В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Немцов: `Мы с Чубайсом были, как дети` Назад
Борис Немцов: `Мы с Чубайсом были, как дети`
Весной 1997 года в правительство пришла вторая волна реформаторов, которых позже окрестили "младореформаторами". Ими тогда впервые были генерированы идеи реформирования ЖКХ, административной власти, межфедеративных отношений. Одним словом, все то, на чем сегодня спотыкается нынешняя власть. Почему реформы не идут сейчас, почему они не пошли тогда? - об этом и многом другом размышляет лидер "Союза правых сил" Борис Немцов.
- Борис Ефимович, еще месяц назад правительство, подводя итоги развития экономики за 9 месяцев этого года, жаловалось на плохое состояние дел. А недавно премьер заявил, что у нас все замечательно. Так где же истина?
- С одной стороны, очевидны позитивные результаты. Стабильная национальная валюта, высокие золотовалютные резервы, продолжающийся экономический рост, гигантское положительное торговое сальдо, некая либерализация валютного законодательства, земельная реформа, начало судебной реформы, принятие нового арбитражно-процессуального кодекса. Все это позитив. Но с другой стороны, как это принято у нас в новой России, серьезные фундаментальные проблемы остаются за кадром. В стране расцветает олигархический капитализм. В руках 10-15 "семей" сконцентрировано больше половины национального богатства.
А что происходит с малым и средним бизнесом - главным источником роста и стабильности в любой стране? Полная стагнация. Рост в этом секторе не наблюдается вообще. Причиной этого наряду с традиционными факторами, сдерживающими развитие среднего класса, а именно: государственным и криминальным рэкетом, является еще и олигархическое правление. Этот каток полностью закатывает под асфальт зачатки рыночной экономики. Третья проблема - гигантский перекос в сырьевую сферу. Россия все больше и больше становится зависимой от мировой конъюнктуры. Четвертая - отставание российской бюрократии от потребностей экономики. Эти четыре проблемы являются определяющими. И я бы вместо пиара, которым занимается наше правительство, занялся их решением.
- А у вас нет ощущения того, что власть их и не пытается сейчас решать, перед выборами?
- Сказать, что ничего не делается, было бы несправедливо. Появился пакет законопроектов по административной реформе, хотя гарантии того, что он будет работать, нет. Все зависит от политической воли президента, а именно: готов ли он работать не только с "питерскими". Что касается реформы в других областях, то здесь коренных изменений пока не видно. Возьмем ЖКХ. Эта отрасль не реформировалась со времен советской экономики. Можете себе представить, какой была бы торговля в современной России, если бы остались с прежних времен советские предприятия общепита, столовые, кафе, продавщицы в грязных фартуках? Вот точно такая картина сейчас существует в ЖКХ. Первый вывод: не будут ничего делать, полностью уничтожат целую отрасль хозяйства и погрузят в холод всю страну. Второй вывод: износ в этой сфере составляет 65-70%. Это на грани коммунальной катастрофы, потому что есть зависимость количества аварий от уровня амортизации. Мне не хочется быть злым пророком, но эта зима пройдет в России с большим трудом.
То, что принято Думой сейчас, к реформе ЖКХ никакого отношения не имеет. Это означает, что президент Путин не готов рискнуть своей репутацией. На мой взгляд, это страусиная политика, которая ни к чему хорошему не приведет. В итоге коммунальное хозяйство через пару лет будет окончательно развалено.
- А на чьей стороне вообще Путин? Ведь все, кто общается с ним, утверждают, что президент их поддерживает. - Президент - политический прагматик. Кто к нему в кабинет пришел, на той стороне он в этот момент и находится. При том у него есть свое понимание ситуации. Это видно при голосовании в Думе. Если бы Путин уходил с поста президента в 2004 году, то ему - трава не расти, но он ведь собирается остаться. Если он думает, что можно на перекладных доскакать до 2008 года, то сильно ошибается. Не доскачет. А если оставит после себя страну с полностью разрушенной коммунальной инфраструктурой, могу сказать, что он будет проклят российским народом. При таком рейтинге, как у него сегодня, реформы можно проводить более смело. У Бориса Николаевича рейтинг был всего 2%, и то он их делал!
