В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Гамза: У российских банков есть шанс на достойное место в международной финансовой системе Назад
Владимир Гамза: У российских банков есть шанс на достойное место в международной финансовой системе
Владимир Андреевич, на VII московском международном банковском форуме "Денежно-кредитная политика и социально-экономическое развитие России: взгляд кредитных организаций и бизнеса" обсуждался вопрос: правильно ли рассматривать кредитование, как антипод сокращения инфляции, как путь насыщения рынка инфляционными деньгами, или это взаимодополняющие процессы, способствующие их позитивным тенденциям?

Увеличение денежной массы в экономике может вызывать инфляцию, если при этом не происходит опережающее увеличение предложения товаров и услуг на потребительском рынке. Такая ситуация возникает, как правило, если денежная эмиссия осуществляется не посредством депозитно-кредитной мультипликации (эмиссии кредитных денег), а путем опережающего (относительно роста ВВП) увеличения непроцентных расходов бюджета или скупки избыточной иностранной валюты Банком России.

Поэтому кредитование, если, безусловно, реализуются его основополагающие принципы: платность и возвратность, является единственным антиинфляционным инструментом финансового обеспечения экономического роста.

Почему деньги, выдаваемые в виде кредитов, за счет внутренних источников, якобы вызывают рост инфляции, а деньги, предоставляемые российским банкам и предприятиям за счет зарубежных кредитов, в том числе, из размещенным за рубежом российских средств, к инфляции не приводят?

Примерно 2/3 всех полученных российскими хозяйствующими субъектами зарубежных кредитов обеспечены российскими же депозитами, размещенными там же - за рубежом. В результате такого круговорота денежных средств происходит лишь удорожание кредита для российских предприятий, что, естественно, вызывает инфляцию. Денежные власти могли бы добиться существенного снижения инфляции, если бы накопленные валютные и рублевые резервы размещались непосредственно на российском финансовом рынке по тем же процентным ставкам, по которым они это делают за рубежом.

Неконтролируемые (с точки зрения воздействия на структуру экономики) и нестабильные (в основном, спекулятивные) иностранные инвестиции должны быть в значительной степени заменены инвестициями в иностранной валюте из части валютных резервов и в рублях из Стабилизационного фонда. Сегодня сумма иностранных инвестиций и кредитов в российскую экономику в несколько раз превышает объем Стабфонда, но никто в Правительстве не говорит о том, что это приводит к инфляции.

Как уйти от преобладающей распределительной политики в отношении денежных ресурсов страны через систему государственных органов, казначейство в виде безвозмездного финансирования, как включить основную часть денежных ресурсов в экономику страны через банковский оборот на кредитной основе?

Стабилизационный фонд, как бюджетные средства Правительства, должен использоваться исключительно в интересах решения социально-экономических задач и ни в коем случае в качестве какого-либо резерва (нет необходимости клонировать госрезервы). Необходимо не распределять накопленные государством ресурсы, а инвестировать их в экономику на кредитной основе. Важно создать для этого соответствующие государственные институты развития (кредитную, венчурную, инвестиционную лизинговую, страховую компании), но еще более важно использовать в этих целях национальную банковскую систему.

Дело в том, что денежную массу в экономике формируют банки путем депозитно-кредитной мультипликации (эмиссии кредитных денег). И если у банков будет низкая ликвидность, они не смогут кредитовать экономику, то есть создавать денежную массу, необходимую ей в соответствии с потребностями. А.Кудрин признает, что "банки являются институтом инвестирования, который качественнее, чем правительство". А, учитывая, что банки не являются субъектами потребительского рынка и поэтому высокий уровень их ликвидности не может приводить к инфляции, нет необходимости в массовом переводе средств государственных органов и организаций на счета в Банк России.

Государство должно перейти от политики сбережений к инвестиционной политике. Политика сбережений государства в 2005 году достигла своего апогея, в результате чего общие ресурсы государства (около 8 трлн. руб.) составили 80% от совокупных ресурсов населения, предприятий и кредитных организаций, тогда как в 2001 году они достигли всего лишь 25%. Это трехкратный опережающий рост ресурсов государства.

Должна ли быть банковская кредитная система страны составным элементом конкурентной борьбы на международном рынке, имеет ли значение доля иностранного капитала в экономическом и социальном развитии России? И некоторые вопросы по вступлению России в ВТО, тоже связанные с этим вопросом.

Стабильность экономического развития и политической системы в России в настоящее время дают основания утверждать, что в свете вступления в ВТО у российской банковской сферы есть хорошие перспективы повышения конкурентоспособности при условии, если денежные власти будут четко понимать, что необходимо для этого делать, и иметь желание и волю реализовать программу модернизации банковской системы.

Динамичному развитию банковской системы сегодня препятствуют следующие факторы:

запредельная монополизация банковской сферы;

доминирование государственных коммерческих банков;

низкая монетизация экономики;

огромный объем наличных расчетов вне банковской системы;

низкая капитализация и недостаточная ликвидность банков.


