В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гавриленков: Пока реформа привела лишь к тому, что наша власть осталась без единого курса Назад
Евгений Гавриленков: Пока реформа привела лишь к тому, что наша власть осталась без единого курса
Евгений Евгеньевич, вице-премьер Александр Жуков объявил о начале второго этапа административной реформы. В рамках этого этапа предстоит для каждого министерства, службы и агентства установить показатели деятельности и четко определить, на что их работа нацелена. При этом первый этап реформы оценивается сугубо положительно. По словам Жукова, "роль министерств и ведомств существенно выросла, они стали намного самостоятельнее и функции прежних министерств теперь разделены между министерствами, службами и агентствами". Так ли все радужно, как это описывает Жуков?

Я думаю, что подводить итоги административной реформы, даже первого ее этапа, очень-очень рано - цыплят считают по осени, а до осени, как в прямом, так и в переносном смысле, мы еще не добрались. Административная реформа существует не сама по себе - она нужна для того, чтобы обеспечивать качественный экономический рост, поэтому лучшим критерием того, насколько успешным была реформа или какой-либо ее этап, будет характер и темпы его экономического роста. Я, конечно, упрощаю, но пока мы видим, что количество различных структур в правительстве увеличилось. Количество министерств несколько сократилось, но агентств и прочих служб стало больше, система несколько усложнилась. Несмотря на "успех" первого этапа реформы, мы видим, что политика становится какой-то другой, не такой, какой она была года два - три назад. Рано говорить об ее коренном изменении, но пока мы видим, что новая система работает менее внятно, чем предыдущая. Действия на банковском поприще, как и другие "успехи", говорят о том, что какого-то единого курса нет. Отсюда такие противоречивые заявления различных представителей власти по поводу ЮКОСа и по поводу банковской реформы. Судя по всему, разнонаправленность сигналов, которые мы получаем, уже затормозила многие процессы в экономике, кредитный и фондовый рынки менее активны, есть опасения относительно возможного замедления экономического роста. Эти телодвижения власти всех очень-очень озадачили. Мы снова наблюдаем достаточно масштабный отток капитала, что вряд ли можно расценивать как позитивный момент. В условиях высоких цен на нефть, в условиях сильного платежного баланса, резервы ЦБ растут очень медленно. В последние дни на фоне достаточно больших объемов торгов на валютной бирже доллар укрепился относительно рубля.
Все это говорит о том, что, во-первых, есть отток капитала; во-вторых, активность финансовых рынков, включая банковский рынок, упала. Это не может не сказаться не только на темпах, но и на качестве роста. В принципе темпы могут оставаться достаточно высокими, но качество его может резко упасть, если переток капитала из одних секторов в другие надолго затормозится. И это вполне реально, поскольку повысилась неопределенность относительно истинных намерений власти в экономической сфере, возросли риски. Все это является результатом тех преобразований, которые проводит правительство.

Вы говорите о том, что меняется политическая система, а как новая политическая система будет называться?

Я имею в виду политико-экономическую, а не политическую систему, т.е. те основы, к которым мы привыкли. Что получилось? Последние года полтора показали массу позитивных изменений в экономике. Хотя высокие темпы роста можно отнести за счет высоких цен на нефть, тем не менее, качество роста стало меняться. Инвестиционная активность, которая повысилась в прошлом году, в этом году также была высокой, причем это касается не только энергетического сектора. Инвестиционная активность распространилась на многие другие сектора. Это видно по тем объемам размещения долговых обязательств неэнергетических компаний, по доле кредитов, финансирования, инвестиций, которые резко возросли. Если два года назад доля заемных средств в финансировании инвестиций (от банков, от финансовых рынков, от других предприятий) составляла около 8-9%, то по первому кварталу этого года это было порядка 19-20%. Резко повысила свою активность финансовая система. Это не могло не свидетельствовать о том, что экономика подстроилась под те правила игры, которые сложились за предыдущие несколько лет, она начала функционировать и рост был довольно диверсифицированный. Понятно, что в условиях высоких цен на нефть нефтяная отрасль была важна, она тоже росла высокими темпами, но росло и все остальное за счет того, что перераспределительные механизмы заработали более активно в частной финансовой системе. Сейчас, на мой взгляд, на этом важнейшем качественном изменении поставили жирный крест.

Это состояние растерянности власти или власть знает, что делает?

У меня такое ощущение, что власть не очень знает, что она делает. Трудно говорить, что власть знает, что она делает, поскольку довольно противоречивые высказывания звучали от разных ее представителей в последние месяцы. Это свидетельствует о том, что политика стала менее осознанной.

9 августа 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=50709

Док. 320783
Перв. публик.: 15.09.04
Последн. ред.: 15.06.07
Число обращений: 261

  • Гавриленков Евгений Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``