В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Немцов: Я горжусь тем, что мы добиваемся тех решений, с которыми шли на выборы 1999 года Назад
Борис Немцов: Я горжусь тем, что мы добиваемся тех решений, с которыми шли на выборы 1999 года
ВЕДУЩИЙ: Так совпало, что в день, когда в НАТО принимали новые страны, в нашей стране правительство обсуждало реформу армии. Что это за реформа и когда она будет проходить, ясней не стало. Докладывал министр обороны Сергей Иванов. Интерес его ведомства понятен: призыв отменять нельзя, сроки службы не сократят, пока не найдут контрактников для передовых соединений. Со своими предложениями выступил и Борис Немцов, который отвечает за реформу в армии со стороны гражданского населения. Его усилиями на этом заседании было решено, что реформа будет все-таки не через 9 лет, а через 5.
Таким образом, победили все. Но, как и с расширением НАТО на Восток, к общему мнению не пришли. Реформа активно обсуждалась и в Государственной Думе, где, как известно, много военных. Об этом в сюжете нашего корреспондента Марины Хофман. Репортаж Марины Хофман
Сергей ИВАНОВ, министр обороны РФ: Срок программы, федеральной целевой программы, которую мы к 1 июня должны представить в правительство, - 4 года. Я считаю, что это весьма амбициозная, но в то же время выполнимая задача - за 4 года перевести на контракт вот эти части, 92 части, и 160 тысяч должностей солдат и сержантов на контракт. И уже тогда эти части послужат основой новой профессиональной армии.
КОРР.: Итак, военная реформа, о которой так долго говорили в Минобороны, практически запущена. И если в июне следующего года программа будет утверждена правительством, то, по словам Сергея Иванова, к 2007 году мы получим 92 подразделения профессиональной армии - так называемые части постоянной боеготовности. Такие мобильные войска при новых условиях ведения войны и постоянной угрозе терактов для России необходимы. Согласны с этим и в Государственной Думе. А полковник запаса Владимир Жириновский объяснил нам это все более наглядно.
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, лидер ЛДПР: Они должны быть постоянно в воздухе. В воздухе - это "голубая пехота", это воздушная пехота. Они должны быть в воздухе и сверху расстреливать. Над точкой, где засела группа боевиков, сперва она бомбится ракетами дальнего действия, полностью уничтожается, потом зависает воздушная пехота, с воздуха расстреливает все, что шевелится, потом опускается и прочесывает до конца. Вот это - форма борьбы с мировым терроризмом. И в любой точке. Не только России, но всей планеты.
КОРР.: Однако это единственная часть программы реформы, с которой согласен лидер ЛДПР.
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ: Контрактная основа - это вообще выдумка. Кто это придумал? Это военная проституция получается. Есть женщина, которая за деньги отдается. И есть женщина по любви. Мы выбираем армию за деньги. Это же то же самое, что проститутка. Я ее вызываю по телефону, плачу 100 долларов. Она пришла. Что она сделала? Я получил удовольствие? Нет. Что это за армия контрактная? Я им говорю: "Ребята, я вам плачу - берите Грозный". Скажут: "Мало, дай больше". Если я им не дам больше, они Грозный не возьмут, какой-то поселок не возьмут, какой-то аул не возьмут. Это торговля. Как может быть армия за деньги? Это идиотизм!
КОРР.: Против службы по контракту и коммунист Василий Шандыбин.
Василий ШАНДЫБИН, фракция КПРФ: Наемная армия, она ненадежная. Мы знаем, допустим, к нам шел Карл IХ, Наполеон шел, у них были наемные армии. И наши - и партизаны были, и крестьяне с вилами и с топорами выходили - они сражались за Родину, за свое государство, за свой народ. И я считаю, что контрактная система... ну, во-первых, мы не потянем, тут бюджет нужен большой. А, во-вторых, я считаю, что наемная армия - она не обеспечит защиту нашего государства.
КОРР.: А у вице-адмирала Дорогина по реформе больше вопросов, чем ответов.
Валерий ДОРОГИН, вице-адмирал ВМФ: Я бы хотел задать любому, сейчас находящемуся у телеэкрана, вопрос - за какую сумму он будет служить в армии на должности, да, собственно, не имеет значения, какая профессия, а за какую сумму он будет служить? Если учесть, что сейчас в Москве полковник Генерального штаба получает максимум 6-6,5 тысяч, то можете представить, сколько будет получать солдат контрактной службы.
КОРР.: По мнению депутата Арбатова, контрактник должен получать не меньше 5-6 тысяч в месяц. За такую зарплату можно будет отбирать по конкурсу, а не брать всех желающих. И деньги такие в бюджете есть.
