В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ТАРАЧЕВ Владимир Александрович: Владельцы опасных объектов должны платить страховку Назад
ТАРАЧЕВ Владимир Александрович: Владельцы опасных объектов должны платить страховку
Число погибших на шахте в Кузбассе выросло до 106 человек. Это одна из самых крупных аварий на шахтах, но, к сожалению, это не слишком редкое явление не только в нашей стране, но и за рубежом. Сегодня мы поговорим о том, что могут сделать законодатели для профилактики подобных трагедий.

- У нас в студии член Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев. Владимир Александрович - один из разработчиков законопроекта об обязательной гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на этом объекте. Первый вопрос. Владельцы опасных объектов и сейчас отвечают за то, что там происходит, несут за это ответственность и материальную, и уголовную, зачем нужен еще один закон?

ТАРАЧЕВ: Вы понимаете, у нас особо опасных объектов, по нашим расчетам, более 250 тысяч. Здесь и автозаправки, здесь и гидроэлектростанции, здесь и химические предприятия. И, к сожалению, на сегодняшний день по каждому этому направлению, исключая, конечно, автозаправки, есть свое законодательство. Так, например, закон о промышленной безопасности. Вот беда случилась на шахте, чем этот закон может помочь семьям погибших? Ничем. Только один человек - подданный Великобритании, который там погиб, его родственники получат 100 тысяч рублей. А вот оставшиеся семьи погибших 105 человек не получат ничего. Безусловно, будет принято постановление правительства об оказании помощи, то есть из резервного фонда МЧС получат. Губернатор тоже выделит из своего резерва. Но чтобы гарантировать законодательно определенные суммы, такого закона нет. Аналогичные законы отраслевые тоже прописывают, к сожалению, очень небольшие суммы. И вот на то, чтобы увеличить эти суммы, снизить количество чрезвычайных ситуаций, заставить собственников указанных объектов нести ответственность и думать о тех, кто в шахте работает и проживает на прилегающих к данному объекту территориях, и направлен наш закон.

- Так в чем разница между нашими гражданами и иностранцем? Почему ему полагаются выплаты, а нашим нет? Это где-то прописано в нашем законе? Или он был застрахован? Вот эти 100 тысяч по какому закону полагаются его семье?

ТАРАЧЕВ: Сегодня это полагается ему по закону о промышленной безопасности.

- Есть отдельная строка, что иностранцам платим, а своим не платим, что ли?

ТАРАЧЕВ: Неважно, это иностранец был или приехал эксперт из правительства, то есть человек, который не работает на этом производстве.

- То есть это страхование постороннего лица фактически? Своих не страхуют, страхуют посторонних.

ТАРАЧЕВ: Правильно. А на своих есть медицинское страхование, социальное страхование, как бы оценочная норма на сегодняшний день.

- Понятно. Следующий момент. Владельцами опасных объектов являются не только частные компании. Государство и муниципальные власти тоже владеют особо опасными объектами. Атомные станции и метро - два примера сразу привожу. Вот тот законопроект, который вы сейчас разрабатываете, предусматривает ответственность абсолютно всех владельцев, независимо от их статуса?

ТАРАЧЕВ: Абсолютно всех. Мы дали только порядка года-полутора разницу между бюджетными организациями и небюджетными организациями. Закон в полной мере вступит с 1 января 2009 года для бюджетных организаций - вот то, что вы назвали, и с 1 июля 2007 года...

- Минуточку, пока это законопроект, а вы говорите, что уже начиная со второй половины этого года он должен работать.

ТАРАЧЕВ: Конечно, норма будет, безусловно, скорректирована. Меня удивляет прохождение данного законопроекта. Мы в первом чтении его приняли в 2005 году. Сейчас уже 2007 год. То есть между первым и вторым чтением никак ведомства между собой не могут согласовать.

- А что камнем преткновения является - откуда деньги брать, какие суммы прописывать? Честно скажите.

ТАРАЧЕВ: Да. Как правильно устанавливать правительству тарифы.

- Тарифы за тот или иной несчастный случай?

ТАРАЧЕВ: За тот или иной несчастный случай, какова страховая сумма, сколько придется платить потерпевшим, идти ли от кол ичества их. Мы на этом и остановились. Условно говоря, выплачивается 10 миллионов рублей, если количество потерпевших составляет до 40 человек.

- 10 миллионов каждому или на всех?

ТАРАЧЕВ: На всех. Если, условно говоря, более 140 человек, то уже более 75 миллионов. Страховые компании, которым придется брать бремя ответственности, также с чем-то не соглашались, потом вроде бы с тем, как будут формироваться тарифы, согласились, но при этом в перспективе создастся профессиональное объединение страховщиков. То есть такой пункт, откуда можно будет, собрав деньги, выплатить потерпевшим.

- Правильно ли я понимаю, что это нечто похожее на ОСАГО? Только в данном случае в роли автовладельца выступает владелец опасного объекта.

ТАРАЧЕВ: Это будет почти то же ОСАГО, но для предприятий.

- А может ли это повлиять на сокращение числа подобных трагедий, на ваш взгляд? Потому что выплаты-то по факту, знаете, никому не нужны, уж лучше пусть люди живы останутся.

ТАРАЧЕВ: Все правильно. Мы собственников обременяем материальной ответственностью, и мы считаем, что это, безусловно, позволит снизить количество чрезвычайных ситуаций. Потому что здесь также появляется система понижающих коэффициентов, как в ОСАГО. Если ничего не произошло в шахте, беды не случилось - а ты там, условно говоря, проведи соответствующие работы, и в шахте ничего не случится, - платить нужно будет меньше ему. То есть поощрим рублем. Это у нас понимают.

Продолжение интервью - в аудиозаписи программы.

20.03.2007 15:07 " Радио "Маяк"
http://www.rambler.ru/news/0/0/9970082.html

Док. 320999
Перв. публик.: 20.03.07
Последн. ред.: 16.06.07
Число обращений: 387

  • Тарачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``