В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Председателя Комитета ГД по экономической политике Евгения Федорова на обсуждении федерального бюджета 2008-2010 гг. Назад
Выступление Председателя Комитета ГД по экономической политике Евгения Федорова на обсуждении федерального бюджета 2008-2010 гг.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год, параметры прогноза на период до 2010 года и проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" оценивались Комитетом по экономической политике, предпринимательству и туризму по трем основным критериям. Во-первых, это соответствие прогноза объективным возможностям экономического развития страны. Во-вторых, это достоверность параметров прогноза. Но самым главным критерием для нас было соответствие параметров Прогноза и бюджетных проектировок приоритетам социально-экономической политики, определенным в Посланиях Президента Федеральному Собранию - концептуальном плане национального развития.
Прогноз составлен в двух основных вариантах. Первый - инерционный - вариант отражает развитие российской экономики в условиях ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции и замещения ее импортом. Темпы роста ВВП в условиях данного варианта будут снижаться до 5,2-5,3% в 2009-2010 годах.
Второй - умеренно оптимистичный - вариант ориентируется на активизацию структурных сдвигов в экономике вследствие реализации соответствующих мер. Темпы роста ВВП в условиях данного варианта повышаются до 6,0-6,2%. Именно второй вариант Прогноза использован как базовый для составления проекта федерального бюджета.
Дополнительно к этому, и Комитет поддерживает такой подход, Правительством просчитаны два дополнительных варианта, учитывающие возможные изменения конъюнктуры на мировом рынке нефти. Если базовый вариант прогноза рассчитан исходя из плавного снижения цен на нефть марки "Urals" до 50 долларов за баррель к 2010 году, то дополнительные варианты оценивают перспективы развития российской экономики в условиях снижения цены на нефть до 39 или её повышения до 62 долларов США за баррель.
Комитет считает, что Прогноз содержит качественный анализ основных факторов, которые будут определять социально-экономическое развитие России на ближайшие годы. В Прогнозе содержится необходимый минимум показателей, требующихся для расчета основных параметров федерального бюджета на трехлетнюю перспективу; при этом они в достаточной степени сбалансированы.
Вместе с тем, у Комитета имеется ряд замечаний по Прогнозу - они приведены в нашем заключении. Остановлюсь на некоторых из них.
1. В Прогнозе декларируется и обосновывается необходимость смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста. Однако, на наш взгляд, должного внимания государственной политике в области инноваций в Прогнозе не уделено.
2. В тексте Прогноза содержатся оптимистические предположения о расширении внутреннего производства, сокращении доли импорта в источниках покрытия внутреннего спроса, но отсутствует описание конкретных механизмов.
3. Мало внимания в Прогнозе уделено и выявлению секторов экономики, имеющих реальный потенциал роста. Не проведен сравнительный анализ перспектив развития отдельных отраслей.
4. Недостаточное внимание уделено вкладу финансового рынка в обеспечение экономического роста.
5. Не нашли должного отражения в Прогнозе и задачи, поставленные в Послании Президента Федеральному Собранию 2007 года - создание государственных корпораций в сфере нанотехнологий и атомной энергетики, вопросы развития дорожной сети, железных дорог, морских и аэропортов, вопросы стимулирования переработки минерального сырья внутри страны, снижения объемов сжигания попутного газа и развития переработки леса.
Имеется ряд замечаний и в отношении значений отдельных макроэкономических показателей. Прежде всего, по мнению Комитета, требуется дополнительное обоснование использованному в качестве основного достаточно консервативному прогнозу мировых цен на нефть. Если основываться на их фактической динамике, цена нефти марки "Urals" на 2008 год может быть повышена до 55 долларов США за баррель. Прогноз цены на 2009-2010 годы также может быть повышен, однако при консервативном подходе Комитет считает предусмотренные Прогнозом значения приемлемыми.
По оценкам Комитета, в Прогнозе в определенной степени занижен объем номинального ВВП в 2007 году, а соответственно - и на последующий период.
Ожидаемое снижение индекса потребительских цен в рассматриваемом периоде составит, в среднем, около 1 процентного пункта в год. Такое медленное снижение инфляции ставит под сомнение решение поставленной Президентом задачи по достижению ее уровня в пределах 3-4% в год.
