В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Немцов считает, что прослушивание телефонного разговора организовали противники интеграции Союза России и Белоруссии Назад
Борис Немцов считает, что прослушивание телефонного разговора организовали противники интеграции Союза России и Белоруссии
Ведущий: Здравствуйте, я Владимир Соловьев. В эфире программа "Смотрите, кто пришел". Политический год в России начался с места в карьер, скандал за скандалом. И, конечно, заработал верный спутник скандала черный пиар. Теперь в центре очередного, неприятного сброса информации оказался один из лидеров СПС Борис Немцов. Газеты "Советская Россия", "Завтра" и, как ни странно, "Красная звезда" опубликовали распечатку его телефонных разговоров. Из думского кабинета сегодня к нам пришел Борис Ефимович. Здравствуйте, Борис Ефимович.
Борис Немцов: Добрый вечер.
Ведущий: Борис Ефимович, вы, судя по стенограмме беседы, которая опубликована, догадывались, что ваш разговор может прослушиваться. Насколько, как вы считаете, обычным явлением является запись телефонных разговоров высших государственных чиновников России?
Борис Немцов: С одной стороны, есть Конституция России, где гарантируются тайна переписки, тайна телефонных переговоров, есть УК, который преследует тех, кто занимается этим криминальным, преступным промыслом, то есть подслушивает, подглядывает, подсматривает, а потом публикует, есть, наконец, закон о статусе депутата ГД, члена СФ, который тоже гарантирует неприкосновенность депутатской деятельности. С другой стороны, есть российская практика. Я не буду говорить абстрактно, скажу вполне, вот, конкретные вещи. За последние несколько лет опубликовано три моих телефонных разговора. Я постоянно обращаюсь в Генеральную прокуратуру с требованием, наконец...
Ведущий: Борис Ефимович, телефонные разговоры были из здания Думы?
Борис Немцов: Все три?
Ведущий: Да.
Борис Немцов: Нет, по-разному. Один был из здания Белого дома разговор, когда я еще в правительстве работал. Второй был разговор вообще из Владимира. Это не имеет значения. Вот последний из здания Государственной Думы. Это же не имеет значения, из каких зданий говорит человек. В Конституции не написано, что гарантируется тайна разговоров только из здания Думы.
Ведущий: Конечно, просто пугает, когда разговоры из Белого Дома или из Дома правительства, или Государственной Думы, где заседают законодатели, оказываются легко доступными. Ведь могут обсуждаться вопросы, относящиеся к государственной важности и государственной тайне. Борис Немцов: Я должен сказать, что Генпрокуратура постоянно возбуждает уголовные дела по этому поводу и постоянно и беспомощно разводит руками, заявляя, что преступников найти не удалось. Я считаю, что безнаказанность, она как раз и становится причиной подобного рода историй.
Ведущий: Как вы считаете, установлено в вашем кабинете в Госдуме прослушивающее устройство? Или это были жучки на телефонной линии?
Борис Немцов: Вы знаете, мне трудно сказать, я не прокурор и не следователь. Существуют две возможности. Первая - что это Госдума, не хотелось бы в это верить. Вторая - что это прослушивали моего коллегу из Белоруссии, я звонил Анатолию Лебедько, руководителю объединенной гражданской партии Белоруссии, и поскольку в Белоруссии диктаторский режим и по всей видимости представители оппозиции белорусской прослушиваются, то я не исключаю, что возможно прослушивали как раз Лебедько, а потом подбросили запись нашего с ним разговора в коммунистическую газету, прохановскую, и что для меня особенно удивительно и непонятно - в газету, которая финансируется из государственного бюджета, это газета "Красная звезда". Кстати, по этому поводу необходимо дополнительное расследование. Но я должен вот что сказать, что это неприятно, но я в данном случае не себя защищаю, а телезрителей ТВС, и просто граждан России, поскольку нас прослушивают, и любого человека могут прослушать. Я думаю, что перспектива, что вся твоя частная жизнь, все твои разговоры будут обнародованы, мало кого радует. Если говорить о сути разговора, то я еще раз могу сказать, что там излагаетс позиция Союза правых сил в отношении Союза России и Белоруссии. А позиция СПС следующая - мы за Союз, но мы против диктатуры Лукашенко.
