В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Cоциальные аспекты бюджета 2005 года Назад
Cоциальные аспекты бюджета 2005 года
28 сентября в 10.30 в Медиа-центре газеты "Известия" состоялась пресс-конференция председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике ИСАЕВА Андрея Константиновича и члена Комитета Госдумы по бюджету и налогам ФЕДОРОВА Евгения Алексеевича на тему "Социальные аспекты бюджета 2005 года".

Публикуем центральные фрагменты пресс-конференции.

О проекте бюджета

Федоров Е.А.: Я хотел бы начать с некоторых параметров бюджета. Параметры следующие: бюджет сформирован по доходу в сумме 3,326 миллиарда рублей, это 17,8% ВВП. По расходам -3,049 миллиарда рублей, это 16,3% ВВП. Профицит в сумме 278 миллиардов рублей, это 1,5% ВВП. Параметры проекта федерального бюджета составлены на основе прогнозируемого объема ВВП в сумме 18 триллионов 720 миллиардов рублей и уровнем инфляции в пределах 107,5 - 108,5 процента. Объем стабилизационного фонда по состоянию на 1 января 2005 года прогнозируется в сумме 574,4 миллиарда рублей. Объем поступлений в 2005 году в сумме 387,8 миллиарда рублей. Впервые в 2005 году часть средств стабилизационного фонда планируется использовать на погашение государственного внешнего долга в объеме 168 миллиардов рублей и на финансирование дефицита бюджета пенсионного фонда в объеме 74,7 миллиарда рублей. Объем стабилизационного фонда по состоянию на 1 января 2006 года оценивается в сумме 719 миллиардов рублей.

Рост доходов населения в 2005 году планируется в 9 процентов. Причем, из 9 процентов один процент получен в результате замены льгот денежными компенсациями.

Исаев А.К.: Я хочу добавить, что бюджет необычный, он имеет другую структуру и поэтому линейные сравнения, которые иногда мелькают в прессе, не совсем корректны. Например, не очень корректно сравнение раздела "Социальная политика" бюджетов 2004, 2005 годов. Это связано с тем, что целый ряд расходов, которые раньше входили в раздел "Социальная политика", теперь отнесены к другим разделам. Например, всегда в раздел "Социальная политика" входило финансирование активных мероприятий в области занятости и финансирование центров занятости. Сейчас это перенесено в раздел "Национальная экономика". И, наоборот, некоторые расходы, которые раньше проходили по иным разделам, сейчас относятся к разделу "Социальная политика". Скажем, всегда по разделу "Судебная власть" проходила выплата пенсий судьям, ушедшим в отставку. Теперь она отнесена к разделу "Социальная политика". Поэтому линейное сопоставление цифр затруднено. Если говорить о социальных программах, то в целом они проиндексированы от 6 до 9%. Ожидается, что они покроют уровень инфляции, серьезные социальные расходы будут и в тех разделах, которые не относятся к "Социальной политике". Например, безусловно, социальным решением является серьезное увеличение финансирования оборонной промышленности, увеличение расходов на оборонный заказ будет способствовать решению целого ряда социальных проблем. Мы ожидаем, что будут решаться социальные проблемы органов безопасности, где ожидается увеличение денежных выплат.

Также социальное решение содержится и в некоторых других статьях расхода бюджета. Например, расходы на снос ветхого жилья и переселение живущих там семей возрастает по сравнению с бюджетом 2004 года в 5 раз. Поэтому при всех сложностях и спорных моментах бюджета Комитет по труду и социальной политике единогласно принял решение рекомендовать бюджет к принятию в первом чтении.

