В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сохранить суверенитет страны и не выпасть из глобальных процессов Назад
Сохранить суверенитет страны и не выпасть из глобальных процессов
КОМПАС ДЛЯ РОССИИ
    
4 ноября - праздник, который символизирует не только государственное строительство в России, но и основы нашего национального самосознания как важнейших условий суверенного существования страны.
Развернувшаяся в последнее время дискуссия по проблемам суверенитета напрямую связана с проблемой формирования пространства юрисдикции ресурсного обеспечения развития страны. Экономической основой суверенитета, как известно, являются права и возможности распоряжения национальными ресурсами, включая недра, движимое и недвижимое имущество, результаты труда и др. Известно также, что в силу природы и результатов приватизации, проведенной по ликвидационной цене, значительная часть реальных активов страны оказалась либо радикально обесцененной, либо виртуализованной.
В итоге сегодня для власти, общества и национального бизнеса наблюдаема и, как следствие, суверенно управляема лишь часть национальных ресурсов. Решение этой задачи предполагает регистрацию имеющихся ресурсов, а также рыночную оценку их стоимости с учетом обременений и факта правообладания.
На сегодняшний день в государственных реестрах и кадастрах отражена лишь часть явно недооцененных национальных ресурсов, которая наряду с виртуализоваными активами работает на мировых фондовых рынках в форме ценных бумаг неизвестных собственников. Приватизационный механизм развития отечественного бизнеса за счет поглощения госсобственности не только исчерпал себя, но и фактически стал главным препятствием на пути интеграции России в мировой рынок.
И до тех пор, пока государство не проведет рекапитализацию экономики с целью придания ей реальных масштабов, пока прибыли в виртуальной части экономики будут превосходить прибыли в легальной национальной экономике, нельзя быть уверенным в государственном суверенитете и перспективах жизнеспособности нашего народа как исторического этнокультурного образования.
Не наблюдаемая для государства рекапитализация и легализация недооцененных активов России может составить суммы, достаточные для реализации самых амбициозных экономических и политических проектов, в том числе представляющих угрозу ее суверенитету. Отсутствие законодательных ограничений привлечения внешних инвестиций от нерезидентов России или хотя бы развитых стран не позволяет ответить на вопросы: чьи деньги, откуда и в каких интересах приходят в нашу страну.
Счётная палата Российской Федерации - одна из немногих государственных структур, способных реально и непредвзято оценить эти и другие процессы. За последние годы под руководством ее председателя С.В. Степашина был проделан очень серьезный и принципиальный разворот в контрольной и экспертно-аналитической деятельности. С опорой на результаты финансового аудита как оценки законности расходов создана информационная база по консолидированным расходам страны в целом, создана фактографическая база для аналитики.
Сделан шаг вперед в направлении аудита эффективности как оценки результативности расходов. Мы можем констатировать: да, средства, которые выделены, потрачены законно. Но не всегда удается получить тот результат, которого ждали. К сожалению, как свидетельствуют результаты нашей деятельности, при существенно возросших за последние годы бюджетных возможностях эффективность использования доходного потенциала неуклонно снижается.
Достигнуты первые результаты и на наиболее высоком уровне - уровне стратегического аудита. Он является оценкой реализуемости тех целей, которые ставит высшее политическое руководство, и на которые сориентировано наше общество, рассчитывающее на оптимальные результаты деятельности правительства. Например, в вопросах миграционной политики, реформирования системы образования, продвижения национальных проектов.
Помимо обязательных ежегодных заключений на проект федерального бюджета, Счетной палатой были проведены такие крупные экспертно-аналитические мероприятия, как аудит итогов приватизации в стране, анализ состояния и проблем бюджетной системы Российской Федерации в разрезе регионов и федеральных округов, оценка последствий масштабной замены льгот денежными выплатами, анализ ресурсной базы для развития местного самоуправления и др.
