В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Государственная поддержка учреждений НПО и СПО - это алгоритм решения проблемы подготовки квалифицированных рабочих кадров Назад
Государственная поддержка учреждений НПО и СПО - это алгоритм решения проблемы подготовки квалифицированных рабочих кадров
Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование" - это подсказка регионам алгоритма решения проблемы подготовки квалифицированных рабочих кадров. Об этом шла речь 15 июня на пресс-конференции в Министерстве образования и науки РФ, посвященной итогам конкурсного отбора инновационных учреждений НПО и СПО.

фото ИТАР-ТАССНапомним, что данное направление появилось в национальном проекте в 2007 году, и его основной задачей является создание эффективной учебной базы подготовки квалифицированных рабочих кадров для ведущих отраслей российской экономики. А для этого, как отметили участники пресс-конференции, необходимо активное участие в развитии учреждений данного уровня не только государства, но и регионов, а также предприятий-работодателей.

Как рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по образованию (Рособразование) Евгений Бутко, в советский период существовала тесная связь профессионально-технических училищ и колледжей с предприятиями, но в период становления новой России, новой экономики они оказались на периферии внимания предприятий из-за сокращения уровня производства и перенасыщения рынка труда свободными специалистами.

В настоящее время, по словам Евгения Бутко, когда в стране начался подъем экономики, а многие квалифицированные рабочие достигли пенсионного возраста, возросла потребность в подготовке современных молодых специалистов в стенах таких учебных заведений.

Заместитель руководителя Рособразования привел следующие данные: сейчас в России 2800 учреждений среднего профессионального образования и 3100 - начального. При этом большая их часть согласно законодательству находится в подчинении субъектов РФ. Государственную поддержку, как победители конкурса в рамках национального проекта, получат 76 образовательных учреждений, и это, как справедливо отметил Евгений Бутко, пока не много. Но, по мнению замруководителя Рособразования, "это в первую очередь сигнал для органов исполнительной власти в регионах, что учреждения начального и среднего профессионального образования необходимо поддерживать".

Он напомнил, что с целью привлечения субъектов РФ и работодателей к решению проблемы подготовки молодых рабочих кадров в конкурсе существовал жесткий критерий отбора - государственная поддержка будет предоставлена только при условии 100-процентного софинансирования инновационной программы со стороны региона, заинтересованных работодателей или из собственных средств учебного заведения.

На конкурсный отбор поступило 266 заявок, в том числе 162 - от учреждений начального профобразования и 104 - от учреждений среднего профессионального образования. Как отметил Евгений Бутко, на самом деле желающих принять участие в конкурсе было больше, но многие субъекты РФ, взявшие на себя софинансирование проектов, провели предварительный отбор на региональном уровне и выставили на федеральный конкурс образовательные учреждения с лучшими и наиболее актуальными для региона программами.

К конкурсу было допущено 210 заявок. 55 заявок по формальным признакам было отклонено конкурсной комиссией, а одну заявку отозвало само учебное заведение - Калининградский технический колледж, "в связи с невозможностью софинансирования".

Как рассказал директор департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Исаак Калина, конкурсная комиссия была сформирована таким образом, чтобы 50% экспертов являлись представителями разных направлений экономики, а возглавил комиссию вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Свинаренко, "и это не случайно". "Все, что делается сейчас для развития системы начального и среднего профессионального образования, делается в теснейшем союзе с работодателями, для того чтобы максимально учесть все перспективные потребности экономики", - пояснил Исаак Калина.

Каждая заявка рассматривалась двумя независимыми экспертами, и если их оценки расходились более чем на 30%, инновационная программа направлялась на рассмотрение третьего эксперта.

При этом, как рассказал Евгений Бутко, комиссией оценивалось не только качество образовательного учреждения, но и в первую очередь сам разработанный "реальный инновационный образовательный проект, где люди конкретно определили перспективу и цели, которые они должны достичь, продумали индикаторы развития и то, как они, концентрируя ресурсы, смогут не просто их истратить, а реально инвестировать в качество учебного процесса".

