В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гавриленков: Высокие цены на нефть: соблазн для различного рода конфликтов увеличивается Назад
Евгений Гавриленков: Высокие цены на нефть: соблазн для различного рода конфликтов увеличивается
Евгений Евгеньевич, несмотря на рекордные поставки на рынок сырой нефти, цены на нефть резко поднялись и достигли нового исторического максимума. Появились оценки, что показатель цены нефти за баррель в ближайшей перспективе может подняться до $60. Как это отразится на мировой экономике, прежде всего, на экономике США и на темпах роста стран ЕС?

Относительно возможности того, что цены действительно пойдут вверх, по одному скачку, который сейчас случился, выводы делать пока рано. Однако, если мы посмотрим не только на вчерашний скачок, а на тенденцию и, вообще, на уровень цен, который давно находится высоко и вниз пока идти не собирается, рассчитывать на то, что цены на нефть будут оставаться высокими, вполне логично. Не следует исключать, что они и в достаточно далекой перспективе будут находиться на высоком уровне, поскольку именно бурный рост мировой экономики, в частности, в районе Китая и Тихоокеанского региона очень сильно повысил спрос на сырую нефть. Китайская экономика растет быстрыми темпами, потребляет все больше и больше, а в целом в мире запасов нефти не прибавляется. Поэтому прогнозы о том, что нефть пойдет вверх, исходят из того, что спрос на сырую нефть, на энергоресурсы в целом будет расти в то время, как предложение нефти на рынке, несмотря на все нынешние усилия ряда стран увеличить поставки, будут отставать. Баланс между спросом и предложением будет достигаться за счет роста цен. Поэтому, у многих стран в краткосрочном плане вполне возможны определенные проблемы, возможно торможение экономического развития. Я думаю, что достаточно сильно это может коснуться развитых европейских государств, где экономические системы социально более ориентированы, более зарегулированы, менее адаптированы к внешним изменениям, более привыкли к высокому уровню потребления. Я думаю, что американскую экономику это затронет в несколько меньшей степени, поскольку институты, которые там существуют, более адаптивны. Конечно, рано или поздно такой уровень цен заставит всерьез задуматься и вплотную подойти к каким-то новым, более энергосберегающим технологиям, альтернативным источникам энергии. В случае такого технологического сдвига можно было бы ожидать снижения нефтяных цен, но это не дело ближайшего будущего. И пока этого не произойдет, цены будут оставаться относительно высокими. Американская экономика представляется более адаптивной, более способной к снижению энергоемкости ВВП. Что касается китайской экономики, то по уровню развития ВВП на душу населения она существенно отстает от других стран, потенциал роста ее высок, хотя бы в силу того, что дешевые трудовые ресурс приводят к тому, что издержки ведения бизнеса там ниже. Поэтому расти она будет, равно как и спрос на энергоресурсы.

В последнем докладе Еврокомиссии делается основной вывод о том, что экономика стран ЕС будет расти в рамках общего экономического роста мировой экономики . Если предположить, что высокие цены на нефть будут тормозить этот рост, можно ли ожидать серьезных последствий, прежде всего, для стран ЕС, то есть, практически остановки экономического роста?

Во многих странах, в частности, в Германии, был период, когда рост практически приостановился. Я бы не стал говорить о спаде или о нулевом росте в долгосрочном плане, потому что у ряда новых стран, которые вошли в ЕС, есть большой потенциал для увеличения ВВП и там рост будет, поскольку капитал туда будет стремиться Но именно из-за той социальной нагрузки, которую несут экономики развитых стран ЕС, в целом по региону может быть более серьезное торможение.

В каком положении в этом случае окажется Россия? Сохранится ли общий курс на диверсификацию экономики или высокие цены на нефть, потенциальный рост на энергоносители внутри страны будут увеличивать издержки, прежде всего, в перерабатывающей промышленности? Можно ли говорить в этом случае о том, что в целом экономическая конструкция в России сохранится, что
структура в ближайшей перспективе останется такой, какой она была в последние годы?

В случае России нельзя дать однозначного ответа. С одной стороны, высокий уровень цен на нефть, если он будет иметь место и в перспективе, будет означать, что нефтяная отрасль является слишком лакомым куском - это "печатный станок". Потенциально, если переходить на политэкономические категории, то соблазн для различного рода конфликтов внутренних увеличивается. Это значимая составляющая. Что касается остальной экономики, то диверсификация возможна при любом уровне цен на нефть. Если не будет происходить какого-то чрезмерного акцента в сторону развития только одной нефтяной отрасли, когда туда бросают все ресурсы, то надо понимать, что все население страны, которое составляет 144,5 млн., не может кормиться и не может быть занято в одной отрасли. Поэтому при проведении разумной экономической политики, при низких барьерах входа, в случае успехов в борьбе с коррупцией и так далее, появятся стимулы развивать многие другие отрасли, в частности, все те, где энергетическая составляющая в издежках невысока. Это сфера услуг, связь информационные технологии, другие наукоемкие производства - все то что мало зависит от энергоресурсов. В принципе те отрасли, где затраты на энергоресурсы малы, потенциально могут получить больше стимулов к развитию (если конечно уровень внутренних цен на энергоресурсы также буде повышаться).

От кого - от иностранного инвестора или это внутренние ресурсы, например, бюджетные ресурсы?

В бюджетные ресурсы я абсолютно не верю, потому что не верю, что государство может правильно определять направления развития и эффективно расходовать ресурсыНВ принципе это не важно, чей капитал будет участвовать - иностранный, отечественный. Главное, чтобы он был в стране, был в нашей частной финансовой системе, необходимо, чтобы в стране было в наличии достаточно кредитных ресурсов для развития новых отраслей. А чей это капитал - в меньшей степени интересно.

Насколько вероятен сценарий, по которому будет продолжаться такая инерция нерешенных проблем, о которых Вы говорили: высокие барьеры входа новых компаний на рынок, коррупция? Насколько в этом случае вероятен сценарий увеличения изъятий средств в нефтедобывающих компаний при распределении через бюджет и увеличение госинвестиций в другие секторы?

Я считаю, что он очень вероятен, к нему надо относиться серьезно. В последнее время мы довольно часто слышали подобного рода разговоры, и исключать его нельзя.

6 октября 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=52146


Док. 320785
Перв. публик.: 15.06.05
Последн. ред.: 15.06.07
Число обращений: 265

  • Гавриленков Евгений Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``