В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Немцов: Демократическая Россия готова быть вместе с демократической Беларусью. Ни с какой иной Беларусью она объединяться не будет Назад
Борис Немцов: Демократическая Россия готова быть вместе с демократической Беларусью. Ни с какой иной Беларусью она объединяться не будет
В понедельник по приглашению Объединенной гражданской партии с однодневным визитом в Минске находилась делегация российской партии "Союз правых сил" во главе с ее лидером, председателем думской фракции СПС Борисом НЕМЦОВЫМ. Итогами визита явились подписание соглашения о сотрудничестве ОГП и СПС, концепция белорусско-российской интеграции "Беларусь - Россия: правый взгляд" и эксклюзивное интервью лидера российских правых "Белорусской деловой газете".

- Борис Ефимович, это ваш первый визит в Минск?

- Нет, второй. Первый раз я был здесь школьником, но, кроме главного проспекта, ничего не помню. Мне нравится, что здесь совсем нет "пробок", воздух намного чище, чем в Москве, народ более приветливый, спокойный и уравновешенный. Но в универсаме "Центральный", куда я заходил, один из хозяев магазина сказал, что у него могут быть проблемы из-за того, что он со мной общался. Для меня это - полная дикость.

- Для вас - дикость, а мы с этим сталкиваемся ежедневно. А как из Москвы видится белорусская ситуация?

- Я считаю, что Беларусь - страна фантастических возможностей. Во-первых, потому, что здесь очень высокий образовательный, интеллектуальный уровень людей, причем это сохранилось с советских времен. Во-вторых, уникальное геополитическое положение. Ну а в-третьих, потому, что Россия в экономическом плане действительно может и уже оказывает положительное влияние на развитие Беларуси: снижаются тарифы на газ, железнодорожные перевозки, белорусские товары продаются на огромном российском рынке, белорусские граждане могут ездить на заработки в Россию и так далее.
Иными словами, в экономическом сближении есть много преимуществ. В то же время и Россия, и Беларусь - это страны упущенного шанса, что очень обидно. Потому что хоть и говорят, что каждый народ достоин своей власти, но, мне кажется, в отношении Беларуси это несправедливо. Один мой учитель говорил: "Наличие исключения лишь доказывает существование правила". Я думаю, что ваша страна все-таки достойна того, чтобы власть здесь была европейская. Пока же здесь фактически азиатчина: всем правит один человек, между прочим, не самый умный, не самый честный, не самый порядочный. Свободомыслие, инакомыслие подавлены, исчезают люди, и никто этими зверскими преступлениями не занимается.
При этом все время эксплуатируется идея любви и дружбы. Но, на мой взгляд, из уст Лукашенко эта идея звучит лицемерно и лживо. Потому что если посмотреть на результаты этой самой интеграции, то их не видно: российские компании в Беларусь не пускают, над ними постоянно издеваются. Возьмем, к примеру, "Балтику" или крупные нефтяные компании, вспомните историю с "Белтрансгазом"...
Лукашенко понимает, что если собственность окажется в руках российских компаний, то он лично потеряет рычаги управления. Если бы он боролся за благосостояние народа, то уже давно продал бы всю собственность. Российский капитал, который мог бы работать на белорусов, создавая новые рабочие места, покупая оборудование, инвестируя в экономику, отодвигается. Таможенный союз работает плохо, ставки таможенных пошлин отличаются по пятистам позициям, что создает фактически криминальную среду. В Беларуси действует "черный бюджет", так называемый президентский фонд - это вообще криминал и по российским, и по международным правилам.
Беларусь по уровню жизни могла бы многократно превосходить Россию и уже спокойно вступать в Европейский союз, если бы власть здесь была вменяемой. Если бы Беларусь с самого начала проводила реформы, а не слушала одного "умника", я вас уверяю: вы бы жили, как уже живут в Прибалтике. Я понимаю, что у нынешнего белорусского руководства одна мечта: сохранить свою власть любой ценой. Но почему 11 миллионов жителей республики должны быть заложниками вожделенного желания одного человека, этого я понять не могу.

- Сколько Лукашенко у власти, столько он твердит об интеграции. Нет, пожалуй, области и края в России, где бы он не побывал...