Замечания к бюджету

Исаев А.К.: Первый блок замечаний относится к вопросам, связанным с заработной платой. В результате борьбы, которая разворачивалась вокруг 122-го федерального закона, нам удалось отстоять положение о едином минимальном размере оплаты труда, которое будет существовать как единая норма во всей Российской Федерации, и о том, что МРОТ должен поэтапно приближаться к величине прожиточного минимума. Правительство внесло предложение о повышении минимального размера оплаты труда с 1 января 2005 года до 720 рублей. Это перекрывает уровень инфляции, на 20% индексируется МРОТ. При том, что ожидаемая инфляция составит от 7,5 до 8,5 процента. Вместе с тем, мы считаем такое повышение МРОТ явно недостаточным, поэтому Комитет по труду и социальной политике предлагает индексировать минимальный размер оплаты труда, повысить его до 900 рублей в месяц, то есть в полтора раза. Это потребует дополнительных средств федерального бюджета в объеме около 10 миллиардов рублей. Мы считаем, что при увеличении доходов бюджета резерв для соответствующих средств у нас найдется.

Я очень надеюсь, что в 2005 году скажутся положительные последствия снижения единого социального налога, потому что отрицательные последствия уже видны. Это, в первую очередь, дефицит, который образуется во внебюджетных социальных фондах. Образуется достаточно существенный дефицит в бюджете Пенсионного фонда РФ. Этот дефицит предполагается покрыть фактически из двух источников. 74 миллиарда рублей будут выделены из федерального бюджета, конкретно из Стабилизационного фонда, плюс предполагается существенно сократить имеющийся сейчас остаток средств Пенсионного фонда на счетах. Если сейчас этот остаток составляет почти 80 миллиардов рублей, то на конец 2005 года Пенсионный фонд должен выйти с остатком 14 миллиардов 280 миллионов рублей. С нашей точки зрения, это совершенно недостаточный объем средств, потому что норматив оборотных средств Пенсионного фонда составляет 48 миллиардов рублей. 48 миллиардов рублей необходимы Пенсионному фонду для того, чтобы своевременно и в полном объеме выплачивать пенсии. Такой остаток означает, что малейший сбой в системе сбора единого социального налога или взносов в Пенсионный фонд, могут привести к тому, чего не было в России с 1999 года -к задержкам пенсий. Этого, безусловно, нельзя допускать, поэтому мы будем настаивать на увеличении средств, которыми должен располагать Пенсионный фонд. Предполагается, что в 2005 году будет полностью произведена индексация страховой и базовой частей пенсии, и трудовая пенсия вырастет. Однако, это опять же последствия снижения единого социального налога, мы видим прогнозируемое замедление процесса темпов роста пенсии. Если в 2004 году трудовая пенсия вырастет в среднем на 269 рублей, то предполагается, что в 2005 году она вырастет только на 229 рублей. С этим, с моей точки зрения, соглашаться тоже нельзя, я понимаю, что правительство исходит из логики, что меньший рост пенсии отчасти компенсируется едиными выплатами, связанными с заменами льгот. Однако одно не исключает другое. Поэтому нам необходимо обеспечить и непосредственный рост пенсий. Поэтому Комитет по труду и социальной политике будет настаивать на увеличении дотации Пенсионному фонду где-то на 20 миллиардов рублей.

Еще один вопрос, который, безусловно, требует своего разрешения. Поскольку ежемесячные денежные выплаты предполагаются одновременно с пенсиями, то для того, чтобы Пенсионный фонд уже в январе произвел ежемесячные денежные выплаты вместе с пенсиями, необходимо уже в декабре субсидировать Пенсионный фонд. Это вопрос, который также нужно решить с правительством, возможно, в рамках решения вопроса о превышении нынешнего бюджета 2004 года, вы знаете, там существует очень большой объем превышений.

