.

В СОЗНАНИИ людей все это ведет к межнациональной разобщенности, нетерпимости и вражде. Поэтому процесс созидательного возрождения национально-самобытного потенциала народов направляется в ложное русло, отвлекая от основного, как для каждого конкретного народа в отдельности, так и для народов всей страны в целом.

В многонациональном обществе без господства интеграционных процессов в экономике, культуре, традициях, информационно &- просветительской работе невозможно провести успешную национальную политику, невозможно направить ее на учет и защиту общегосударственных и общегражданских интересов. Соответственно успешная национальная политика и налаживание нормальных человеческих отношений в обществе без национальной дискриминации - это дело не только одного министерства, но и совместная работа всех министерств, ведомств и органов власти страны.

Концепция государственной национальной политики, утвержденная президентом Российской Федерации 15 июня 1996 года, реализуется сегодня без учета и без привлечения тех базовых основ, о которых мы говорили выше. Более того, целый ряд субъектов Федерации имеет гораздо больший потенциал для реализации национальной политики, чем сама Федерация. Правда, не всегда они проводят в жизнь президентскую и общегосударственную национальную политику. Нередко поощряется политика, которая стимулирует дезинтеграцию и разобщенность людей по национальному признаку. В национальном самосознании, особенно в подсознании людей накапливается целый ряд предрассудков, которые зачастую направлены на реализацию корыстных, групповых интересов от имени какой-либо нации или республики. Путем очередных упреков в адрес федерального Центра, других субъектов Федерации и даже народов снимается ответственность за состояние дел на местах.

Руководители ряда органов власти федерального Центра и субъектов Федерации никак не могут понять, что бесконечные взаимные обвинения создают целый комплекс взаимоотношений, особенно в многонациональном российском обществе, что зачастую оборачивается оскорблениями, насилием по отношению к другим национальностям и культурам. На этой почве начинают работать провокаторы различных мастей. В результате подобных процессов повсеместно разрастается ползучий национализм. Это очень опасное явление. При его разрастании большая часть общества начинает терять рассудок, инстинкт самосохранения. Соответственно резко возрастает опасность нарушения прав человека по национальному признаку, вплоть до проявлений массового психоза. В этих условиях особое значение имеет проведение демократической национальной политики. Пока национальная политика в Российской Федерации лишь формально обозначена государственной концепцией. Министерством национальной политики и отдельными структурами подобного рода. Но действенных рычагов и механизмов у Миннаца фактически нет.

ПО СУТИ наше министерство должно быть самым ответственным ведомством за судьбы народов в Российской Федерации. Оно обязано заниматься обустройством около двухсот самобытных народов и культур в Российском государстве, собиранием Отечества. Но национальная политика в России во многом не состоялась именно из-за того, что она всегда была конъюнктурной и временной, а потому беспомощной. Кроме того, в царской России национальная политика была политикой в отношении "инородцев", а в Советском Союзе - политикой в отношении "нацменов". Такой подход отграничивает поле ее действия.

Национальная политика призвана обеспечивать безопасность, благополучие и единство народов страны, а не разделять общество и государство на русских и нерусских. В современных условиях мы получили возможность не только обозначить демократическую национальную политику, но и определить ее основные параметры в утвержденной президентом концепции. Но на деле демократию снова используют либо для роспуска национальных автономий и республик, преследуя людей по национальному признаку, либо для установления отдельной этнической диктатуры и строительства этнократических образований в государстве. Конечно, эти крайности ничего общего не имеют с демократией. Эти процессы частично коснулись и Российской Федерации. Но в любом случае Российская Федерация не может существовать без выработки и реализации стратегической общегосударственной национальной политики. Политики, которая на деле, а не на словах объединит наши народы.


Парламентская газета
12.02.1999
http://www.abdulatipov.ru/Publications.files/Otesh.htm

Док. 323070
Перв. публик.: 12.02.99
Последн. ред.: 20.06.07
Число обращений: 430

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``