- Кстати, а почему вам не удалось провести реформы? Вы ведь в свое время были далеко не последним человеком в правительстве.
- На Руси подобного рода реформы, которые касаются всех граждан, может начинать и заканчивать один человек. Человек этот - президент. А если ты первый вице-премьер, заместитель по реформам, ты можешь разработать неплохую программу, а потом одной фразой какой-нибудь кремлевский начальник возьмет и все перечеркнет. Мы с Чубайсом, когда работали в правительстве, были, как дети, которые в песочнице конструировали облик новой России. А в Кремле сидел такой водитель огромного катка, ездивший около этой песочницы, иногда обращавший на нас внимание, иногда - нет. Потом случайно он зацепил ковшом и все нами сконструированное перевернул. И все дети куда-то полетели со своими воздушными замками...
- А что происходит с реформой естественных монополий? У вас нет ощущения того, что пока эта реформа ограничилась заменой "не своих своими"?
- Надо задаться вопросом: какой политический стимул есть у президента проводить реформы сейчас? На железных дорогах надо сократить уровень коррупции, сделать более низкими и доступными тарифы для пассажирских перевозок, оптимизировать технику. Это все правда и правильно. Но можно ли пощупать выигрыш через год или два? Ответ: нет, нельзя. Возьмем газовую промышленность. Она рассматривается властью как политическая дубина. Реформа - это когда труба будет отдельно, а производитель газа - отдельно, и доступ к трубе будет открыт. Скажите, эта реформа усиливает власть Кремля или нет? Ответ: ослабляет. Третья тема - РАО "ЕЭС". Почему там что-то делается? Потому что Чубайс хочет. И правильно делает. Потому что, не сделай мы там реформу, энергетика тоже развалится. Но опять: как рассуждает Кремль? Он думает, какой политический дивиденд можно получить от этой реформы. С левыми надо воевать, "Яблоко" что-то там говорит и т.д. Получается - никаких дивидендов. Поэтому реформы до сих пор идут ни шатко ни валко.
- Сейчас Кремль пытается провести административную и военную реформы, но почему-то первая поручена чиновникам, а вторая - военным. Ситуация напоминает курильщика, который каждый день собирается бросить курить, но сам на это вряд ли способен...
- Скажу так: до тех пор, пока генералы у нас будут отвечать за реформу армии, а чиновники - за свою реформу, ничего не получится. Попробуйте залезть в трясину и вытащить себя за шиворот. Ничего не выйдет. Значит, речь идет либо о сознательном саботаже, либо об идиотизме. Теперь по поводу армии. За 9 месяцев этого года в результате дедовщины погиб 531 солдат. Целый батальон. А искалечено и ранено 20 тыс. человек. Вы понимаете, что такое 20 тысяч человек? Это несколько дивизий калек. И не в результате войны. Военные полностью проваливают эксперимент с переведением дивизии на контрактную службу в Пскове, чтобы потом сказать: "Видите, в Пскове не получилось. Реформа закончена". Поэтому мое убеждение, высказанное раз двадцать всем начальникам, состоит в том, что за военную реформу, которая делается в интересах всего народа, должны отвечать не военные. Есть два варианта. Либо это Кремль, либо это премьер-министр. В эту группу могут и должны войти представители Министерства экономики, Министерства финансов, Генерального штаба. Последние должны входить на правах экспертов, а не людей с решающим голосом.
- А как вам нравится идея внешнего управления регионами?
- Я против этого предложения. Подобного рода решения должны приниматься только в результате судебного разбирательства. А то, что власть будет пытаться использовать механизм банкротства регионов в своих политических целях, у меня в этом никаких сомнений нет.





Беседовал Каха Кахиани
19.12.2002
http://www.nemtsov.ru/?id=458792

Док. 321560
Перв. публик.: 19.12.02
Последн. ред.: 18.06.07
Число обращений: 472

  • Немцов Борис Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``