Ведущий: Да, это часть понятная, она была довольно подробно изложена. Было также предложено, кроме вашей беседы, по свидетельству, наверное, скажем, не писак, а пишущих в газете "Советская Россия", также переговоры других российских политиков. В частности назывались фамилии Райков, Жириновский, Зюганов, Хакамада. Вы считаете, что это фальшивка, или действительно могут существовать записи телефонных разговоров Борис Немцов: Я не знаю, вы спросите тех, кто занимается этими низкими, гнусными делами
Ведущий: Было бы очень любопытно.
Борис Немцов: Для мен гораздо важнее как будут происходить интеграция России и Белоруссии. Должен сказать одну вещь - кто это сделал, кто это организовал. Я считаю, что это организовали противники интеграции Союза России и Белоруссии. Потому что и Кремль за интеграцию, Союза Правых Сил за интеграцию. А кто является противником?
Ведущий: Судя по тому, к чему вы подводите, здесь еще один большой вопрос. Ваша позиция выглядела как защита позиций президента РФ Владимира Владимировича Путина. Если угодно, вы выглядели как эмиссар Кремля в этой беседе.
Борис Немцов: Я должен сказать, что мы действительно поддерживаем те предложения, которые вынес президент Путин о модели интеграции. Мы считаем, что наилучшая для нас модель, это модель европейского союза, мы не скрывали это и в публичных выступлениях, и не скрываем эту позицию, естественно, в телефонных разговорах. Одна есть тема, мы считаем, что нелепо объединить Северную Корею и Южную, сохранив при этом диктаторский режим Ким Чен Ира или Ким Ир Сена до того и так далее. Нелепо было бы предполагать, что Западная Германия, объединившись с ГДР, сохранит коммунистический режим с ГДР. Нелепо поэтому предполагать, что диктаторский режим Лукашенко может быть объединен с демократической Россией. Поэтому очевидно, что мы настаиваем на том, чтоб интеграция была на демократических основах.
Ведущий: Но это обозначает изменение режима власти, чуть ли не государственный переворот, потому что Лукашенко избранный президент союзного государства.
Борис Немцов: Я вот о чем.
Ведущий: Скажем так, соседнего с нами государства.
Борис Немцов: Я просто говорю, что истинная интеграция предполагает интеграцию на определенной основе. Какая эта основа, либо это диктатура, либо это демократия. Либо это плановая экономика, либо это рыночная экономика. СПС считает, что экономика должна быть рыночная, а государственное устройство демократическое. А Лукашенко предполагает, что страна должна быть объединенной диктаторской, а экономика должна быть убогая, совковая.
Ведущий: После того, как вы высказали свою точку зрения, и она была опубликована в тех изданиях, которые мы называли. Был звонок из Белоруссии? Борис Немцов: Нет.
Ведущий: То есть от Лукашенко никаких комментарии не было, от администрации союзного государства, от Пал Палыча Бородина. Кремль?
Борис Немцов: Естественно, мы разговаривали. Я хочу еще раз подчеркнуть, что есть наша позиция, есть позиция Кремля в плане объединения двух стран.
Ведущий: Но вряд ли существование такого рода разговора подразумевает обсуждение позиций, тем более что вы знаете позицию Кремля, а Кремль вашу. То есть по поводу публикации такого рода был звонок? Борис Немцов: Я могу сказать, что да, конечно. Я могу сказать, что я не слышал ни одного представителя кремлевской администрации, который бы вообще с энтузиастом воспринял факт публикации. Дело в том, что в Кремле тоже же люди работают, в том числе много нормальных.
Ведущий: В частности, господин Сурков, вы о нем очень высоко отзываетесь.
Борис Немцов: Я действительно считаю, что он способный человек.
Ведущий: Как многие выпускники московского института стали и сплавов.
Борис Немцов: Безусловно. Я считаю, что каждый из них думает - хорошо, разговор Немцова опубликовали, могут также и мои разговоры опубликовать. Понимаете, вот эти базовые основы защиты прав и свобод, вот каждый может их примерить на себя. Так что никакого энтузиазма по поводу этих публикаций нет. Что касается позиции, у меня позиция что публичная, что телефонная, она одна и та же.
