В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПО ЗАКОНУ, А НЕ ПО `ПОНЯТИЯМ`` Назад
ПО ЗАКОНУ, А НЕ ПО `ПОНЯТИЯМ``
Конфликт в Южном Бутове в последние дни прочно занял первое место на страницах
газет и телеэкранах. Звучит жесткая критика властей за "негуманные" и "несправедливые" решения, за то, что местных жителей якобы внезапно вышвыривают
из собственных домов, переселяя в крохотные квартирки... Обратимся к истории вопроса. Еще в 70-х годах, когда принималось решение о перспективной застройке этого района, местных жителей известили, что со временем их дома будут сноситься в рамках городских программ строительства муниципального жилья для очередников. Процесс расселения южнобутовских деревушек начался еще в 1988 году. Что же касается конкретной территории, вокруг которой в последние дни разгорелся конфликт, то решение о расселении данных домов было принято в 2004 году. С тех пор местные власти непрерывно вели переговоры с местными жителями, согласовывая условия предоставления им компенсаций и нового жилья.


дело в том, что Московской городской Думой принят Закон города Москвы "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве". Он действует и предусматривает, что москвичи, переселяемые в связи с городскими нуждами, имеют право на получение возмещения (компенсации) в денежной либо натуральной форме либо равноценное жилье. Этот закон отражает базовый принцип всех городских программ переселения: компромисс между потребностями города (в котором, между прочим, 198 тысяч семей стоят в очереди на муниципальное жилье) и интересами переселяемых граждан, которые
должны быть защищены.


Если же гражданин считает, что его права на получение равноценного жилья при переселении нарушены, он может обратиться в суд, который примет законное решение. Приведу несколько цифр, отражающих статистику за последние два с половиной года.


В 2004 году было переселено 19700 семей. В 1011 случаях переезд становился предметом судебного разбирательства. 120 раз суд принимал решения в пользу граждан. В 2005 году было переселено 14700 семей, в этот раз в суд обратились только 450 семей, выиграли 20. Снижение количества обращений в суд в два раза было связано с тем, что за это время по инициативе мэра Москвы Мосгордума приняла Закон города Москвы, согласно которому гражданам стали предоставлять жилье обязательно в границах района их проживания. Наконец, за первое полугодие 2006 года мы переселили 10000 семей; 505 из них обратились в суд, 340 дел уже рассмотрено, в 16 случаях жители выиграли. Обращаю внимание на то, что эти цифры показывают: суд принимает решение в пользу властей далеко не всегда. Но каждый раз, проиграв дело, власти неукоснительно выполняют решение судебной власти.


Вернемся к ситуации с семьей Прокофьевых. Что значит равноценное жилье, которое получают переселенцы? Это значит, если у гражданина в доме было 5 комнат, то он получит пятикомнатную квартиру или две-три квартиры на выбор. У гражданина Прокофьева было право собственности только на 13 квадратных метров домика, куда он зарегистрировал еще и свою мать, не имевшую права собственности.


Поскольку власти понимали, что переселять взрослых мать и сына в формально полагающуюся им однокомнатную квартиру просто негуманно, то семье Прокофьевых предложили написать заявление о приеме их на учет по улучшению жилищных условий как очередников, разнополых, проживающих на 13 квадратных метрах. Обращаю внимание: это не значит, что им пришлось бы много лет стоять в очереди, поскольку при переселении человек, формально являющийся очередником, получает квартиру мгновенно. В результате господин Прокофьев получил бы "однушку" в собственность, а его мать - еще одну "однушку" в социальный наем (напомню, что она в отличие от сына собственником каморки в Бутове не является).


Но граждане, к сожалению, переселяться не пожелали. Госпожа Прокофьева отказалась от варианта правительства с двумя квартирами прямо в зале суда. Тогда Зюзинский суд принял решение, может быть, не столь гуманное, но абсолютно законное - о переселении Прокофьевых в однокомнатную квартиру. Решение вступило в силу. Федеральный судья вынес решение о принудительном выселении. Если при его исполнении сотрудники милиции или судебные приставы допустили нарушения закона, они понесут наказание, соответствующая проверка уже ведется. Замечу, на моей памяти это первый случай в Москве: жители всегда соглашались исполнить решение суда, не доводя дело до приезда ОМОНа...


Теперь о моем отношении к позиции Общественной палаты. Я сожалею, что некоторые члены Общественной палаты вмешались в эту ситуацию и способствовали тому, чтобы решение суда не было исполнено.


Но я бы не стал говорить здесь о позиции Общественной палаты: для меня этот орган - это много вместе собравшихся уважаемых людей. А два-три человека из этого состава, которые действуют к тому же в нарушение регламента, - это еще не вся Общественная палата. Соответственно, говорить о ее позиции невозможно.


И еще один важный момент. Я с огромным уважением отношусь ко многим членам этого органа, но должен отметить, что даже Общественная палата не может никого защищать просто так. Ее члены могут защищать граждан только на основании законов. Иначе все разговоры о построении правового государства будут лишь пустой болтовней. Когда же отдельные члены Общественной палаты призывают руководствоваться не законами, а эмоциями, это напоминает призыв жить "по понятиям"...

http://www.platonovvm.ru/smi/article.php

Док. 321151
Перв. публик.: 05.07.06
Последн. ред.: 16.06.07
Число обращений: 409

  • Платонов Владимир Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``