В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью - радио МАЯК Назад
Интервью - радио МАЯК

Государственная Дума в ходе осенней сессии приняла два федеральных конституционных закона, 114 федеральных законов, обеспечила задел на будущее. Конец года - время подводить итоги. У нас в гостях Валерий Рязанский, заместитель руководителя фракции "Единой России" в Государственной Думе.
- Валерий Владимирович, открою слушателям тайну: вчера, когда мы договаривались с вами о встрече, вы мне сказали: "Опять ругать будете". А кого еще ругать?


РЯЗАНСКИЙ: Ругают тех, кто хоть что-то пытается сделать, не наблюдает со стороны, а действительно работает и пытается реализовать то, ради чего приходят люди во власть. Есть такой анекдот, я его услышал в ходе выборной кампании в Москве: кто-то копает огород, а со стороны за ним наблюдают, делают замечания, вместо того чтобы взять лопату и поучаствовать в этом процессе. Конечно, удобнее стоять на меже и критиковать. Ну, это шутка, но тем не менее в ней есть доля правды.


- Но согласитесь, что еще несколько лет назад, когда рядовой российский гражданин задумывался о том, что происходит в государстве, как действует тот или иной закон, кто был виноват в случае чего? Президент лично. Теперь ругают, а соответственно, знают и помнят "Единую Россию". С вашей точки зрения, это процесс положительный, даже если ругают, или было бы лучше спрятаться за спиной президента или правительства?


РЯЗАНСКИЙ: Пусть лучше ругают, и ругают конструктивно, пусть лучше критикуют, и критикуют конструктивно, хуже, когда идет такая хула несправедливая и без достаточного знания процессов и знания технологии работы. У меня недавно состоялась встреча с большой группой журналистов из Калужской области, они приезжали к нам в Думу, и по тем вопросам, которые были заданы, ощущение, что люди просто иногда не понимают специфики законотворческой работы. Все-таки работа над законами, она требует тишины, для того чтобы сосредоточиться над проблемами, знания предмета, которым занимаешься. И если говорить о том, что в Государственной Думе, может быть, меньше стало шумных тасканий за волосы друг друга по залу или обливания водой друг друга, то надо считать, что действительно ситуация стала меняться к лучшему, в сторону серьезной, вдумчивой работы над законами. Хотя некоторым журналистам хотелось бы обратной картины для того, чтобы где-то поиздеваться.


А если говорить коротко об итогах работы за этот год, я бы отметил, что мы минули экватор в работе по количеству законопроектов. Перед началом нашей работы мы получили порядка 4300 законов, мы прошли где-то половину. Ясно, что не каждый законопроект становится законом, но на сегодняшний день цифры итоговые вы назвали, это те законы, которые приняты, которые войдут в нашу повседневную жизнь. И наша задача мониторить ситуацию с тем, чтобы эти законы оправдали наши ожидания, наши надежды. Иногда вроде бы не очень заметные законы находят отражение и в средствах массовой информации. Очень многие навеяны нашей практикой работы в округах. Мне вспоминается такой случай. Ко мне на личный прием пришла бабушка, опекунша своего внука, родители которого погибли в автомобильной катастрофе, и ему достается в наследство двухкомнатная квартира. Так вот тот налог, который он должен был заплатить за эту квартиру, был таким, что у него не было настроения заниматься вступлением в наследство, и бабушка, его опекунша, была в полной панике. С большим трудом, используя различного рода ухищрения и помощь со стороны опытных юристов, нам удалось этому пареньку помочь. Но с другой стороны, стало понятно, что надо решать вопрос кардинально, системно. И закон о наследовании и дарении, он вроде прошел не очень заметно, но на сегодняшний день это очень важный закон в жизни каждого гражданина, потому что с этим мы сталкиваемся повседневно в жизни.


- Еще о тех законах, которые направлены на решение частных проблем гражданина. Поправки в Градостроительный кодекс тоже прошли почти не замеченными нами, журналистами. Но когда я их читаю, то понимаю, что теперь для того, чтобы зарегистрировать собственность, оформить дачный домик, индивидуальный дом в деревне, не надо собирать тучу справок, не надо проводить какие-то дополнительные экспертизы за деньги, а достаточно ограничиться минимумом, и это по силам любому человеку.


РЯЗАНСКИЙ: Бюрократия, конечно, является очень серьезной силой, она является самоорганизующейся силой. Поэтому очень сложно преодолевать такого рода бюрократическое давление с точки зрения того, чтобы законы были прямого действия, просты в понимании и, самое главное, ограничивали бы самодеятельность тех, кто любит гонять по кругу за различного рода справками. Поэтому одна из частей нашей работы сводилась, естественно, к тому, чтобы уменьшить влияние административного ресурса на принятие тех или иных решений, чтобы нормы законов действовали впрямую - это касается и лицензирования, и администрирования, - с тем чтобы чиновник как можно меньше влиял на жизнь гражданина.


И я бы обратил внимание еще на такой аспект. Вот бюджет, утвержденный на 2006 год, несмотря на огромные средства, направляемые на инвестиционную составляющую, что, безусловно, чрезвычайно важно, я бы отметил, что он ближе стал к гражданам. Он стал более социально направленным и менее подвержен влиянию чиновников в силу большого количества ограничений влияния чиновников на расходование этих ресурсов. Поэтому, на мой взгляд, все-таки бюджетная политика, она тоже становится более социальной с точки зрения приближения бюджета к гражданам нашей страны.


