В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Немцов: Чем приличнее люди будут зарабатывать, тем больше они будут любить родину Назад
Борис Немцов: Чем приличнее люди будут зарабатывать, тем больше они будут любить родину
Ведущий: Это "Маленькая политика". Сегодня и каждую неделю в нашей студии откровенный диалог между властью и народом. "Маленькая политика" - это самая свободная политическая дискуссия на российском телевидении.
Тема сегодняшнего разговора - реформа армии. Надо ли служить в российской армии? Ведущий информационной службы РЕН-ТВ: Информационная программа "24" специально для "Маленькой политики". Здравствуйте. В России продолжается весенний призыв в армию. Сезон охоты на будущих защитников родины заканчивается 30 июня. Военные жалуются, что из 160 тысяч ребят, надевающих гимнастерки, большая часть с низким интеллектуальным уровнем и плохим здоровьем, многие с судимостью, но и этих можно недосчитаться. В Министерстве обороны сетуют на уклонистов и тех, кто получил отсрочки.
Закон об альтернативной службе должен внести в эту привычную картину некоторую новизну. Он принят в первом чтении и, если все будет в порядке, вступит в силу с 1 января 2004 года. "Косить" от армии можно будет по закону. Для России такой закон не новость. Впервые циркуляр об альтернативной гражданской службе появился в 1880 году, а в 1919 году за подписью УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА появился декрет об освобождении от воинской повинности и замене ее на санитарную или иную общественную работу, причем по выбору самого призывника. Новое, как говорится, хорошо забытое старое. Но что занятно, в 2010 году российская армия должна стать профессиональной - служить будут по контракту, и тогда и всеобщая воинская обязанность, и альтернативная служба будут отменены. Или не будут? Служить или не служить? - вот в чем вопрос. И от него вас в ближайшие 8 лет не избавит закон об альтернативной гражданской службе, хотя поможет выжить.

Ведущий: Скажите пожалуйста, Борис Ефимович, вот вы ведь не служили в армии, да?

Борис Немцов: Я после университета служил.

Ведущий: Вы офицер?

Борис Немцов: Да.

Ведущий: Военные сборы?

Борис Немцов: Да. Мое глубокое убеждение, что России нужна сильная армия. Сильная армия может быть только профессиональной. Вообще, армия - это работа. За работу нужно платить. И чем приличнее люди будут зарабатывать, то тем больше они будут любить родину. Не бывает нищих патриотов. Вы знаете, мы детально просчитали, сколько стоит переход на контрактную армию. Мы просчитали, что если солдату платить где-то на 20 процентов больше средней зарплаты по России, на 20 процентов, то всего дополнительно потребуется около 30 миллиардов рублей дополнительно. Могу вам сказать, на президента, но не на этого президента, а на президента, который в Кремле, и на всю его администрацию в год страна тратит почти 60 миллиардов рублей. Поэтому если сейчас сократить, например, расходы на бюрократию на российскую, то этих денег хватит для того, чтобы повысить зарплату и солдатам, и офицерам. И действительно, чтобы в армии был конкурс.
Вот эти молодые люди, они еще в армию пойдут нескоро, ну я так понимаю, лет через 5-7-8, а уже через три года вообще служить в армии будет некому, потому что рождаемость в стране резко упала. Поэтому у нас выбор такой - либо мы сейчас начинаем переход на контрактную армию, либо РОССИЯ уже к 2007 году оказывается без армии. А если нет армии, то нет России.

Ведущий: А зачем тогда этот закон об альтернативной гражданской службе? Госпожа депутат, она очень против этого закона.

Борис Немцов: Да, я знаю. Я хочу ее не то что поправить, а разъяснить, в чем дело. Альтернативная гражданская служба предусмотрена основным законом России. И коль скоро в 59 статье Конституции говорится об альтернативной гражданской службе, то должен быть и закон.
В своем родном НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ, где я был губернатором почти 6 лет, сейчас начался эксперимент по прохождению альтернативной гражданской службы. 20 человек, молодых людей, служат в первой городской больнице, служат они в гнойном отделении первой городской больницы, ухаживают за очень тяжелобольными людьми, в том числе и находящимися в коме, и в реанимации, выполняют такую грязную работу санитаров. Понимаете? И работают по 16-18 часов в сутки.

Ведущий: Вот вам госпожа депутат хочет возразить.

Борис Немцов: Замечательно.

ДЕПУТАТ: А если они станут заражаться? Тогда получается, что лучше как-то убедить пойти в армию, чем тут они тоже могут умереть. И там им будет легче, если их просто пристрелят, то раз - и все, и они уже умерли и не мучаются. Тогда они не будут страшно болеть. Разве это не дико?

Борис Немцов: Вы знаете, все-таки нужно уважать чужой выбор. Если люди считают, что они не могут носить оружие, то нужно относиться к ним с пониманием.

Ведущий: Она считает, что альтернативная гражданская служба еще страшнее военной. Я так поняла госпожу депутата.

Борис Немцов: Альтернативная гражданская служба - это не сахар. Это повинность, обязательная, между прочим, для тех, кто не служит в Вооруженных силах. И повинность не может быть легкой. Я вообще не считаю, что проблема альтернативной службы очень жгучая. Давайте сделаем сильную контрактную армию в России, и тогда депутат уважаемый может расслабиться и получать удовольствие, просто потому, что ничего страшного не произойдет и никто не будет сбегать на альтернативную службу, а все желающие будут служить в армии.

Ведущий: Понятно. Вот к вам есть вопросы.

Участник передачи: Борис Ефимович, вот вы говорите, что если перейти на контрактную армию, то государство будет на 30 миллиардов больше платить за армию. А если будет контрактная армия, люди же захотят пойти туда, чтобы там служить, тогда сумма-то увеличится во много раз.