По мнению Комитета, снижение инфляции требует активного применения не только мер финансового регулирования, но и действенных административных усилий. В первую очередь, это касается регулирования цен на продукцию и услуги естественных монополий. Прогнозом предусмотрены более высокие, нежели ранее, темпы роста цен на эти товары в 2008-2010 годах. Несмотря на принимаемые в настоящее время ограничения, рост тарифов с темпами, превышающими рост инфляции, может привести к последовательному "раскручиванию ценовой цепочки".
Комитет, к сожалению, вынужден отметить сохранение недостаточной точности социально-экономического прогнозирования. По ряду показателей из года в год наблюдаются существенные отклонения прогнозных и фактических значений. А это и в 2006 году, и ранее приводило к занижению доходной базы федерального бюджета и появлению неучтенных дополнительных доходов.
Одной из причин такой ситуации является слабость законодательного и методического обеспечения социально-экономического прогнозирования. Комитет считает, что Правительству необходимо разработать и внести в Государственную Думу качественно новую редакцию федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", изменив название и переориентировав его в сторону стратегического планирования. И исходить при этом надо из тех задач, которые поставлены Президентом в его Плане национального развития.
Кроме того, Комитет считает, что необходимо разработать прозрачный и эффективный механизм распределения доходов, получаемых сверх утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете сумм. Только тогда распорядители и получатели бюджетных средств будут получать их своевременно.
Несколько слов о проекте федерального закона "О федеральном бюджете...". Комитет считает, что параметры федерального бюджета на 2008-2010 годы в целом соответствуют долгосрочным целям социально-экономического развития Российской Федерации. Комитет поддерживает деятельность Правительства по реформированию бюджетного процесса, переход к разработке и утверждению бюджета на трехлетний период, разделение доходов бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые, преобразование Стабилизационного фонда в Резервный фонд и Фонд будущих поколений (Фонд национального благосостояния).
В докладе Министр финансов сказал, что расходы на развитие доступного жилья будут увеличены на 65 млрд. руб., на технологический прорыв на 170 млрд руб., расходы на решение демографической ситуации на 91 млрд. руб., Комитет полностью поддерживает эти меры.
Вместе с тем, при доработке проекта федерального бюджета ко второму чтению нам необходимо проанализировать все положения Послания Президента Российской Федерации с целью их полного финансирования в рамках трехлетнего бюджета.
В частности, мы должны изыскать возможность увеличения финансирования мероприятий, направленных на развитие индустрии нанотехнологий и создание национальной элементной базы. Необходимо рассмотреть вопрос о возможном увеличении и совершенствовании механизмов финансирования программ поддержки малого и среднего предпринимательства, проектов по созданию туристско-рекреационных и портовых особых экономических зон, продвижения российского туристического продукта на отечественном и зарубежном рынках.

Как отметил Министр финансов в своём докладе, в трехлетний период будет перестроена Федеральная адресная инвестиционная программа, однако есть определенные вопросы к перечню строек Федеральной адресной инвестиционной программы, которые, по мнению Комитета, необходимо решить. В настоящее время в перечне ФАИП отсутствуют многие объекты социально-культурного назначения и ЖКХ, строительство которых велось за счет средств федерального бюджета, но не было завершено. Недострой - это не только "зарытые" в землю бюджетные деньги, это - нереализованные обязательства государства. Считаю, что необходимо разработать механизмы нормативного финансирования завершения ранее начатых строек.

В целом, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму считает, что Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и параметры прогноза на период до 2010 года, представленные Правительством Российской Федерации, могут служить основой для формирования федерального бюджета на соответствующий период.
Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" в первом чтении с учетом высказанных замечаний и предложений.


www.er-duma.ru/press/23028

Док. 322078
Перв. публик.: 25.05.07
Последн. ред.: 18.06.07
Число обращений: 383

  • Федоров Евгений Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``