В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гавриленков: Госкредиты и госинвестиции из бюджета приведут к росту цен, а не экономики Назад
Евгений Гавриленков: Госкредиты и госинвестиции из бюджета приведут к росту цен, а не экономики
Евгений Евгеньевич, ЦБ подверг критике программу по борьбе с инфляцией, подготовленную Минэкономразвития. Улюкаев сказал, что это не программа для борьбы с инфляцией, а набор лозунгов для описания экономической политики в целом. В частности, была подвергнута критике идея инвестирования в производство и кредитования предприятий. Улюкаев считает, что все равно это все пойдет на зарплаты и вызовет рост цен. При этом в руках у ЦБ, в отличие от МЭРТа и Минфина, есть такой, на первый взгляд, мощный инструмент, как курс национальной валюты, то есть, укрепление рубля ради обуздания инфляции. Насколько действенным и оправданным такой способ борьбы с инфляцией может оказаться в современных условиях? Или же решение этой проблемы лежит в каком-то совершенно другом русле?

Я думаю, что решение должно лежать в другой плоскости, потому что в этом году мы уже наблюдаем довольно существенное укрепление рубля в реальном выражении на 9,3% за 10 месяцев, по итогам года будет больше 11%, темпы примерно равны темпам инфляции, и в целом, это довольно серьезное укрепление. А инфляция, как мы видим, не снижается так быстро, как этого хотелось бы правительству. Я по большей части согласился бы со словами Улюкаева, которые адресованы МЭРТу, где он говорил, что инвестиционные проекты, кредитование и так далее, помогут повысить темпы инфляции. Хотя я не согласился бы с Улюкаевым в том, что это набор лозунгов. Мне кажется, что один из важных факторов для снижения инфляции - это именно ускорение темпов экономического роста. Мы наблюдали снижение инфляции с высоких уровней 15% -20% четыре-пять лет пять назад до нынешних 11%-12%, это снижение происходило на фоне довольно высоких темпов экономического роста. Если в стране нормальный инвестиционный климат, если высока экономическая активность, это повышает спрос на деньги, снижает скорость их обращения и все это способствует снижению инфляции. Иными словами, более быстрыми темпами начинают расти сбережения, и одновременно увеличивается предложение товаров и услуг на рынке - динамика спроса и предложения остаются сбалансированными. Поэтому темпы экономического роста важны, и здесь я не согласен с Улюкаевым. Но в чем я с ним опять абсолютно согласен, это в том, что вся идея госкредитов, государственных инвестиций и всего такого прочего из бюджета, скорее всего, будет неэффективна, и, скорее всего, это приведет в большей степени к росту цен, а не экономики. Пока вся наша практика показывала, что госинвестиции всегда были неэффективными, и улучшений пока не было видно.

А укрепление рубля сейчас допустимо?

Рубль и так укрепляется, и я не очень понимаю, что здесь ЦБ может сделать еще. Я думаю, что ЦБ проводит вполне разумную политику. Более того, политика ЦБ предопределена в том смысле, что в настоящее время денежную политику задают экспортеры, а не ЦБ. Если экспортеры решают привозить валютную выручку, что они собственно и делают, то у ЦБ нет никаких других возможностей, кроме как покупать эту валюту и печатать рубли. Потому что экспортерам надо платить налоги, надо платить зарплаты, надо инвестировать, и для этого им нужны рубли. Рыночного спроса на весь объем валютной выручки, которая поступает в экономику, просто нет. ЦБ - это единственный агент, который может ее абсорбировать. Если гипотетически предположить, что ЦБ, желая еще более сильно укрепить рубль, перестал бы покупать валюту совсем, то думаю, что это привело бы не столько к укреплению рубля и снижению инфляции, сколько к дестабилизации всей финансовой системы, в первую очередь денежного рынка, поскольку в течение короткого времени нарушилась бы работа действующего сейчас механизма насыщения экономики деньгами, а экономические агенты могли бы не успеть приспособиться к возрождению традиционного механизма рефинансирования. Наконец, еще более сильное укрепление рубля, которое возможно и позволило бы снизить темпы роста денежной массы, отнюдь не гарантирует соответствующего снижения инфляции. Известно, что в стране замедление темпов роста денежной массы в конце прошлого - начале нынешнего года, достигнутое через повышение налогообложения экспортеров нефти, сопровождалось как раз ускорением инфляции. Для снижения инфляции помимо всего прочего необходимо дальнейшее повышение склонности к сбережению, снижение скорости обращения денег, снижение инфляционных ожиданий.

2 ноября 2005

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=58917

Док. 320875
Перв. публик.: 15.06.06
Последн. ред.: 15.06.07
Число обращений: 285

  • Гавриленков Евгений Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``