В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Пискунов: Ядерный щит. Цена договорная Назад
Александр Пискунов: Ядерный щит. Цена договорная
Ядерный щит. Цена договорная
Россия и США оказались на старте новой гонки вооружений

ОЛЕГ ОДНОКОЛЕНКО

В ближайшее время Госдума намерена возвратиться к своему самому "неразрешимому вопросу" - к ратификации Договора СНВ-2. Как и прежде, мнения у народных избранников полярны. Разногласия в Думе обострились после принятия конгрессом США закона о развертывании системы национальной ПРО. Если депутаты не ратифицируют договор, Россию ожидает открытое ядерное противостояние с Америкой и разорительная гонка вооружений, которую России экономически не вытянуть. С другой стороны, ратифицировать Договор СНВ-2 в первоначальном варианте невозможно - документ возник на волне популизма и сегодня не в полной мере учитывает российские интересы. О том, какие пути есть из этого тупика, корреспонденту "Сегодня" ОЛЕГУ ОДНОКОЛЕНКО рассказал участник всех переговоров по проблеме сокращения стратегических наступательных вооружений депутат Госдумы АЛЕКСАНДР ПИСКУНОВ.

- Александр Александрович, вы готовили к ратификации Договор СНВ-1 и принимали участие практически во всех дискуссиях по Договору СНВ-2, который в течение семи лет Россия никак не может ратифицировать. В чем причина столь длительной паузы?
- Причин несколько. Первая: установленный срок сокращения СНВ (до 1 января 2003 года) обусловливает ликвидацию наших ракет до истечения сроков их эксплуатации, что очевидно не выгодно России, а также крайне обременительно экономически. Вторая: заложенный в договоре уровень ядерных вооружений в 3000- 3500 боевых блоков существенно выше наших возможностей (около 1000-1500 блоков). Третья: предусмотренный договором запрет на многозарядные ракеты наземного базирования. По мнению экспертов, это условие лишает нас маневра и ограничивает возможность увеличивать при необходимости количество боевых блоков, не изменяя состава ядерной группировки. Эти недостатки можно было бы снять при заключении Договора СНВ-3, оговорив их в процессе ратификации Договора СНВ-2. Мы располагали такой возможностью еще в 1993 году, однако оппозиция и отдельные политики предпочли использовать "непопулярный" договор в качестве разменной политической карты, искусственно законсервировав ситуацию. В результате процесс зашел в тупик. Параллельно снизилась активность ядерных держав, ответственных за поддержание режима нераспространения ядерного оружия. В американском обществе взяли верх силы, поддерживающие ВПК, заинтересованные в развертывании полномасштабной системы ПРО. И теперь мы имеем, что имеем: используя разногласия в клубе ядерных держав, Индия и Пакистан явочным порядком обзавелись ядерным оружием.
- Разве только Россия виновата в бесконтрольном распространении ядерного оружия?
- Безусловно, нет. В течение всего семилетнего периода американскую позицию определяли две черты: полное нежелание вносить какие-либо коррективы в обязательства по Договору СНВ-2 и чрезмерная уверенность в возможности решить проблему нераспространения ядерного оружия собственными силами. В конечном счете им все же пришлось пойти в 1997 году на продление сроков выполнения договора на пять лет, оговорив его условием деактивации подлежащих уничтожению носителей к 31 декабря 2003 года. Также было признано целесообразным начать переговоры по Договору СНВ-3 сразу после вступления в силу Договора СНВ-2. Что же касается проблемы нераспространения, то здесь по-прежнему наблюдается полное благодушие, причем со стороны всех ядерных государств. Американцы, например, заявили, что при таком развитии событий они смогут защитить себя собственной системой ПРО. Но это опасная иллюзия, поскольку средства доставки ядерного оружия могут быть самые разнообразные...
- Что, по вашему мнению, требуется сделать для укрепления режима нераспространения?
- Основная опасность - цепная реакция появления новых государств, обладающих ядерным оружием. До Америки их носители пока не достают, а вот до России, Европы и Китая легко. Кроме того, этот регион - наше "южное подбрюшье" - считается потенциально взрывоопасным, и предотвратить угрозу можно только совместными усилиями всех государств - прежде всего ядерных. Но ни Франция, ни Великобритания, ни Китай, пока их ядерные потенциалы существенно ниже российского и американского, не спешат сесть за стол переговоров. Вот почему мы с 1993 года предлагаем американцам как можно быстрее выйти на уровень ядерных вооружений, соизмеримый с потенциалом других ядерных государств, что позволит не только сесть за стол переговоров, но и выработать общие меры доверия и единые гарантии для неядерных государств. Одновременно могут быть выработаны единые меры принуждения в отношении государств, которые стали обладателями ядерного оружия явочным порядком.
- Так что же мешает такому развитию событий?
- Прежде всего, позиция американской стороны, которая не согласна на понижение своего ядерного потенциала до 1000-1500 боевых блоков. Второе - это развертывание в США полномасштабной системы ПРО. Еще раз отмечу: с военно-технической точки зрения, гарантированное создание стопроцентно надежной системы ПРО априори невозможно - для этого пришлось бы провести "экспериментальную ядерную войну". Однако в политической области создание национальной ПРО - огромная проблема, связанная с нарушением Договора ПРО-72 и возможным отказом отдельных ядерных государств от ограничений в развитии своих ядерных вооружений.
- Ну и как все-таки быть?
- Думаю, прежде всего нужно ратифицировать Договор СНВ-2 в варианте согласованного законопроекта и оперативно, в конструктивном ключе провести переговоры по Договору СНВ-3, преднамеренно не увязывая их с Договором по ПРО, что, по моему убеждению, еще раз продемонстрирует американской общественности нашу стопроцентную уверенность в военно-технической бесперспективности системы ПРО. У наших специалистов никаких сомнений на этот счет нет. А американским налогоплательщикам нелишне напомнить, что авантюра с проектом "звездных войн" обошлась им в 35 млрд долларов. За концепцию глобальной ПРО придется выложить никак не меньше, но результат известен заранее... Мы же со своей стороны могли бы пойти в переговорах еще дальше - согласиться на поправки к Договору по ПРО при условии снятия определенных ограничений на развитие наших ядерных вооружений.
- Вы считаете, что ваш сценарий осуществим?
- Реализация моего сценария зависит не только от нас, но и от американской стороны. Крайний вариант развития событий в данной области - нарушение американцами в одностороннем порядке договора по ПРО, наш отказ от соглашений по ограничению ядерных вооружений и переход на самостоятельное развитие ядерного потенциала каждой из стран, обладающей этим видом оружия. В таком случае неизбежно усиление наших противоречий с США, существенное наращивание ядерного потенциала Китаем, появление целого ряда новых ядерных государств, которые в силу своей технической неискушенности и политических амбиций представляют главную опасность в возникновении ядерных конфликтов и чрезвычайных ситуаций по типу Чернобыля. Но хочется верить, что до этого не дойдет и здравый смысл в любом случае возобладает. Если, конечно, ситуацию не загонят в такой тупик, из которого выбраться будет уже невозможно.

"Семь Дней"

www.7days.ru/w3s.nsf/Archive/2000_34_polit_text_odnokolenko1.html

Док. 321912
Перв. публик.: 16.02.00
Последн. ред.: 18.06.07
Число обращений: 498

  • Пискунов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``