В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гавриленков: Логика ценой в $10 миллиардов Назад
Евгений Гавриленков: Логика ценой в $10 миллиардов
Евгений Евгеньевич, министр финансов Алексей Кудрин в письменной форме отказал Фрадкову в снижении НДС до 13%, и вообще в снижении каких бы то ни было налогов. Получается, что он занимает охранительную позицию, которая вступает в противоречие с предполагаемой промышленной политикой. То есть, в нынешних условиях, когда необходим толчок для дальнейшего развития российской экономики на новых принципах, когда надо развивать перерабатывающую промышленность, такая позиция Минфина и МЭРТа излишне консервативна. Какова Ваша точка зрения - почему возник этот конфликт, и допустим ли этот конфликт, учитывая стоящие перед правительством задачи?

Если говорить о снижении налогов, то к этому в принципе надо относиться как к полезной мере, которая позволила бы улучшить инвестиционный климат. Понятно, что когда неопределенность в стране достаточно высока, когда повышены и риски политического плана, когда имеется и неопределенность в экономической политике, то снижение налогов делает страну более конкурентоспособной с точки зрения привлечения капитала. Поэтому здесь есть своя логика, когда говорят о снижении НДС до 13%. И я бы не возражал против этого, если бы одновременно было предложено соответствующее пропорциональное снижение расходов государства. Это был бы мощный толчок, который, с одной стороны позитивно сказался на инвестиционной привлекательности страны, а с другой не позволил бы дестабилизировать финансовую ситуацию. Когда Кудрин говорит о том, что есть угроза снижения цены на нефть, к этому тоже надо относиться серьезно, хотя и можно выдвинуть контр-аргумент, основанный на том, что доллар будет слабым, что спрос на энергоресурсы со стороны крупных развивающихся стран (Китай, Индия) будет увеличиваться, и цены на нефть будут оставаться высокими. Все это так, но надо помнить о том, что было очень много случаев, когда все ведущие аналитики ошибались в прогнозах нефтяного рынка. Кто знает, какие события могут развернуться в мировой экономике и политике через год-два? Поэтому позиция Кудрина вполне понятна. Попытка снизить резко НДС без соответствующего снижения расходов означает ни что иное как намерение сделать государственный федеральный бюджет еще более зависимым от внешнеэкономической конъюнктуры, что в корне противоречит тому, что правительство делало раньше. Несмотря на нынешний высокий уровень цен на нефть и прогрессивную шкалу налогообложения нефтяной отрасли, НДС является основным источником доходов федерального бюджета. Потенциальное снижение НДС с 18% на 13%, ожидаемое в параметрах бюджета 2006 года, означает потерю дохода ориентировочно в $10-12 млрд. Это примерно половина нынешнего Стабилизационного фонда. Это очень большой риск.

Завтра на Совете по конкурентоспособности будет рассматриваться и вопрос о снижении налогообложения. Сергей Шаталов считает, что бизнес-сообщество до сих пор не определилось с позицией по этому вопросу. Но бизнес всегда стремится к максимальному снижению затрат и максимальной прибыли. Снижение налогов бизнес должен был бы поддержать обеими руками. Почему бизнес занимает такую странную позицию?

Мне сложно говорить за весь бизнес. Я не уверен, что бизнес не определился, по-моему, снижение налогов бизнес будет только приветствовать. Тут сомнений нет - чем ниже налоговое бремя, тем лучше для бизнеса. Он в этом определился. Возможно, что внутри самого бизнес-сообщества идут дискуссии на тему, какие налоги лучше снижать: социальный налог, налог на прибыль, налог с добавленной стоимости. Если вопрос о том, что бизнес не определился, ставится в такой плоскости, то это понятно. Бизнес очень разнороден: для кого-то более важен социальный налог, для кого-то важнее налог на прибыль, для кого-то более существенную проблему составляет НДС - для всех разные истории.

2 марта 2005

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=55599

Док. 320807
Перв. публик.: 15.06.05
Последн. ред.: 15.06.07
Число обращений: 276

  • Гавриленков Евгений Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``