В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Расходы выросли. что дальше? Назад
Расходы выросли. что дальше?
Вновь развернувшаяся дискуссия по военным вопросам со всей остротой выявила принципиальные разночтения между обществом и властью в понимании масштабов и глубины проблем военного строительства.
Высшее военно-политическое руководство страны, осознавая масштабы необходимых, в том числе непопулярных мер в этой области, не может донести до граждан суть проводимых преобразований. Это происходит как в силу объективной специфики, так и по причине недостатков в информационном обеспечении военной реформы.
Вместе с тем у налогоплательщиков есть все основания спросить: каким образом сказалось на военной безопасности существенное увеличение за последние годы расходов на оборону страны? Интеллектуальное иждивенчество общества как национальная привычка делегировать власти ответственность за все, что происходит в государстве, по определению предполагает наличие простых, хороших решений и персональную ответственность "прорабов перестройки". В то же время мало кто осознает, что характер и глубина накопившихся проблем в сфере национальной обороны выходят далеко за пределы ответственности и возможностей Минобороны России, какую бы должность ни занимал министр в иерархии власти.
Эффективные в советское время, но явно переразмеренные в новых экономических и политических условиях состав и структура Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса оказались в принципе нежизнеспособнными. В этих условиях инерционное стремление "выстоять" любой ценой до "лучших времен" в последние десятилетия явилось наихудшей стратегией. Только осенью прошлого года были, наконец, приняты столь необходимые принципиальные решения по всему комплексу военно-политических взглядов на военное строительство.
Общеизвестно, что разрушить старое можно в считанные часы, для построения нового требуется годы, а воссоздание того, что было, невозможно ни при каких условиях. Распустить старые Вооруженные силы и создать новые с чистого листа, как это было при Иване Грозном, Петре I и Троцком, невозможно хотя бы в силу характеристик и количества современных вооружений. По оценкам экспертов, только на научный комплекс, адекватный созданному в советское время, в современных условиях требуется от 10 до 30 трлн. долларов.
Решать одновременно две задачи - поддерживать сложившуюся военную организацию и параллельно строить новую - налогоплательщикам явно не по силам. Поэтому естественной представляется смена лозунгов военного строительства и замена понятия "реформирование" понятием "модернизация". Действительно, в части развития средств вооруженной борьбы это, наверное, единственно возможный путь.
Но не менее актуальным является формирование новых взглядов на способы ведения вооруженной борьбы, состав и структуру Вооруженных сил, на что у нас уже давно нет ни временного, ни материального, ни морального ресурса. Именно этим объясняется решимость Верховного Главнокомандующего реализовать принципиальные меры военного строительства до 2008 года.
Каковы же политико-экономические условия, в которых приходится решать стоящие задачи? Одной и серьезнейших проблем является то, что реформирование Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса "развязаны" по целям, ресурсам и срокам. Нарастает ведомственный и корпоративный сепаратизм при формировании государственной программы вооружения, бюджетных расходов и государственного оборонного заказа. Кратное увеличение расходов не привело к качественному обновлению вооружения военной техники.