Алексей АРБАТОВ, фракция "Яблоко": Порядка 45-50 млрд. Это всего- навсего 15 процентов военного бюджета нашего. Поэтому если бы была политическая воля, деньги внутренним перераспределением можно было бы изыскать. Если нет политической воли, никогда не хватит денег.
КОРР.: А пока, по мнению депутатов, политическую волю проявляет лишь фракция СПС. Чего стоит такая популярная инициатива, как сокращение срока службы до 6 месяцев?
Валерий ДОРОГИН: Кто ратует за это? Спросите, где, когда и сколько он отслужил?!
Франц КЛИНЦЕВИЧ, фракция "Единство": Все эти заявления - они достаточно популярны, но они нереальны. И для отдельных политиков очень удобно сказать, что, видите, вот мы пытались, но вот не дали. А не дали кто?
Алексей АРБАТОВ: Попытки отдельных партий сделать из этого свою собственную кампанию пиаровскую, выступая с какими-то непродуманными броскими идеями, типа 6-месячный призыв, отвлекать внимание от главного вопроса - может ли страна и должна ли переходить на контрактный принцип или нет.
КОРР.: Однако, по словам Немцова, правительство приняло предложение СПС о сокращении службы до 6 месяцев. И если утвердит его летом, то сокращение срока службы в глазах молодежи - заслуга "Союза правых сил".
Валерий ДОРОГИН: А сколько времени осталось до выборов?
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ: Почему председатель СПС посещал Псковскую дивизию? Почему он туда ездил? Почему он дает какие-то рекомендации? Да, это все как бы со ссылкой, что якобы это указание президента. Какова его роль здесь? Я уверен, что президент не давал такого указания. Просто президент мог сказать: "Ну, давайте ваши предложения". В чем бы это ни было, везде, где Немцов, везде поражения, везде проколы, везде, так сказать, ненависть населения. Армия ненавидит его! Люди, офицеры, когда слышат имя "Немцов", они чертыхаются, их тошнит просто. Так что и народ наш... еще при Черномырдине было отношение - "кучерявенький", так его прозвали в аппарате правительства Черномырдина. А я это откровенно говорил всегда. Это - враг России! И он, и Явлинский!
КОРР.: Кулуарная война вокруг военной реформы продолжается. Какой быть нашей армии? Сколько служить? За деньги или бесплатно? По этим вопросам депутаты высказывают порой полярные мнения. И только один вопрос объединяет все фракции: "Почему всем этим занимается СПС и лично господин Немцов?"
ВЕДУЩИЙ: На все прозвучавшие вопросы и упреки нам ответил как раз присутствовавший на заседании правительства лидер СПС Борис Немцов.
Борис НЕМЦОВ, председатель политсовета партии СПС: Да, это предвыборный ход. Совершенно точно! Я горжусь тем, что мы добиваемся тех решений, с которыми шли на выборы 1999-го года. Я вам могу сказать, кто серьезный сторонник этого. Верховный главнокомандующий! Президенту Путину нужна сильная профессиональная армия. Президенту же Путину тоже избираться надо в 2004 году, между прочим. Ему тоже надо избираться и нужно прийти не с пустыми руками. А что мы с армией делаем? Как мы там порядок наводим? Нужно докладывать. Он еще и Верховный главнокомандующий.
ВЕДУЩИЙ: К тому же офицеры - его избиратели.
Борис НЕМЦОВ: Да. Таким образом, это все тоже в плюс. Понимаете, я считаю, что преимущество на нашей стороне. Вы знаете, дело реформирования до последнего времени было отдано на откуп генералам. Это абсолютно неправильно. Это абсолютно неправильно! Дело в том, что армия нужна не генералам, армия нужна государству и народу.
ВЕДУЩИЙ: Вам возразят, что вы с Гайдаром люди штатские, в военных делах не понимаете.
Борис НЕМЦОВ: Стоп-стоп. Везде во всем мире реформа армии была прерогативой правительств и президентов. А в качестве экспертов использовались генералы, и они вносили предложения. Повсеместно, по всему миру они были "против". Без иллюзий! Они консерваторы. У них профессия такая. Их даже осуждать не надо. Сегодня произошло важное событие, а именно: ход вот осуществления реформы взял под свой контроль все-таки премьер-министр и правительство. Более того, не только военное ведомство, Министерство обороны, будет теперь программу разрабатывать, но еще и Министерство экономики. Но еще и Министерство экономики!
Я считаю, грубой ошибкой и позором является то, что до сих пор все вопросы с контрактной армией отдали на откуп Генеральному штабу. Да не этим он должен заниматься! Он за боевой подготовкой должен следить и должен выполнять боевые задачи, которые перед ним ставят. А реформы - это политический вопрос, финансовый вопрос, вопрос экономического обоснования, вопрос доктрины военной. Понимаете? Это вопрос, который далеко за рамки компетенции и компетентности Генерального штаба выходит. Далеко за рамки! Поэтому то, что эта тема стала сейчас гражданской, на мой взгляд, это действительно важнейшее, серьезное событие.