- Когда я, гражданин, сталкиваюсь с чиновником, это одна проблема. Другая проблема была озвучена вами и вашими коллегами в начале года, и разговор шел о том, что Государственная Дума и, соответственно, фракция "Единой России" будет теперь по-иному, основываясь на печальном опыте исполнения 122-го закона, строить свои отношения с правительством, что будет правительство под контролем, что будет отслеживаться то, каким образом исполняются те или иные законы. Более того, не будут приниматься законы без предложений правительства по их реализации, которые можно заранее тоже рассмотреть и где-то подкорректировать. Удалось?


РЯЗАНСКИЙ: Я вам попробую доказать это на примере 4 приоритетных национальных проектов, которые, начиная с осени, нами тщательнейшим образом прорабатываются, мы участвуем во всех стадиях проработки этих вопросов, включая приглашение ключевых министров на заседания фракции, на заседания Государственной Думы. И когда у нас в гостях на обсуждении этих вопросов бывают и Зурабов (министр здравоохранения и социального развития. - Ред.), и министр образования, мы стараемся дойти в своих вопросах до конкретных вещей: какой будет механизм распределения этих ресурсов? Какое участие субъектов Федерации в этих проектах, какие условия? Как может поучаствовать муниципальный орган управления в том или ином процессе? Известен ли алгоритм распределения этих средств всем участникам этого процесса? 5 тысяч рублей добавка - это вместе с налогами или это чистые средства, которые выделяются каждому медицинскому работнику среднего звена? И вот эти ключевые вопросы обсуждались детально. Сейчас это уже находится в поле зрения одного из первых вице-премьеров правительства - Медведева. И, наконец, в конце года, 8 декабря, председатель Государственной Думы Борис Вячеславович Грызлов пригласил к себе руководителей законодательных собраний из более чем 70 регионов, провел с ними такого рода встречу, и она была посвящена не только итогам года, а в основном тому, как законодательные собрания, как депутаты всех уровней, включая муниципальный, будут участвовать в реализации этих национальных проектов. То есть таким образом мы держим слово, которое мы дали избирателям, что все такого рода крупные законотворческие инициативы, проекты национального характера, они должны быть, естественно, отслежены до деталей.


- Когда мы говорим о федеральном уровне, то есть уже более-менее выстроенные отношения: президент - правительство - Государственная Дума - Совет Федерации. Всякий раз, когда я заглядываю в местную прессу, понимаю, что в части регионов все не так. Там иногда губернатор довлеет над всеми, и законодательное собрание оказывается почти безгласным, почти бесправным. Сейчас, когда новые законы утверждены, с вашей точки зрения, помимо права выдвигать кандидатуру губернатора у законодательных собраний появляется еще некая возможность контроля, влияния на исполнительную власть? Или все равно местные законодательные собрания в своей нише обречены существовать?


РЯЗАНСКИЙ: Я хочу отметить, что рывком преодолеть дистанцию между одним состоянием вопроса и другим нельзя. Здесь должна быть некая постепенность в решении вопроса. И президент этот режим постепенного решения вопроса задает. Каким образом? Прежде всего, изменена технология приведения к власти губернатора. Этот процесс оставить вне внимания общественно-политических партий тоже было нельзя. Поэтому президент, это прекрасно понимая, предложил элемент участия партии, победившей на выборах, в предложении кандидатуры на губернаторский пост. Существенную роль это сыграет? Безусловно, существенную. Мы это почувствовали на последних выборах по остроте, с которой политические партии принимали участие в выборах. Все выборы, которые были в Тверской, Тамбовской, Белгородской, Ивановской областях, в Москве, в Хабаровском крае, в Новосибирской области, Челябинской, на Чукотке, - везде порядка 9-12 партий участвуют в выборах. Откуда такой спрос на партийную систему выборов? Конечно же, это участие в решении вопроса по формированию законодательного собрания, а значит, в решении о том, кто будет возглавлять регион, безусловно, играет роль.


Давайте вспомним ситуацию по Ивановской области, по Нижегородской области, по Саратовской области, когда фракции и политсоветы партии повлияли на принятие решения, кому быть первым лицом в этих областях. Я хочу напомнить еще об одной детали: сейчас партии, победившие на выборах в регионах, решают проблему и кто будет возглавлять законодательное собрание. Если есть большинство, то вполне естественно, что большинство ставит свои условия. Таким же образом формируется и позиция большинства по представителю в Совете Федерации от законодательного собрания. Так что на сегодняшний день вот эти структурированные системные параметры - это то, что начинает рьяно входить в нашу политическую практику на основании закона о политических партиях, который вступил в силу и уже действительно начал работать, и серьезно работать.


- У вас есть опыт участия в избирательной кампании и как персоны (по одномандатному округу), и как представителя партии. Вот сейчас, в этих условиях проще стало, когда идет мощный коллектив, политическая сила?


РЯЗАНСКИЙ: Вы задали очень интересный вопрос. Я почувствовал, что выборы по партийной системе тяжелее, чем выборы по одномандатному округу. Значительно тяжелее. Во-первых, технологически команды не всегда готовы работать в новых условиях. Да и за все, что есть и хорошего и плохого, ты, стоя перед избирателями, отвечаешь за всю партию. Поверьте, это совершенно иное, нежели отвечать за себя.



http://ryazansky.ru/


Док. 322799
Перв. публик.: 29.12.05
Последн. ред.: 19.06.07
Число обращений: 415

  • Рязанский Валерий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``