Итоги конкурса были подведены 11 мая 2007 года. В число победителей вошло 45 учреждений СПО и 31 учреждение НПО, расположенные в 40 субъектах РФ и представляющие все федеральные округа России. Больше всего победителей в Центральном федеральном округе - 20, меньше всего в Дальневосточном - 2, что, по словам участников пресс-конференции, коррелирует с общим количеством образовательных учреждений НПО и СПО в каждом из округов.

Среди субъектов РФ лидерами по числу победителей стали Свердловская область, в которой право на государственную поддержку получили 7 образовательных учреждений, Московская область - 5, и Республика Татарстан - 4 образовательных учреждения.

При этом, как было особо отмечено на пресс-конференции, 39 учреждений-победителей расположены в малых городах и поселках, 31 учреждение - в республиканских, краевых и областных центрах, а в Москве и Санкт-Петербурге только 6 победителей. Таким образом, почти половина средств поступит в техникумы, колледжи, лицеи и профтехучилища, которые готовят кадры для локального рынка труда - предприятий, расположенных непосредственно в данной местности.

Что касается профилей, то, как показывает статистика, победителями стали учреждения, действительно ориентированные на подготовку специалистов для самых важных отраслей российской экономики. Больше всего победителей готовят рабочие кадры для машиностроения, металлургии, авиастроения и судостроения, их 26. На втором месте - 13 учреждений, ориентированных на строительство и транспорт. На третьем - 11 образовательных учреждений, профиль которых - автоматика и приборостроение, и 11 - сельское хозяйство, пищевая и рыбная промышленность.

Как стало известно на пресс-конференции, согласно сетевому графику договоры с учебными заведениями планируется заключить до конца июня. Но реализация проекта идет с опережением графика, и фактически все документы будут подписаны 20-22 июня, а 1 июля уже планируется перечисление федеральных средств.

Напомним, что каждое учреждение - участник конкурса могло претендовать на государственную поддержку в пределах от 20 до 30 млн руб., при условии 100-процентного софинансирования проекта. Как рассказал Андрей Свинаренко, потратить эти средства учебные учреждения могут на закупку нового учебного и лабораторного оборудования, что составит основную статью расходов, и на повышение квалификации преподавательского состава.

По словам Андрея Свинаренко, уже разработана система мониторинга реализации инновационных программ учреждений НПО и СПО, и уже к концу 2007 года можно будет оценить, как они справились со взятыми на себя обязательствами.

"Мы надеемся в результате реализации этих проектов получить 76 успешных проектных команд. Кроме того, на базе учреждений-победителей будут созданы ресурсные центры, услугами которых смогут пользоваться как предприятия, которые пока не стали их стратегическими партнерами, так и образовательные учреждения, которые не вошли в состав победителей", - сообщил вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей.

Завершая пресс-конференцию, Евгений Бутко подчеркнул еще раз, что данные учебные заведения - "это локомотив, который затем должен вести субъекты РФ и образовательные системы этого уровня за собой, показывая, как надо действовать региональным администрациям, заинтересованным работодателям и самим учебным заведениям, чтобы этот уровень образования отвечал реальным требованиям экономики".

"Это подсказка для регионов, алгоритм решения проблемы подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных производств, - отметил он. - Этим нужно заниматься и самим регионам, и мотивировать бизнес к участию в совершенствовании образовательного процесса. Мотивировать как с точки зрения финансовой поддержки и обновления материальной базы образовательных учреждений, так и с точки зрения повышения квалификации преподавательского состава и предоставления учащимся возможности практического обучения с использованием самого современного оборудования и технологий".

http://www.rost.ru

15 июня 2007 года

Док. 321569
Опублик.: 18.06.07
Число обращений: 688

  • Бутко Евгений Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``