Все депутаты хотели задать вопросы министру Алексею Кудрину.
Мнения по поводу трехлетнего бюджета разделились.
Заседание в Госдуме в пятницу началось с минуты молчания - депутаты почтили память погибших от взрыва метана шахтеров в шахте "Юбилейная" в Кузбассе.
Сколько можно хоронить наших шахтеров? И когда, наконец, это закончится?
Эти вопросы звучали из уст либерал-демократа Владимира Жириновского, коммуниста Виктора Илюхина и других депутатов.
А главной темой дня в Думе был бюджет на 2008-2010 годы.
В первом чтении был принят проект главного финансового документа страны.
Хотя многие депутаты были и не в восторге от этого документа, все же его базовые параметры, расходная и доходная часть были поддержаны. Приняли депутаты, и постановление об обращении к главе Правительства Михаилу Фрадкову о необходимости принятия мер поддержки российских производителей мяса и мясных продуктов.
После долгой дискуссии Государственная Дума приняла бюджет на 2008-2010 годы в первом чтении.
В своих выступлениях министр финансов, глава Счетной палаты и депутаты Госдумы демонстрировали противоречивые, а часто прямо противоположные оценки главного финансового документа страны.
"Сегодняшнее обсуждение историческое, - сказал министр финансов Алексей Кудрин. - Мы лучше будем планировать нашу жизнь, лучше будем планировать успехи наших бюджетных учреждений. Это повышает наши возможности".
Доходы бюджета 2008 года составят 6 триллионов 644 миллиарда рублей, расходы - 6 триллионов 570 миллиардов. В 2009 году доходы составят 7 триллионов 465 миллиардов, расходы - 7 триллионов 451 миллиард. В 2010 году доходы будут равняться 8 триллионам 89 миллиардам рублей, расходы - 8 триллионам 89 миллиардам. "Впервые в 2010 году доходы будут равняться с расходами, - подчеркнул Кудрин. - Мы создадим беспрофицитный бюджет".
Министр финансов напомнил, что первый в истории России трехлетний бюджет направлен на долгосрочную устойчивость и диверсификацию экономики, переход от нефтегазовых доходов к доходам от развития промышленности, в том числе инновационных отраслей. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленности возрастет с 4,4 процента (данные 2005 года) до 15 процентов в 2010 году. Ожидается "повышение изобретательской активности" в два раза.
Что касается ВВП, то по этому показателю мы обходим ведущие экономики мира - в прошлом году обогнали Италию, в 2009 году планируется обойти объем ВВП Франции. Темпы экономического роста чуть затормозятся из-за снижения цен на нефть.
Алексей Кудрин подчеркнул важность привлечения инвестиций в российскую экономику, для чего необходим сильный финансовый сектор. Он у России есть: активы банковского сектора выросли с 1999 года в восемь раз и достигли 52, 4 процента ВВП. Что касается инвестиций, уже в этом году они составляют больше 30 миллиардов долларов, а к 2010 году эта цифра, по прогнозам, достигнет 44 миллиардов долларов.
Серьезный рост демонстрирует и российский фондовый рынок. "Динамика российского рынка акций оказалась наивысшей среди всех крупных развивающихся рынков", - отметил министр финансов.
К 2010 году до 6 процентов планируется снизить инфляцию. В планах - повышение уровня жизни населения: увеличение пенсий на 65 процентов, средней заработной платы на 94 процента, особенно в бюджетной сфере. По прогнозам Минфина, количество бедных, находящихся ниже прожиточного минимума к 2010 году уменьшится почти в два раза и "составит всего (!) 15 миллионов человек".
По словам Алексея Кудрина, в 2008 году вырастут расходы на развитие национальной экономики, дороги, авиационную и судостроительную отрасли, субсидии на процентные ставки по кредитам для модернизации важнейших отраслей.
Продолжится устойчивый рост расходов на армию, на национальную безопасность, социальную политику. В бюджете на каждый год планируется Резервный фонд, который будет своеобразной страховкой на случай любого снижения цен на нефть.
После оптимистичного доклада министра финансов глава Счетной палаты Сергей Степашин спустил всех с небес на землю, заговорив о насущных проблемах.
И предупредил депутатов, что с 2009-2010 года из-за значительного роста тарифов естественных монополий высоки риски повышения инфляции. Сохраняются и риски поступления в бюджет меньших доходов от уплаты НДС.
