В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гавриленков: Хороший официант всегда незаметен Назад
Евгений Гавриленков: Хороший официант всегда незаметен
Евгений Евгеньевич, проблемы, обозначенные в опубликованных материалах к предстоящему съезду РСПП, это предмет для дискуссии по поводу совместной работы бизнеса и власти? В решении каких из названных проблем бизнес и власть действительно могут участвовать вместе?

У меня от документа остались сложные впечатления. Во-первых, надо сказать, что диагноз поставлен правильно. Относительно нынешней ситуации, относительно того, что сказано в самом начале по поводу экономического положения, по поводу доверия, которое исчезло, по поводу накопления капитала, когда доверие является основным двигателем, - все это я полностью разделяю. С точки зрения диагностики проблемы все очень разумно расставлено для такого короткого документа. Определенная наболевшая критика бюрократической системы совершенно правильная.

На самом деле эти вещи известны.

Поэтому я и говорю, что это не вызывает никакого отторжения. Достоинством документа является то, что диагноз суммирован на десяти страницах, все поставлено на свои места. Однако, честно говоря, конструктивная часть этого документа не очень явно обозначена - все предлагаемые формы сотрудничества с правительством весьма расплывчаты. По тональности конструктивной части этот документ похож на призыв утопающего не топить его дальше.

Но ничего конкретного, да и, как таковой, позиции нет.

Да, четкой позиции нет. Какие-то формы сотрудничества конечно предлагаются - общество, какие-то ассоциации... Все это конечно хорошо, это нормальные элементы граждансколго общества, но пока, боюсь, вряд ли это к чему-нибудь приведет. Скорее, это будут не работоспособные, а декоративные структуры. Кстати, с чем трудно согласиться в документе, это в части критики бюджетной политики, к которой конечно есть много претензий, но иного рода. В документе проводится мысль, что, регулярно занижая прогнозные показатели, правительство все время ошибается, или оно как бы нарочно это делает, чтобы всем заморочить головы. На самом деле это не так, потому что все знают, что бюджет и экономика в целом крайне зависимы от цен на нефть, которые никто никогда не мог надежно прогнозировать. В этих условиях правительство естественно свои расчеты строит на весьма консервативных показателях (с чем я абсолютно согласен). Во всем остальном я практически согласен, несмотря на то, что позиции нет и нет серьезных конструктивных предложений (у меня их тоже нет). Мне кажется, что правительство и бизнес говорят совершенно на разных языках, а переводчик пока не появился.

О чем это свидетельствует: это кризис отношений между властью и бизнесом, который продолжается; это проблема РСПП как организации; это проблема крупного бизнеса, который не знает, как себя позиционировать в новых условиях?

Я бы не стал говорить, что это проблема РСПП. Наверное, это более общая проблема непонятных отношений с властью, которая постоянно меняет правила игры. Бизнес же должен либо заниматься бизнесом и развиваться, либо он должен отслеживать, что собираются делать власти, играть с властью в какую-то игру. На мой взгляд, это основная проблема. Есть явное взаимное непонимание. Так что это не только проблема РСПП, но и других бизнес-ассоциаций, которые тоже не очень востребованы властью, на мой взгляд. Сейчас есть некая фундаментальная смена отношений, которая еще не завершилась. Видно, что бюрократия все больше и больше наступает. Я надеюсь, что период напряженности завершится, и будут найдены какие-то взаимоприемлемые формы отношений. Возможно, это случится довольно скоро, но, видимо, лишь после того, как мы столкнемся с очередными сугубо экономическими проблемами. Бизнес в нынешних условиях не может развиваться теми темпами, которые бы хотела видеть власть.

Некоторые эксперты говорят о том, что бизнес должен предложить какую-то стратегию. С другой стороны, бизнес говорит о том, что мы должны слышать от государства, какие приоритеты оно ставит, и тогда мы можем это обсуждать. Кто должен сделать первый шаг?

Мне кажется это неверной постановкой вопроса. В идеале гражданин, общество, бизнес первичны, власть вторична, Власть - некая обслуживающая структура. Эта структура обслуживает всю остальную часть общества, экономику - все, что угодно. Это слуга. Если слуга профессиональный, он должен быть незаметен. Хороший официант всегда незаметен, но появляется тогда, когда это нужно клиентам. Если он слишком назойлив, это плохой официант. Если создались такие условия, когда власть постоянно о себе напоминает, наверное, это отчасти является и проблемой самой власти, а не только того, кто этими услугами пользуется.

4 ноября 2004

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=52954

Док. 320790
Перв. публик.: 15.06.05
Последн. ред.: 15.06.07
Число обращений: 301

  • Гавриленков Евгений Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``