Ведущий: Как вы считаете, должны ли быть поставлены устройства, искажающие, скремблеры, у депутатов Госдумы, чтобы не так легко было записывать их телефонные разговоры. И затем, какова вероятность того, что завтра не будут опубликованы ваши переговоры с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным?
Борис Немцов: Да нет никакой гарантии, что они не будут опубликованы, никакой гарантии нет. Потому что до сих пор, я еще говорю, никто не сидит в тюрьме, потому что он занимается этой гнусной преступной деятельностью.
Ведущий: Но ведь эта гнусная преступная деятельность требует наличия денег, технических средств и обученного персонала.
Борис Немцов: Еще раз, в этом конкретном случае надо иметь в виду, что это мог сделать Лукашенко, поскольку считаю, что основание обвинять априори российские спецслужбы не имеется. В конце концов - не пойман, не вор. Так что поживем - увидим, хотя иллюзий относительно того, что это будет расследовано, у меня лично нет никаких. Что касается совета депутатам, искажающие устройства устанавливать. Вы знаете, на каждое такое устройство есть противоядие, поэтому лучше экономить деньги.
Ведущий: То есть не устанавливать.
Борис Немцов: Лучше говорить поменьше по телефону.
Ведущий: Летать в Белоруссию? Там могут арестовать после такого разговора, несмотря на депутатскую неприкосновенность.
Борис Немцов: Был такой эпизод такой эпизод в нашей жизни, когда Павла Шеремета, вашего коллегу, арестовал Лукашенко, а потом президент Ельцин трижды просил Лукашенко его освободить, и трижды Лукашенко говорил, что нет. Я был тогда министром топлива и энергетики, мы просто сократили поставки газа в Белоруссию, и через несколько часов Шеремет был освобожден. Дело в том, что Лукашенко понимает только язык силы. Я думаю, что если бы сейчас тарифы на газ для Белоруссии мы бы установили на уровне европейских, если мы бы запретили по 500 позициям по заниженным пошлинам ввозить в Россию товары, если бы тарифы льготные на железнодорожные перевозки отменили, он был бы более вменяемым, чем он есть сейчас. Посудите сами, говорим о интеграции, а пивзавод "Балтика", который инвестировал в пивзавод "Кринес" в Минске 10 миллионов долларов, был вышвырнут просто и отправлен в Санкт-Петербург. Балуев, руководитель этого предприятия, ничего не смог сделать. Только что Лукашенко национализировал наших нефтяные продуктопроводы. Это гигантская инфраструктура, которая нужна для нефтеперерабатывающей промышленности, оказалась в его руках. Причем взял и вот так вольным порядком это сделал. Российские инвестиции составляют ничтожную долю экономики Беларуси. Уровень жизни у Беларуси ниже чем в России. Но что мы все время лицемерим, что мы все время говорим о любви и дружбе, и при этом ничего не происходит. Я считаю, что так, только интересы России финансовые должны защищаться, экономические интересы России должны защищаться. Вот только тогда действительно и будет реальная интеграция.
Ведущий: А во сколько сейчас обходится интеграция?
Борис Немцов: Мы кормим режим Лукашенко, а не белорусский народ, хочу сразу подчеркнуть, и теряет Россия ежегодно по нашим оценкам от 400 до 500 миллионов долларов США. За счет того, что ему отдали на откуп западную границу. Вот я приведу пример - российские банки экспортируют золото российское через белорусскую границу, знаете почему?
Ведущий: Почему?
Борис Немцов: Потому что там пошлины ниже. Что это такое, это грабеж России в чистом виде. Но почему мы этого не замечаем, когда это закончится? Почему мы не модем нормально договориться о том, что у нас единые таможенные пошлины, что у нас единое таможенное пространство, чтобы никаких криминальных провозов в Россию не допускать? Почему мы не обсуждаем тему убийства, похищений политических деятелей в Белоруссии. Куда делся вице-премьер Виктор Гончар, куда он делся? Куда делся бывший министр внутренних дел Беларуси Захаренко.
Ведущий: А вы не боитесь, что вашего собеседника может постигнуть та же участь, что высоки шансы, что он тоже может куда-то деться?