По мнению Счетной палаты, необходима тщательная проработка механизмов управления средствами, которые планируются к зачислению в Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Необходимо преодолеть и устойчивую негативную демографическую политику, и обеспечить развитие угасающих территорий Сибири и Дальнего Востока. А на юге - решить проблему занятости населения. Только на это нужны средства на порядок больше тех, которые страна накопила в золотовалютных резервах и Стабилизационном фонде, уверен Сергей Степашин. "Нам надо не отказываться от накопленных капиталов, не тормозить экономический рост в угоду отсталости собственной системы управления, а искать способы привлечения управленческих знаний и технологий в те области, которые требуют более высоких темпов роста, больших инвестиций и эффективного управления проектами", - заметил он. Что касается национальных проектов, то, по его словам, нужно мотивировать участников реализации нацпроектов - власть, общество и бизнес - и снизить трения при согласовании интересов. Ведь речь идет о векторе развития страны на десятилетия вперед.
Сергей Степашин недоволен, что в проекте бюджета расходы слабо рассматриваются с позиции их эффективности и результативности. "Проект не содержит измеряемых показателей конечных результатов", - заметил он. Возникает вопрос об ответственности за неэффективное использование бюджетных средств.
"Не создана эффективная система образовательных стандартов, которые необходимы для перехода на новые механизмы финансирования образования.
В недостаточной степени приняты меры по регулированию налогообложения некоммерческих организаций с целью их более активного вовлечения в осуществление социальной деятельности", - констатировал Степашин. А при разработке задач по улучшению демографической ситуации, доступности медицинской помощи установлены такие целевые значения, которые явно не соответствуют заявленным бюджетным средствам. Для их достижения потребуется от 9 до 50 лет, предположил глава Счетной палаты.
________________________________________
МНЕНИЕ ПРОФИЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ
________________________________________
ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО БЮДЖЕТУ И НАЛОГАМ, ФРАКЦИЯ "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Параметры проекта бюджета обеспечивают реализацию стратегических целей и приоритетов, направленных на повышение качества жизни населения и устойчивый рост экономики. По сравнению с 2007 годом в 2008 году финансирование по подпрограмме "Автомобильные дороги" увеличено в 2,5 раза, по программе "Жилище"- в 1,8 раза, по программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья - в 7,7 раза. Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности возрастут в 1,3 раза.
Самой серьезной проблемой бюджетной системы остается вопрос обеспечения сбалансированности местных бюджетов. В условиях 2007 года подавляющее большинство этих бюджетов остаются несбалансированными. Комитет считает необходимым ко второму чтению поручить Правительству обозначить общий объем средств, передаваемых местным бюджетам, а в случае их недостаточности увеличить эти объемы. Не менее острыми остаются и вопросы, связанные с формированием межбюджетных отношений. Комитет считает, что в проекте бюджета на 2008-2010 годы должна быть в полной мере профинансирована государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия. В проекте бюджета не решена проблема перехода к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы. Не предусмотрены средства на повышение стипендий учащимся и студентам образовательных учреждений. Финансирование в сфере культуры к 2010 году уменьшится более чем в три раза. Этот вопрос также должен быть предметом серьезного рассмотрения ко второму чтению.
________________________________________
ЕВГЕНИЙ ФЕДОРОВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ И ТУРИЗМУ, ФРАКЦИЯ "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
При составлении заключения на прогноз социально-экономического развития страны и проект бюджета самым главным критерием для нас было соответствие их параметров приоритетам социально-экономической политики, определенных в Посланиях Президента РФ.
Комитет считает, что прогноз содержит качественный анализ основных факторов, которые будут определять социально-экономическое развитие России в ближайшие годы. Вместе с тем есть ряд замечаний по прогнозу. На наш взгляд, не уделяется достаточного внимания государственной политике в области инноваций. Отсутствует описание конкретных механизмов для расширения внутреннего производства, сокращения доли импорта, покрытия внутреннего спроса. Мало внимания уделено выявлению секторов экономики, имеющих реальный потенциал роста. Недостаточно отражены задачи, поставленные в Послании Президента Федеральному Собранию 2007 года: создания государственной корпорации в сфере нанотехнологий и атомной энергетики, вопросы развития дорожной сети, железных дорог, морских и аэропортов, вопросы стимулирования переработки минерального сырья внутри страны, снижения объемов сжигания попутного газа и переработки леса.
Требуется также дополнительное обоснование консервативного прогноза мировых цен на нефть. В 2009-2010 годах цена может быть повышена. В прогнозе в определенной степени занижен объем ВВП. Кроме того, мы считаем, что необходимо разработать прозрачный и эффективный механизм распределения доходов, получаемых сверх сумм, утвержденных законом о бюджете.
Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 29 Мая 2007