В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Рязанский:Мы можем посмотреть на другие горизонты Назад
Валерий Рязанский:Мы можем посмотреть на другие горизонты

Нынешнюю неделю, свободную от пленарных заседаний, депутаты Госдумы работают в регионах. "Единоросы", кроме привычных депутатских обязанностей, исполняют в эти дни еще и важное партийное поручение - разъясняют людям концепцию новой социальной программы президента.

- Мы должны найти такие слова, такие аргументы, чтобы программа дошла до каждого человека, до конкретных муниципалитетов, которые будут реализовывать новые национальные проекты, предложенные президентом. Мы должны попытаться объяснить населению, какие цели поставлены и какими методами мы собираемся их достичь. И почему именно эти направления социальной политики выделены президентом как приоритеты, - конкретизировал задачи коллег на региональную неделю заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Валерий Рязанский в интервью "Российской газете".
- Разве эти благие намерения непонятны?
- Видимо, не всем и не совсем. Потому что не успел президент объявить, какие звенья в системе здравоохранения на сегодняшний день нуждаются в дополнительных средствах, предложив обратить внимании прежде всего на развитие первичной медицинской помощи, профилактику заболеваний, тут же нашлись критики - а почему именно эти звенья, а не другие? Почему не все сразу? Как так - в одной поликлинике будут врачи с разными зарплатами?
- Но ведь вопросы действительно резонные...
- А дальше их станет еще больше. Думаю месяц спустя, когда проект бюджета на 2006 год будет готовиться к третьему чтению, нам придется в регионах разъяснять более детальные вещи - по каким принципам выбираются те высшие учебные заведения и общеобразовательные школы, которые попадают в инновационную программу. Мы должны разъяснить, как будут проводиться конкурсы, кто может претендовать на грант государства, как будут решаться проблемы по отбору молодых специалистов на село - то есть технологию реализации программы. Некоторые проекты нуждаются в уточнении. Например, строительство двух крупных университетских центров - один в Центральном федеральном округе, второй - в Сибири. А где именно в Сибири? Там есть несколько крупных городов, которые могут на это претендовать - Красноярск, Новосибирск. Какой именно регион станет местом создания второго крупного университетского центра? Возможны, вопросы и по бизнес-школам - почему для них выбраны Подмосковье и Санкт-Петербург.
- Вы не опасаетесь, что конкретные пункты этой новой социальной программы станут предметом торга, лоббирования в самой Думе?
- Лоббирование, безусловно, возможно. Это мировая практика, есть подобное и у нас. Но мы будем стараться свести риски к минимуму. Чтобы хорошие начинания не растащили по ведомствам и вотчинам. Поэтому мы добьемся того, чтобы в рамках подготовки бюджета ко второму и третьему чтению - все названные президентом приоритетные направления были не только в конкретных цифрах, в конкретных строках, но и с методическими разработками, показывающими, как будут решаться те или иные вопросы, связанные с финансированием конкретных проектов. На обсуждении бюджета будущего года в профильных комитетах должны присутствовать представители министерств, их агентств и служб, которые непосредственно занимаются разработкой детальных предложений по социальной программе. Вся система и для депутатов, и для избирателей должна стать прозрачной, понятной и обоснованной. И это гарантия того, что идеи не будут подвержены коррозии лоббирования. В депутатах "Единой России", по крайней мере, в этом отношении можно быть уверенными. У нас достаточно серьезно поставлена работа с точки зрения внутрифракционной дисциплины. Есть уже механизмы управления этим процессом. Так что депутаты самой большой думской фракции будут действовать в рамках принятых решений, а не местечковых интересов.
- Реализации новых национальных проектов могут помешать, как уже случалось, российские чиновники...
- Честно говоря, у меня подобных опасений нет. Наша чиновничья бюрократия действительно очень неповоротлива. Большая страна, большие территории, и достаточно инерционная система управления. Не случайно одной из задач программы президент поставил подготовку новых управленческих кадров. И учитывая, что практика реализации добрых пожеланий и намерений у нас не всегда приводит к намеченным целям, президент решил проконтролировать исполнение предложений новой социальной программы с помощью специального совета по национальным проектам.
- И все же Валерий Владимирович, почему поворот российской политики к человеку провозглашен именно сейчас?
- Некоторые говорят, что это левый поворот, другие - правый. На самом деле ничего сверхъестественного, поворотного с точки зрения логики не произошло. В действиях Владимира Путина я вижу продолжение той социально-экономической политики, основа которой была заложена с самого начала его президентства. Вспомните, мы начинали в 2000-м году с бюджета, который был в пять раз меньше, чем внешний долг страны. Мы начинали с бюджета, по которому минимальная заработная плата равнялась 83 рублям и не представляла собой ничего. Она не была обоснована ни с экономической, ни просто с житейской точки зрения. И никаким образам не связывалась с прожиточным минимумом. А проблемы агропромышленного комплекса, культуры, обороны, образования стояли настолько остро, что мы просто вынуждены были латать дыры. Надо было прежде добиться того, чтобы вовремя платили пенсии, чтобы не было этих ажиотажных очередей на почтах в день их выдачи. Мы должны были научить экономику страны вовремя платить зарплату бюджетникам. Эти острые проблемы удалось решить. На сегодняшний день мы можем констатировать, что наступил этап стабилизации. И это заметно по простым житейским вещам, которые всем понятны. Регулярность пенсии, ее постоянный рост, ее индексация, дополнительные выплаты различным льготным категориям, устойчивая система выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. Мы можем себе позволить тратить значительно больше денег на культуру, на спорт, на образование, на оборону.
Сам уровень доходов в бюджете следующего 2006 года в сравнении с 2000-ым годом вырос в четыре с половиной раза. А по отношению к 1999 году в восемь раз. Средний размер начисленных пенсий увеличился в шесть с половиной раз, а среднемесячная начисленная номинальная заработная плата увеличилась в шесть с половиной раз. Но изменился и уровень претензий. Уже недостаточно того, что регулярно платятся пенсии, - нужно выходить на более высокий уровень показателей жизни человека. Достигнув нашей нынешней площадки, мы с нее можем уже посмотреть на другие горизонты. Это президент и сделал.
- Но почему при таких успехах нельзя "всем и сразу"?
- Нынешняя стабилизация достигнута благодаря жесткой государственной политики в области бюджетных отношений. Отказываться от нее теперь, когда с этой платформы стабильной экономики мы стараемся сделать шаг вперед - к улучшению качества жизни, - нельзя без риска раскачать маятник инфляции. Возьмем ту же ипотеку. Казалось бы, достаточно увеличить уставной капитал агентства и каждый желающий может стать обладателем квартиры. Но представьте - выбросим мы на рынок большое количество ипотечных кредитов. Если рынок жилья не адаптирован, тут же подскочат цены. И вместо того, чтобы сделать для россиян жилье доступным, получим обратный эффект. Спрос и предложение нужно синхронизировать.
Мы не должны двигаться скачками. Каждый шаг надо соразмерять с эффектом. Если увеличили уставной капитал лизинговых кампаний, то надо посмотреть, сколько это дало новых тракторов, новых комбайнов на село.
На реализацию предложенных президентом идей в 2006-м году из федерального бюджета предполагается выделить порядка ста сорока миллиардов рублей - этот тот оптимальный объем средств, которого позволит начать претворять программу в жизнь.
- Политики левой ориентации увеличивают высчитанную правительством и "единоросами" сумму как минимум в два раза. Почему такое большое расхождение?
- Левые всегда предлагают больше тратить на социальные нужды. Но ведь на самом деле так оно и происходит. Расходы на социальные нужды год от года увеличиваются. Расходы на здравоохранение с 1999 года увеличились в пятнадцать раз, на образование - в 9,9 раза., на сельское хозяйство в шесть раз, на вооруженные силы в 7,3, на культуру в девять раз, на спорт - в восемь. Наверное, можно тратить гораздо больше. Вопрос - в последствиях. Инфляция - страшная болезнь. Это как язва, которая разъедает изнутри всю экономическую политику. И она больше всего отражается на малоимущих слоях населения. Мы должны расходовать ровно столько средств, чтобы соблюсти одновременно и макроэкономические параметры и выйти на уровень инфляции, который прогнозировался. Ключевым моментом в достижении этих целей является прежде всего тарифная политика. В условиях достаточно монополизированной экономики, особенно в области энергодобывающих отраслей, существует угроза, что выложенные на социальные нужды средства из бюджета тут же через "насос" крупных структур будут перекачены в доход монополистов. И тогда конец президентским начинаниям. Этого нельзя допустить.
- Ожидания общества в связи с новой социально программой высоки. Когда начнется ее реализация?
- С первого января 2006 года. Мы в этом убеждены. Но темпы реализации будут зависеть от того, как быстро министерства смогут отработать детали. Мы намерены посвятить каждой из этих профильных подпрограмм - "Доступное и комфортное жилье", "Развитие АПК", "Образование", "Здравоохранение" - отдельное заседание президиума Генерального совета нашей партии, пригласив на него соответствующего министра. Мы добьемся того, чтобы во время работы над бюджетом, был определен алгоритм решения всех вопросов -чтобы каждый регион знал, что ему делать, когда ему делать. Мы будем пропагандировать достижения тех регионов, где уже есть успехи в выбранных нами приоритетных направлениях. К примеру в Белгородской области уже полным ходом идет строительство жилья за городской чертой. При этом область вкладывает деньги в дороги, инфраструктуру, а дома строят те, кто в них будет жить, - за счет кредитных ресурсов, субсидий, за счет личных средств.