ВЕДУЩИЙ: Вам возразят, что профессиональная армия стоит гораздо дороже, на порядок дороже, чем нынешняя армия. Она не может решать тех же задач, которые решает армия по призыву.
Борис НЕМЦОВ: Когда вам будут говорить, что расходы на профессиональную армию, там, 300 млрд. и так далее - это ложь, которая сознательно распространяется для того, чтобы мы развели руками и сказали: "У нас таких денег нет - реформы не будет!" Это ложь.
ВЕДУЩИЙ: То есть в вашем плане все подсчитано до копейки, вы за него отвечаете?
Борис НЕМЦОВ: В нашем плане все подсчитано довольно тщательно. Это дополнительно где-то миллиард, полтора миллиарда долларов в год. Большие деньги! Но бюджет России больше 80 млрд. И цена вопроса слишком велика, слишком много проблем у России: и на китайской границе, и в Средней Азии, и в Закавказье. Везде!
ВЕДУЩИЙ: Вам возразят, что раньше служили из любви к Родине, а сейчас будут служить за деньги. Это все-таки, согласитесь, разные мотивации.
Борис НЕМЦОВ: Любовь к Родине начинается тогда, когда у тебя есть нормальный достаток, когда у тебя есть квартира, когда ты можешь нормально отдыхать, когда ты покупаешь машину. А если ты нищий, ходишь с протянутой рукой, 2 копейки добываешь себе на жизнь, то никакой любви не бывает. Забудьте про это. Врут! Нищие не могут любить Родину, они не могут быть патриотами. Если мы говорим, что те, которые идут в армию, получают выше среднего по России, им гарантируется потом получение высшего образования, а это возможность сделать потом карьеру, зарабатывать нормальные деньги - то это и есть как раз патриотическое воспитание.
ВЕДУЩИЙ: Борис Ефимович, а вы сами служили? Борис НЕМЦОВ: Я служил после университета.
ВЕДУЩИЙ: Это сколько получается?
Борис НЕМЦОВ: Это мало. Несколько месяцев.
ВЕДУЩИЙ: То есть лагеря.
Борис НЕМЦОВ: Ну, конечно, лагеря. У нас была военная кафедра, у меня радиотехнические войска, радиотехнической разведкой мы занимались.
ВЕДУЩИЙ: Ну, дедовщины у вас не было, это я понял.
Борис НЕМЦОВ: Ну, я уже офицер был. Это не вопрос боевой или какой-то там иной подготовки. Это вопрос гражданской ответственности. Это вопрос знания задач, которые стоят перед государством, а значит, и перед армией. И для этого не обязательно пройти через дедовщину, для этого надо быть достаточно образованным человеком и свою страну любить. ВЕДУЩИЙ: А вы сейчас вот офицер запаса, вы в каком сейчас звании, Борис Ефимович?
Борис НЕМЦОВ: Будучи губернатором, мне, естественно, пытались присвоить звание генерала.
ВЕДУЩИЙ: Чтобы вы были генерал-губернатором?
Борис НЕМЦОВ: Да, чтобы был генерал-губернатор. Я посчитал, что это неправильно. У меня гражданская работа. Хозяйственная, политическая - гражданская! И я был всего лишь подполковником, будучи губернатором. Потом, уже став первым вице-премьером, все-таки очередное воинское звание - полковник - мне присвоили. А дальше был вообще курьезный случай. Это когда был Родионов министром обороны. Жириновский очень хотел стать генералом, а Ельцин очень не хотел, чтобы Жириновский им стал. И они все думали, как бы придумать такую ситуацию, при которой он не станет генералом. И тогда возникло предложение такое, что звание Немцова и Жириновского, воинское, должно быть одинаковое. А поскольку я против того, чтобы мне давали генерала, то Владимир Вольфович никогда им не станет, хотя он очень хочет. Постоянно ходит и просит.
Я вообще считаю, что это такое, знаете, такое несерьезное отношение к этой теме. И элемент клоунады, связанный с воинскими званиями, в том числе и в запасе, с этим надо тоже заканчивать. Неправильно!
ВЕДУЩИЙ: Спасибо большое, Борис Ефимович. На вопросы о военной реформе отвечал полковник запаса Борис Немцов. Спасибо большое.
Борис НЕМЦОВ: Спасибо.




Ведущий Петр Толстой
25.11.2002
http://www.nemtsov.ru/?id=456180

Док. 321568
Перв. публик.: 25.11.02
Последн. ред.: 18.06.07
Число обращений: 438

  • Немцов Борис Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``