Оборонно-промышленный комплекс пока жив, но сильно инфицирован бизнесом, а его развитие, как показывает анализ Счетной палаты, все больше определяется интересами финансово-промышленных групп, нежели реальными планами военного строительства. Фактически он деформируется под задачи модернизации армий других государств, в том числе граничащих с Россией. Причем военно-техническое сотрудничество практически никак не сказывается на оснащении российских Вооруженных сил.
Внушает определенную тревогу то, что каждая четвертая поставка за границу - информация, которая "уходит" сильно недооцененной. Показательно также, что Российская академия наук патентует за год 40-50 изобретений, в то время как из нашей страны было вывезено более 2000 патентов двойного назначения, зарегистрированных на граждан других стран. Может настать час, когда нам придется свои же изобретения покупать за рубежом за большие деньги.
Крайне низким остается уровень бюджетного планирования и программирования военных расходов, который усугубляется неразвитостью проектного мышления и контрактного права. В совокупности это обесценивает усилия по наращиванию военных расходов.
Проверки Счетной палаты свидетельствуют о принципиальной неэффективности сложившейся системы контрактации продукции военного назначения. Руководство и общество информируются о том, что количество заключенных контрактов за последние годы выросло в 12 раз. Хорошо это или плохо? Это хорошо, но общее количество участников торгов увеличилось только в 3,5 раза, а среднее на один конкурс составляет менее 1,5, что говорит о профанации смысла конкурсов.
При этом гособоронзаказ составляет около половины всех государственных закупок, и, как свидетельствует вековой мировой опыт, без формирования независимой от заказчиков и подрядчиков федеральной контрактной системы мы можем до бесконечности увеличивать расходы на оборону - толку не будет. Рост расходов будет приводить только к росту цен, что мы сегодня и видим.
До сих пор так и не преодолено разрастание силовых структур. Да, в критических ситуациях понимание своей роли в обеспечении безопасности страны взгляды и меры руководства Вооруженных сил, органов безопасности и правопорядка стали более согласованными. В то же время не преодолены дублирование функций и дисбаланс в ресурсном обеспечении силового блока. Если в СССР расходы на национальную оборону в четыре раза превышали расходы на безопасность и правопорядок, то сейчас они сравнялись, и чаша весов продолжает склоняться не в пользу Вооруженных сил. Это, безусловно, алогично, с учетом наличия в их составе наиболее дорогостоящих систем оружия.
Никакого ума и никаких денег не хватит, чтобы решить накопившиеся проблемы в одночасье, кавалерийским наскоком. Нужны скрупулезные, системные усилия, начиная от постановки задач фундаментальных исследований перед академической наукой по выработке новых, асимметричных по своей природе средств и принципов вооруженной борьбы и заканчивая формированием достойных условий жизни и службы людей в погонах.
Сегодня, когда высшее политическое руководство страны конкретно и ясно сформулировало цели военного строительства, когда военное руководство в лице министра обороны, ставшего вице-премьером, располагает административными, политическими и финансовыми ресурсами, когда Генеральный штаб однозначно определился с составом и структурой Вооруженных сил, есть все необходимые предпосылки для упорядочения военного строительства не на словах, а на деле.
Появилась возможность определиться с перспективной дислокацией войск и органов, системой их подготовки, единой инфраструктурой обеспечения, максимально интегрирующей потребности не только Вооруженных сил, но и других силовых структур, и за счет этого решительно освободить Министерство обороны от несвойственных социальных функций, излишествующего имущества, земель, лесов, в том числе от военных городков, утративших свои функции. Все высвободившиеся ресурсы необходимо направить на модернизацию армии и флота.
Для скорейшего перевода Вооруженных сил на современные системы оружия, на наш взгляд, следовало бы обеспечить баланс интересов на внешнем и внутреннем рынках вооружений с тем, чтобы поставки в рамках государственного оборонного заказа выполнялись столь же быстро и полно, как в рамках военно-технического сотрудничества. Для этого можно использовать потенциал ФГУП "Росвооружение", наделив его ответственностью посредника между заказчиком, наукой и производством как юридического агента Минобороны России.
В целях радикального улучшения военного образования представляется необходимым мобилизовать лучшие национальные научные, правовые и культурные силы, независимо от того, будут преподаватели носить погоны или нет, для формирования качественно новой системы образования с использованием духовного наследия, традиций русской и советской армии. Вряд ли расходы на эти цели превысят расходы на приобретение звезд футбола.



А.А.Пискунов, аудитор Счетной палаты Российской Федерации
Опубликовано: Журнал "Наша власть: дела и лица", No 2, 2006 г.


Док. 322904
Перв. публик.: 20.02.06
Последн. ред.: 20.06.07
Число обращений: 424

  • Пискунов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``