В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Федоров: Возможности малого бизнеса Назад
Евгений Федоров: Возможности малого бизнеса
В Центре социально-консервативной политики под председательством начальника Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрия ШУВАЛОВА (на снимке слева) состоялся "круглый стол", посвященный развитию малого и среднего бизнеса в России.
С основным докладом выступил председатель Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров (на снимке справа). Он заявил, что малый бизнес должен выйти на новый уровень участия в национальной экономике и в полной мере раскрыть заложенный в нем потенциал, - таково настоятельное требование времени. Задача диверсификации российской экономики без участия малого бизнеса не может быть решена, а имеющиеся на сегодня особенности развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране не отвечают этой надобности.
Cуществующая ситуация выталкивает российский малый бизнес в неперспективную для него сферу торгово-посреднической деятельности, а его доля во внутреннем валовом продукте страны по самым оптимистическим оценкам составляет не более 12%, в то время как в США доля малого бизнеса по количеству внедренных в промышленности инноваций составляет от 40 до 46%.
Как подчеркнул докладчик, малый бизнес способен взять на себя значительное количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по промышленным технологиям. Кроме того, никто не способен лучше освоить и динамизировать еще слабо развитый в России рынок услуг (а это повышение качества жизни граждан), чем малый бизнес.
Недооценивается и социально-политическая роль малого бизнеса. В его сфере оперативно создаются рабочие места, что особенно важно для депрессивных регионов с высокой безработицей. В Послании Президента РФ было отмечено, что с увеличением в общем объеме экономической активности региона доли малого бизнеса заметно снижаются показатели смертности, уменьшается степень социального расслоения. У работников сферы малого бизнеса повышается гражданская ответственность, сознание освобождается от политических мифов и патерналистских ожиданий, а это означает, что появляются условия для формирования элементов инициативного гражданского общества. Евгений Федоров сообщил, что в Госдуму 17 апреля внесен проект нового закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации ", подготовленный рабочей группой под руководством заместителя председателя комитета Елены Паниной. Действующий с 1995 года федеральный закон сегодня уже фактически недееспособен - почти половина статей из него исключена позднейшими поправками, а сохранившаяся компетенция недостаточна для охвата и регулирования современных экономических реальностей.
В новом проекте закона предусмотрено введение понятия "среднее предпринимательство " и сформулированы критерии отнесения предприятий к уровням малого и среднего бизнеса. Фиксируются возможность финансовых, налоговых и имущественных преференций для предприятий особой социальной значимости, поддержка внешнеэкономической деятельности, контакты и сотрудничество с органами исполнительной власти на местах через создание советов по развитию. Евгений Федоров отметил, что законодатели должны также обеспечить институциональную среду развития малого и среднего бизнеса, а эта задача не из легких. В первую очередь необходимо юридически обеспечить условия здоровой конкуренции (с точки зрения антимонопольной политики), разработать и принять правовую базу для упрощения и рационализации бухгалтерского и налогового учета, пересмотреть и оптимизировать порядок подачи налоговой и статистической отчетности, законодательно закрепить права и интересы малого бизнеса в отношении государственного контроля, чтобы контролирующие инстанции в своей деятельности не выходили за пределы разумных претензий. Также нужно усовершенствовать процедуру оборота имущества, признанного вещественным доказательством по уголовным делам в сфере экономики; необходимо усовершенствовать арбитражные процедуры по спорам хозяйствующих субъектов, форсировать жесткие меры по снижению коррупционных возможностей, сделать прозрачными административные действия в сфере государственных инвестиций.
Докладчик сообщил, что государственные ассигнования, выделенные в трехлетнем проекте бюджета на развитие малого и среднего бизнеса, будут предоставляться регионам на конкурсной основе. Динамика их такова: 2008 год - 3,5 млрд руб., 2009 год - 4 млрд руб., 2010 год - 4,3 млрд руб. На фоне реальных потребностей это немного, и комитет, отметив это в своем заключении по проекту федерального бюджета, надеется на понимание необходимости со стороны кабинета министров их увеличить.
Участники обсуждения отметили несколько проблематичных моментов, которые могут ожидать российский малый бизнес в ближайшем будущем. В их числе - все еще низкая среди граждан России популярность самой идеи личного предпринимательства, сохраняющиеся предпочтения наемного труда и государственной службы; вступление России в ВТО, которое приведет к появлению иностранцев-конкурентов с таким их традиционно сильным аргументом, как малые производственные издержки; неизбежную в будущем необходимость для малого бизнеса противодействовать стратегии ВТО на отвод России роли поставщика энергоресурсов. Также был упомянут исторический прецедент - созданные в США в период Великой депрессии так называемые "алфавитные агентства", т. е. федеральные администрации государственной поддержки различных отраслей послекризисной экономики, в том числе малого бизнеса и сельского хозяйства.
Роль этих агентств в такой "безгосударственной" экономике, как американская, оказалась чрезвычайно благодатной, многие из них фактически существуют и сейчас, и этот опыт необходимо изучить и оценить.




Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 22 Мая 2007




Док. 322349
Перв. публик.: 22.05.07
Последн. ред.: 19.06.07
Число обращений: 399

  • Федоров Евгений Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``