- Нужно ли Думе принимать какие-то новые законы для подкрепления этой программы?
- Того, что нами наработано, вполне достаточно для того, чтобы начать полномасштабную реализацию национальных проектов, о которых говорил президент. Не нужен закон о том, как распределять гранты, как увеличить уставной капитал Россельхозбанка для кредитования селян, чтобы они укрепляли личные подсобные хозяйства, развивали животноводческие комплексы. Не нужен новый закон для того, что закупить, поставить, смонтировать и обеспечить работу более 500 перерабатывающих центров, что особенно актуально для северокавказского региона, где есть сельхозпродукция и где рабочие места нужны, как воздух. Для того, чтобы реализовать эти планы, нужна нормативная база. Но это уже задача министерств. Потребуется большое участие органов местного самоуправления. Здесь, правда, могут возникнуть шероховатости - к примеру, при решении вопросов об отводе земельных участков под строительство, - из-за того, что до 1 января 2009 года продлен переходной период для полномасштабного вступления в силу 131 закона. Но мне кажется, в регионах с этим справятся. Вертикаль власти начинает уже системно работать. Многие губернаторы избраны на свои посты по представлению президента. Регионы объективно заинтересованы в реализации национальных проектов - еще соревноваться начнут за то, чтобы выполнить их лучше, быстрее, качественнее.
Тамара Шкель


http://www.er-duma.ru/

Док. 322786
Перв. публик.: 19.10.05
Последн. ред.: 19.06.07
Число обращений: 497

  • Рязанский Валерий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``