Следующий вопрос, который вызывает большую обеспокоенность и споры -дефицит Фонда социального страхования. Здесь некий парадокс: с одной стороны, на 10 миллиардов возрастают дотации из федерального бюджета Фонду социального страхования, но поскольку эти дотации носят целевой характер, они не могут быть израсходованы на другие статьи. Мы ощущаем дефицит Фонда социального страхования по другим расходам. Этот дефицит составляет 14,5 миллиарда рублей. Он связан со снижением ставки единого социального налога. Мы предлагаем обеспечить дотации из федерального бюджета в объеме 14,5 миллиарда рублей для того, чтобы закрыть эту проблему. Тогда в полном объеме будет сохранена выплата больничных листов плюс появляется реальная возможность провести индексацию на коэффициент инфляции тех средств, которые будут направлены на решение вопросов, связанных с детским оздоровлением.

Следующий, не менее важный вопрос -политика в области занятости. С момента ликвидации Фонда занятости мы фактически отказались от активной политики в области занятости. Бюджет 2005 года это в полном объеме подтверждает. Из тех средств, которые отпускаются в различных статьях бюджета на занятость, 88 процентов идет на выплату пособий по безработице и только 12 процентов на активную политику в области занятости. Конечно, назвать это активной политикой нельзя, я предполагаю, что правительство будет исходить из того, что субъекты Федерации мобилизуют часть необходимых для этого средств, но пока убедительных доказательств у нас нет. Поэтому мы предполагаем увеличить объем бюджета, ассигнуемого на активные мероприятия в области занятости, на полтора миллиарда рублей для того, чтобы довести его до уровня 2000 года, то есть того уровня, когда существовал отдельный фонд занятости, уничтоженный в связи с введением единого социального налога.

О повышении заработной платы

Исаев А.К.: Повышение заработной платы на 20% для работников бюджетной сферы, которое запланировано с 2005 года, мы можем сказать, состоится для работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета.

Что касается работников бюджетной сферы, которые финансируются из бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного самоуправления, то для них возникает определенный правовой вакуум. С чем он связан? Дело в том, что мы, принимая 122-й закон, записали, что будут вырабатываться единые рекомендации по оплате труда работников бюджетной сферы российской трехсторонней комиссии, и что эти рекомендации обязательно будут учитываться правительством, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления при определении размера финансирования организаций бюджетной сферы. Но закон-то вступит в силу с 1 января 2005 года. Следовательно, эти рекомендации появятся только для 2006 года. Сейчас таких рекомендаций нет, а единая тарифная сетка с 1 января 2005 года действовать будет только в отношении федеральных бюджетников. Поэтому уверенности в том, что все субъекты справятся и проведут в обязательном порядке повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, у нас на сегодняшний день нет. Но мы будем настаивать на том, чтобы такое повышение произошло. В качестве одной из мер, которые предлагает наш Комитет, как возможный вариант, ускорить такое повышение, провести повышение первого разряда ЕТС с 1 декабря этого года, таким образом, обеспечить повышение базы во всех субъектах Федерации.