В рамках этих мероприятий проводилась оценка достижения стратегических целей государственного строительства. Так, Президент в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации поставил задачу формирования однородных условий для реализации прав личности, независимо от того, в какой семье или в каком регионе человек родился. На это нацелены значительные средства в виде субвенций, дотаций регионам, это отражается в трансфертной политике целиком, а также в отраслевой политике, которая должна учитывать занятость в тех или иных сферах в регионах. И мы видим, что средства там расходуются более-менее законно и продуктивно.
Но возникает вопрос, а каков результат: разница в условиях жизни для различных регионов и социальных групп уменьшается или нарастает? Да, по отношению к регионам произошел перелом, и есть тенденция к медленному сокращению в социально-экономических различиях. Но, тем не менее, разрыв между социальными группами, как ни странно, увеличивается.
В условиях глобализации все эти вопросы, так или иначе, связаны с вопросами экономической безопасности страны. Даже располагая Силами ядерного сдерживания и огромными золотовалютными запасами, включая Стабилизационный фонд, нельзя быть уверенным в суверенном будущем страны без понятных народу и бизнесу стратегий экономического и социального развития.
Для реализации выбранных мегатрендов необходимо, чтобы стратегические, оперативные и тактические цели на всех уровнях государственного управления были "провязаны" между собой. Они должны быть также согласованы с бюджетной классификацией, системами бухгалтерского учета, национальных счетов и начислений, государственной статистикой, показателями и критериями результативности, чего сейчас, к сожалению, не наблюдается.
Вместе с тем нельзя закрывать глаза на то, что Запад сегодня вкладывает десятки миллиардов долларов в модернизацию архитектуры и технологий управления, решительно переходя от функционального и объектного управления к проектному управлению целями, архитектурой и технологиями как единой социально-экономической системой.
Нам необходимы серьезные усилия по компенсации нарастающего разрыва возможностей и в управлении национальными ресурсами, и в контроле за их использованием по сравнению с западными странами. Решение данной проблемы предполагает интеграцию интеллектуальных и технологических ресурсов, если мы не хотим оказаться в роли статистов при реализации политических сценариев внешних мировых и региональных центров силы.
В этих условиях Президент и Правительство принимают решительные меры по переходу к среднесрочному планированию и бюджетированию, ориентированному на результат, развитию системы контрактации государственных закупок в военной и гражданской сферах, переходу от объектного к проектному управлению государственным строительством.
Реализация национальных проектов, рост качества федеральных и ведомственных целевых программ, формирование системы учета государственных контрактов по закупкам продукции и услуг для государственных нужд, последовательное развитие показателей и индикаторов эффективности распоряжения национальными ресурсами федеральными органами исполнительной власти и региональными властями - далеко не полный перечень реализуемых мер.
Если же с позиций государственного аудита рассмотреть распределение приоритетов по четырем сформулированным Правительством стратегическим сферам: обеспечение качества жизни населения, обеспечение безопасности, реализация экономического роста и формирование потенциала развития, то может открыться существенно различная картина распределения приоритетов, ресурсов и показателей эффективности, их оценки с точки зрения федеральных и региональных властей, бизнеса и общества. В этих условиях всем нам очень важно найти общий язык, говоря о показателях и индикаторах развития страны.
Это одно из условий согласия в обществе, которое также символизирует сегодняшний праздник. А для достижения согласия необходим не только баланс интересов власти, общества и бизнеса, как это предусмотрено Концепцией национальной безопасности, но и объединение их усилий ради процветания страны.
При этом все национальные проекты и программы должны стать составной частью единого проекта, который условно можно назвать "Проект "Россия". Проекта, для реализации которого нужен выбор мегатрендов, обеспечивающих как суверенитет страны, так и ее равноправное участие в мировых глобальных процессах.


Александр ПИСКУНОВ, аудитор Счетной палаты Российской Федерации
Опубликовано: "Российская газета" No 248, 2006 г.


Док. 322903
Перв. публик.: 20.06.06
Последн. ред.: 20.06.07
Число обращений: 454

  • Пискунов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``