Борис Немцов: Где лучше? Я вам цифры кое-какие скажу. На сегодняшний день в российской армии служит 1 миллион 200 тысяч солдат и офицеров. Согласно доктрине, которую утвердил не вот этот президент, а тот президент, количество солдат и офицеров в течение ближайших 5-7 лет должно сократиться. За счет сокращения Вооруженных сил нужно повышать качество Вооруженных сил, то есть нужно доплачивать деньги тем, кто остается служить в армии, а тем, кто уходит работать на гражданку, им нужно решать жилищную проблему и проблему трудоустройства. Это две главные проблемы. Поэтому на самом деле то, что мы предлагаем, абсолютно находится в полном соответствии с общей доктриной сокращения Вооруженных сил.

Участник передачи: А почему не выделить деньги и не увеличить армию? Также у нас будут большие Вооруженные силы, и мы не будем проигрывать этой войны Чечне.

Борис Немцов: Нам в Чечне не нужно 100 тысяч солдат. Нам достаточно там, может быть, 5-10 тысяч, но хорошо обученных людей, которые будут нормально зарабатывать и которые смогут разобраться с этими небольшими бандитскими группами.

Участник передачи: А вот вы говорите, что нужно повысить льготу. Вот у меня брат - лейтенант, и сейчас издали закон о том, чтобы уменьшить льготы и повысить зарплату. Правильно ли это или нет?

Борис Немцов: В принципе, военнослужащие не инвалиды, и лучше им платить деньги, чем унижать их, заявляя, что они бесплатно ездят в транспорте или не платят за жилье и коммунальные услуги. Поэтому я считаю, что зарплата должна быть достойная, а не льготу им давать.

Ведущий: Господин министр обороны?

МИНИСТР ОБОРОНЫ: Мне кажется, что сейчас правильно, что контрактная армия должна быть маленькой, поскольку сейчас уже не зависит от численности войск, а зависит от их умения, поскольку сейчас вроде идет ядерная война, война ракетами, обстрел ими. И такие силы нужны, кроме как подавить такие восстания, как в Чечне, или еще захватить какую-нибудь базу. Допустим, есть американская база с ракетами, которая собирается по нам долбануть. Мы захватываем эту базу, и они по нам уже не выстрелят. Ни одной ракеты не выпустят, и мы по ним все выпустим, и АМЕРИКА тонет.

Ведущий: Сил-то хватит? Прошу вас, начальник Генштаба?

НАЧАЛЬНИК ГЕНШТАБА: Сейчас страна идет не к выздоровлению. Она еще не полностью, да вот?.. А вот вы хотите уже ввести контрактную армию. Это у страны забрать 30 миллиардов. Вы хотите сделать еще хуже, что ли? Получается так.

Борис Немцов: Ну, уважаемый начальник Генштаба, вы мне настоящего начальника Генштаба просто напоминаете, генерала КВАШНИНА. У нас выход такой - либо мы делаем контрактную армию, либо мы без армии вообще остаемся. Если бы мы действительно рожали бы, и не только в Чечне и в ДАГЕСТАНЕ, а еще и в России остальной, то тогда, может быть, и не нужно было так торопиться, а у нас сейчас выбора нет.

МИНИСТР ОБОРОНЫ: А может быть, подождать, пока...

Борис Немцов: Да подождите, без армии останемся.

МИНИСТР ОБОРОНЫ: ...пока страна...

Борис Немцов: А вы без поста, потому что как вы может возглавлять Генштаб армии, которая не существует?

МИНИСТР ОБОРОНЫ: Не существовать армия не может, потому что все равно призыв будет.

Борис Немцов: А эксперты ведущие российские говорят, что если мы сейчас не будем переходить на контрактную армию с 6-месячным прохождением службы для призывников, то у нас армии не будет. Я доверяю больше экспертам, а не генералам.

Ведущий: Господин министр иностранных дел, пожалуйста.

МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ: А может быть, просто сделать чуть-чуть помедленнее, чтобы как бы это переходило плавно из одного русла в другое, чтобы...

Ведущий: Поэтапно.

МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ: Поэтапно.

Борис Немцов: Господин министр иностранных дел, ровно так и будем делать. Вот ровно так. Это займет где-то 3-4 года.

ДЕПУТАТ: Мне кажется, что контрактная армия - это правильно, потому что можно же сэкономить на каких-нибудь мелочах. Уж что мы, допустим, покупаем у других стран? Ну, в Америке, допустим? Какие-нибудь курочки покупаем, сникерсы всякие. А мне кажется: а почему? что тут особенно хорошего? ведь курицы тоже есть хорошие в России и все. Можно сэкономить на мелочах и построить настоящую сильную армию.

Борис Немцов: Я вот внимательно следил сегодня за дискуссией здесь и поймал себя на мысли, что если бы такого масштаба дискуссии были в настоящей ГД, то я думаю, что мы бы быстрее проблему в России решили бы.

Ведущий: У нас время уже подходит к концу. Мы должны преступить к выбору самого популярного политика. Пожалуйста, раздайте бюллетени. Все должны написать.

Борис Немцов: Я не буду им подсказывать.

Ведущий: Да, не подсказывайте. Давить на народ нельзя. Можно только агитировать.

Борис Немцов: Ну мы уже сагитировали, я считаю.

... Ведущий: Наша самая свободная политическая дискуссия на российском телевидении подошла к концу. Спасибо всем, кто принял в ней участие. Вы наблюдали за "Маленькой политикой". Через неделю у нас будет другой президент. До встречи.



30.04.2002
http://www.nemtsov.ru/?id=434654

Док. 321636
Перв. публик.: 30.04.02
Последн. ред.: 18.06.07
Число обращений: 452

  • Немцов Борис Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``