Борис Немцов: Есть такие опасения, и вы затронули важнейшую тему, есть такие опасения. Но надо иметь в виду, что дело Димы Завадского, который тоже исчез, вы знаете, вместе с политическими деятелями, и дела других журналистов - это ведь все на контроле находится. Кстати говоря, и в администрации президента и в Госдуме отлично знают о том, что режим Лукашенко расправляется с оппонентами, и они либо бесследно исчезают, либо просто убиты, об этом знают. В частности, жены погибших политиков и бизнесменов встречались и с руководителем ОВР Володиным, и встречались с Пехтиным - руководителем "Единства", и встречались с руководителями "Яблока". И мы вместе написали общее обращение к президенту Путину с тем, чтобы он повлиял на Лукашенко, с тем чтобы расследование по факту этих вопиющих убийств было проведено.
Меня что удивляет - дело Гонгадзе на Украине вызвало широчайший резонанс, в том числе у нас в России. А почему многочисленные убийства и исчезновения в Белоруссии никого не волнуют, и как вообще можно с этим человеком разговаривать?
Ведущий: Мы вернемся к беседе с Борисом Немцовым сразу после рекламы.
Ведущий: Мы беседуем с лидером "СПС" Борисом Немцовым. Борис Ефимович, будет ли отменена встреча в администрации президента, между господином упомянутым выше в телефонном разговоре, Лебедько, и представителем администрации президента России.
Борис Немцов: Вы знаете, я предложил руководителям администрации встречаться не только с Лукашенко. В конце концов, не он представляет весь белорусский народ, но и встречаться с представителями других политических сил. Кстати говоря, как левых, например, представителями профсоюзов, компартий, так и демократических сил, например, объединснная гражданская партия. Мне кажется это естественно и разумно.
Ведущий: То есть господин Сурков не отказался от этой встречи?
Борис Немцов: Это было наше предложение. Это предложение было внимательно выслушано, воспринято.
Ведущий: То есть ответа пока не было.
Борис Немцов: Да, теперь естественно дело за кремлсм, кремль раздумывает, как это сделать. Я кстати не исключаю, что этот скандал специально затеян для того, чтобы...
Ведущий: Не допустить?
Борис Немцов: Конечно.
Ведущий: Но ведь не случайно говорят, что выборы господина Лукашенко на должность президента были возможны не только благодаря молчаливой помощи России, и российских компаний. Изменилась позиция кремля?
Борис Немцов: Я считаю, что опираться. Вот помните историю с Югославией, ну почему мы всс время опирались на Милошевича, ну чем это закончилось, ну почему мы это делаем? Некоторые сейчас призывают на Хусейна в Ираке опираться, это же не правильно. Когда есть диктаторский режим, то иметь надо дело не только с официальными, и не столько с официальными властями, сколько в оппозицией, которая рано или поздно все равно победит, вот в чем собственно позиция Союза Правых Сил.
Ведущий: Вы уже написали заявление в прокуратуру?
Борис Немцов: Да, я его уже отправил, буквально час назад.
Ведущий: Потому, что то, о чем вы говорите, звучит так, что на территории России работает иностранная разведка.
Борис Немцов: Я написал генеральному прокурору в соответствие с законом, поскольку именно прокуратура должна этим заниматься. Прокуратура может привлечь к этой работе естественно и ФСБ. Тут проблема сложная, потому, что надо будет заниматься со спецслужбами Белоруссии, а какие там спецслужбы, мы знаем.
Ведущий: Спасибо, Борис Ефимович. Но если мои разговоры будут опубликованы, должен сказать, мне будет очень неприятно. Потому, что это никого не касается. Действительно, как-то невежливо получается, особенно невежливо, если представители иностранных государств, вдруг так внимательно рассматривают, чем же мы тут занимаемся. Неловко как-то. Тем более, что Белоруссия не Америка. Неужели Россия, которая была раньше за железным занавесом, теперь просто проходной двор для всяческих нехороших людей. Увидимся завтра с вами в 19:30 в программе "Смотрите кто пришел".


05.09.2002
http://www.nemtsov.ru/?id=447486

Док. 321594
Перв. публик.: 05.09.02
Последн. ред.: 18.06.07
Число обращений: 453

  • Немцов Борис Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``