- В Нижнем Новгороде не был. Я там много лет губернатором работал, у него даже в мыслях не было заехать ко мне. Хочу высказать свою позицию: я - за союз, но без лицемерия и лжи. Считаю, что Лукашенко использует политическую демагогию и популизм исключительно для решения своих шкурных политических задач. Его слова и дела расходятся на сто восемьдесят градусов. Он говорит об экономической интеграции, а российские компании на белорусском рынке практически не работают; говорит о необходимости создания союза, а все время выуживает для себя возможность влезть на российскую политическую сцену и на ней мельтешить; говорит о единой денежной системе, отлично понимая, что она должна стать венцом нашего сотрудничества, а не началом; он стыдливо обходит тему свободы и демократии.
Если посмотреть на наше объединение, оно, грубо говоря, напоминает объединение Северной и Южной Кореи. Я хочу, чтобы этот союз был похож на Южную Корею. Лукашенко хочет превратить его в Северную Корею. В России миллионы людей поднимут восстание против этого. Если быть последовательным и честным, то надо признать, что все его заявления - демагогия, ничего общего не имеющая с делами. Документов подписана куча, а толку от них никакого, потому что истинные намерения Лукашенко, по-моему, совсем не в объединении, а в том, чтобы использовать экономические преимущества для своего кармана, чтобы иметь плацдарм в России для продолжения своей политической карьеры.

- Если сейчас пустить Лукашенко на российскую политическую арену, что ему там светит?

- Ничего. У нас своих таких хватает. В какой-то степени аналоги Лукашенко - Зюганов, Жириновский, Шандыбин. Это будет еще один всероссийский клоун, у которого ноль шансов. Вы знаете, все диктаторы всегда плохо заканчивают. Лукашенко в этом смысле - персона трагическая. Он понимает, что его за то, что он здесь натворил, никогда не простят. Конечно, он будет цепляться за власть до последнего момента. Думаю, правильным было бы решение, гарантирующее ему какое-то существование после отставки, если бы он сам ушел. А ему уже пора подумать о вечном.

- Как вы считаете, пошатнулись ли позиции Лукашенко после того, как российские левые потеряли свое влияние в Госдуме?

- Практически все российские политики находятся в плену той демагогии, которая многократно повторялась на протяжении многих лет. И я не знаю ни одного статусного российского политика, который взял бы и сказал: давайте сбросим всю эту мишуру и накипь и будем реалистично смотреть на жизнь. Моя позиция по поводу объединения России и Беларуси очень близка позиции Кремля: да, объединение нужно, но должны соблюдаться интересы и России, и Беларуси, поменьше демагогии и побольше конкретных дел.
Рано или поздно эти слова произнесет и Путин, рано или поздно Россия займет ясную и недвусмысленную позицию: демократическая Россия готова быть вместе с демократической Беларусью. Ни с какой иной Беларусью мы объединяться не будем, потому что это бросает тень в первую очередь на Россию. Россия очень быстро движется в Европу. Мы подписали договор "19 плюс 1" - мы уже почти члены НАТО. Все политические решения, крупные проекты, связанные с борьбой с терроризмом, Россия принимает наравне с Францией и Германией. А Лукашенко отстает от жизни, у него никаких приоритетов нет: на первом месте - он сам, на втором - он сам, на третьем - опять он сам. А уже потом белорусский народ, Россия, Европа и так далее.

- Вы сегодня очень часто хвалите Владимира Путина...

- Я бы не сказал, что я его хвалю, просто после моего визита в Беларусь я стал лучше относиться к российскому президенту. У России очень много проблем со свободой, демократией, но меньше, чем у Беларуси. По вопросам защиты прав и свобод людей мы находимся в оппозиции к Путину.

- И из-за этого были какие-то проблемы с законом?

- Я не сидел в тюрьме, меня советская милиция задерживала в 1987 году. С тех пор никто и пальцем не тронул.

- Борис Ефимович, кому труднее работать: Немцову-политику или Немцову-хозяйственнику?

- Сложнее строить партию, потому что тебе никто ничего не должен, ты никого не можешь ни назначить, ни поощрить, ни уволить - все приходят по зову сердца. А организовывать правую демократическую партию в России - сложнейшая задача, по-настоящему до сих пор это никому не удавалось. Если нам удастся ее построить, то и у России есть будущее, и у Беларуси. Если не удастся - будут проблемы.

- У вас никогда не появлялось желания бросить все и махнуть обратно в Нижний?

- Давно уже не было такой мысли.


06.05.2002
http://www.nemtsov.ru/?id=434682

Док. 321635
Перв. публик.: 06.05.02
Последн. ред.: 18.06.07
Число обращений: 444

  • Немцов Борис Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``