Для преодоления названных проблем в первую очередь необходимо:

· принять комплекс правовых, экономических и административных мер по резкому сокращению теневого сектора экономики (включая налоговую амнистию);

· организовать преобразование сбережений государства и населения в инвестиции, прежде всего, через развитие ипотеки и потребительского кредитования;

· реорганизовать все без исключения госбанки в специализированные государственные кредитные агентства по финансированию целевых программ, выделив из них и приватизировав универсальные коммерческие банки;

· повысить капитализацию коммерческих банков, имеющих капитал менее $100 млн., за счет субординированных кредитов Банка России сроком на 10-15 лет;

· открыть для банков, как наиболее организационных финансовых институтов, доступ ко всем национальным ресурсам на конкурентной основе;

· создать эффективную систему рефинансирования коммерческих банков;

· значительно снизить накладные расходы кредитных организаций;

· банковский надзор довести до уровня международных стандартов.

Реализация таких мер позволит российской банковской системе стать для иностранных инвесторов привлекательной, а для западных банков - конкурентной. И тогда она займет достойное место в международной финансовой системе.



Правильно ли имеющиеся в стране ресурсы государства переводить в валюту иностранных государств и размещать во вклады в иностранные банки, учитываются ли при этом возможные политические риски?

Международные финансовые институты, созданные экономически развитыми странами, наперебой заклинают российские монетарные власти продолжать политику денежной стерилизации национальной экономики и массированного кредитования зарубежных экономик. В этой связи нельзя не сделать следующие замечания:

1)западным странам выгодно получать дешевые российские депозиты и на их основе втридорога кредитовать российскую экономику;

2)иностранные финансовые институты, кредитующие российскую экономику, полностью застрахованы от каких-либо рисков наличием в их странах депозитов российских денежных властей;

3) российское же государство постоянно находится в зоне политического риска, так как его депозиты в случае осложнения международных отношений могут быть заблокированы (примеров тому масса), а подобных иностранных государственных активов в России нет.

Какие возможны пути и методы увеличения долгосрочных ресурсов банков: переключение ресурсов в банковскую систему из Стабфонда, инвестиционных и пенсионных фондов, расширение системы рефинансирования в увязке с решением национальной задачи и другие?

Стабилизационный фонд (лучше его назвать Фондом развития и разделить на две части: Фонд будущих поколений и Инвестиционный фонд), как специальный бюджетный счет Правительства, должен формироваться непосредственно в иностранной валюте путем изъятия части высокой ренты на все сырьевые товары (а не только нефть), реализуемые на экспорт. В этом случае значительная часть валютных потоков в страну не будет поступать на внутренний валютный рынок и не приведет к искусственному укреплению рубля, следовательно, и к росту импорта. А накопленные в фонде ресурсы можно будет эффективно использовать для замещения иностранных инвестиций. Это позволит существенно увеличить срочность и удешевить ресурсы российских кредитных организаций.

Необходимо подчеркнуть и то, что дефицит денежных средств, функционирующих в банковской системе, вызванный чрезмерным уровнем государственных сбережений, приводит к увеличению скорости обращения денег и повышению их дефицитности, что вызывает инфляционные процессы.

Пенсионные накопления должны работать в экономике, прежде всего - через банковскую систему. Размещение пенсионных накоплений в банковские депозиты, а не в управляющие компании, более эффективно и целесообразно по целому ряду обстоятельств:

а) банковские вклады более доходны, чем активы управляющих компаний;

б) размещение средств в банках не требует дополнительных накладных расходов (комиссии управляющих компаний);

в) банковский вклад - понятный большинству граждан финансовый инструмент в отличие от активов управляющих компаний;

г) выбор банка - вполне посильная в России задача, а вот выбор управляющей компании - это мучительное дело даже для экономически образованных людей;

д) через банковский вклад можно осуществить диверсификацию вкладов в ряде кредитных организаций;

е) банковский вклад застрахован от потерь;

ж) доходы по вкладу (в пределах ставки рефинансирования) не облагаются налогом, а прибыль управляющей компании, даже проценты по депозитам в банках, подлежат налогообложению.

Как обеспечить рост капитализации банков? Правильно ли иметь большой профицит бюджета, и, в то же время, изымать через налоги часть прибыли банков, которая могла бы быть направлена на капитализацию?

Высокий уровень капитализации банков можно обеспечить лишь при условии, если:

· рентабельность банковской деятельности будет инвестиционно привлекательной, для чего необходимо значительно снизить накладные расходы кредитных организаций и ввести плату за исполнение ими многочисленных функций агента государственного контроля;

· процедура капитализации банков будет такой же простой, как и у других коммерческих обществ;

· оценка реального уровня капитала кредитных организаций будет осуществляться не по надуманным понятиям "ненадлежащих активов", а на основе цивилизованных мировых правил оценки собственных средств банков.

8 декабря 2006

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=61976

viperson.ru

Док. 321638
Перв. публик.: 18.06.07
Последн. ред.: 07.02.12
Число обращений: 421

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``