О реформе праздников

Исаев А.К.: На сегодняшний день в Комитет по труду и социальной политике поступила законодательная инициатива представителей трех фракций Госдумы. Ее подписали от "Единой России" Богомолов Валерий Николаевич и Олег Витальевич Еремеев, от ЛДПР Жириновский, от фракции "Родина" Байбаков. Данный законопроект предлагает сделать следующие вещи. Первое -введение новогодних каникул, т.е. объявить нерабочими праздничные дни с 1 по 5 января включительно. Далее: сохраняются такие общепринятые праздники, как Рождество Христово, 23 февраля -День защитников Отечества, который стал нерабочим днем с введением нового Трудового кодекса, 8 Марта, 1 мая, безусловно, День Победы, 12 июня -День России. Что касается годовщины Октябрьской революции, то предлагается данный праздник отменить и ввести 4 ноября праздник -День единения российского народа. Также предлагается отменить праздник, связанный с 12 декабря. Данные предложения я предложил бы характеризовать с двух сторон. Это с точки зрения социально-трудовых отношений и с точки зрения политики. С точки зрения социально-трудовых отношений данное предложение улучшает положение наемных работников. Во-первых, предполагается увеличение количества нерабочих праздничных дней на один. Во-вторых, появляется единый общий отпуск для большинства трудящихся, как новогодние каникулы. Мы проанализировали статистику, основные отпуска работников приходятся на период с мая по октябрь года. Значит, подавляющее большинство работников как раз к зиме набирают определенный уровень усталости, а предстоящий отпуск еще достаточно далек. Такие новогодние каникулы, безусловно, будут разгружать психологически, эмоционально и физически людей, давать им возможность отдохнуть. С этой точки зрения, благоприятно скажутся на социально-трудовых отношениях и самочувствии народа. Что касается 12 декабря, мы говорим о политических аспектах, по идеологическому смыслу 12 июня и 12 декабря абсолютно одинаковые праздники, они имеют абсолютно одинаковый идеологический смысл. Это празднование новой российской государственности. Но, положа руку на сердце, скажем, что 12 декабря не стало любимым семейным праздником российского народа. Поэтому никаких эмоциональных потерь в связи с отменой 12 декабря не будет. Если выбирать между 12 июня и 12 декабря, то 12 июня предпочтительнее. И потому, что в последнее время он более широко отмечается, и потому, что он попадает на летнее время. Что касается 7 ноября. В данном случае авторы предложили альтернативу -4 ноября, годовщина окончания смутного времени. С моей точки зрения, это интересное предложение, я склонен к тому, чтобы его поддержать вот почему: 7 ноября на сегодняшний день единственный государственный праздник, который не ведет к консолидации общества, а ведет к его разделению. Понимая, что это болезненно будет воспринято частью общества, тем не менее, думаю, что на такой перенос праздников можно было бы пойти.

О льготах

Исаев А.К.: Очень серьезное внимание было уделено нами при изучении бюджета перед первым чтением вопросу, будет ли выполнен в полном объеме 122-й закон, который предусматривает замену ряда натуральных льгот денежными выплатами, а также сохранение целого ряда натуральных льгот в виде социального пакета. Пока те цифры, которые мы обнаружили в бюджете, вызывают сдержанный оптимизм: 173 миллиарда рублей предполагается на реализацию 122-го закона, в рамках федерального бюджета почти 100 миллиардов получит Пенсионный фонд на осуществление ежемесячных денежных выплат. Предполагается, что 51 миллиард получит Фонд обязательного медицинского страхования на лекарственное обеспечение льготников и впервые почти 10 миллиардов получает Фонд социального страхования на санаторно-курортное оздоровление льготников. Общий объем количества путевок для льготников возрастает в шесть раз, что может быть позитивно оценено.

С 2006 года у льготников будет право выбрать или социальный пакет или денежную компенсацию. В 2005 году предоставить право выбора не было технической возможности. Там будет такое деление. Можно отказаться от лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения, или от пригородного железнодорожного сообщения и проезда к месту лечения. Либо выбираете все целиком, либо одну из двух частей. К сожалению, оптимальным это решение не является, это вечная беда России, город решает свои проблемы за счет села.

В отношении региональных льготников должны быть приняты решения в течение этой осени законодательными собраниями субъектов Федерации. 155-я статья принятого 122-го закона напрямую запрещает субъектам Федерации, принимая эти решения, ухудшать положение льготников. Они могут принять решение либо о сохранении действующих льгот сейчас, либо об их монетизации. В случае, если будут принимать решение о монетизации льгот, они должны соблюсти три условия. Первое: объем финансирования не может быть снижен. Второе: количество льготников не может быть уменьшено. Третье: объем предоставляемых услуг в денежном отношении не может быть ухудшен. В случае несоблюдения этого льготники имеют право обращаться в суд.




Известия,

28.09.04




Док. 322383
Перв. публик.: 28.09.04
Последн. ред.: 19.06.07
Число обращений: 619

  • Федоров Евгений Алексеевич
  • Исаев Андрей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``