В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Пискунов - аудитор счётной палаты Российской Федерации - Итоги приватизации Назад
Александр Пискунов - аудитор счётной палаты Российской Федерации - Итоги приватизации

Александр Пискунов - аудитор счётной палаты Российской Федерации - Итоги приватизации- Известно, что приватизация осуществлялась не по экономическим, а по политическим критериям: исходя из цели скорейшего формирования "своих" собственников, а не максимального привлечения инвестиций. Возможно, её принципы и темпы были вынужденными в условиях системного кризиса государственных институтов и государства в целом. Рассуждать о других вариантах сейчас нет смысла, поскольку история не знает сослагательного наклонения. Вместе с тем следует отметить, что приватизация по ликвидационной цене привела к виртуализации значительной части реальных активов страны. Образно говоря, вчера "Мерседес" продавался по цене "Запорожца", а сегодня предлагается на рынке по цене "Жигулей", оставаясь при этом "Мерседесом". И, наверное, вице-президент РСПП Игорь Юргенс прав, перекладывая ответственность за девальвацию страны с бизнеса на госчиновников, которые даже не взяли долговых расписок на очевидную разницу в цене между "Мерседесом" и "Запорожцем".

В результате в отличие от США, где долларовая масса многократно превосходит эти активы, включая продукцию Билла Гейтса и нефтяные запасы Ирака, в России ситуация прямо противоположная. При наличии, по оценкам ООН, второго по величине объёма национальных богатств - у нашей страны мизерный бюджет. Но и с ним до последнего времени не могло справиться правительство, стерилизуя рубли в виде резервного фонда.

Само наличие виртуализированных активов дестабилизирует ситуацию как внутри страны, так и вне её, проявляясь в виде то "Челси", то экономического феномена ЮКОСа, то олигархического лобби в парламентах других стран. И если наше государство не легитимизирует данные активы и не обеспечит эффективное управление ими, это будут делать другие.

Именно разница между сегодняшней и реальной ценой национальных богатств может составить переговорное поле компромиссов между властью, бизнесом и обществом в условиях, когда все стороны хотели бы стать богаче. При этом задача экономического роста может рассматриваться не только с позиций поиска "локомотивов" внутри скукоженной экономики, но и как задача её масштабирования, при решении которой могут быть, в том числе, сбалансированы внутрироссийские и мировые ценовые пропорции. Решение задач объективной капитализации страны позволит привлечь инвестиции в размерах, существенно превышающих возможные доходы от природной ренты, столь необходимые для модернизации изношенных основных фондов.

При этом восстановление масштабов экономики в естественных для России пропорциях должно обеспечить также возможности для "переваривания" значительных объёмов инвестиций в целях формирования уже не мобилизационной, а рыночной инфраструктуры государства. Без решения данной проблемы достойное позиционирование России в "большой восьмёрке" и ВТО представляется малореальным.

Дальнейшее же откладывание решения задачи политической легитимизации активов страны на следующий политический цикл, то есть как минимум на 10 лет, крайне опасно для самого существования государства. Очевидно также, что очередной контрибуции и реституции собственности Россия может не пережить. То есть нужны системные меры, обеспечивающие условия для гармонизации отношений власти, бизнеса и общества. При этом ресурсным потенциалом варианта "пакта Манклуа" для России могли бы стать доходы от капитализации страны и сам процесс капитализации.


    
Журнал "Финансовый контроль" - www.fincontrol.ru
Форум "ФК" Итоги приватизации

No9 (34) 2004

Док. 322910
Перв. публик.: 20.06.04
Последн. ред.: 20.06.07
Число обращений: 420

  • Пискунов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``