В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прокат вышел `антисоветский` фильм Алексея Балабанова Назад
В прокат вышел `антисоветский` фильм Алексея Балабанова
Груз города Ленина

Душевнобольная любовь милиционера импотента-садиста, некрофилия и алкоголизм, замешанные на идеологии Кампанеллы, руины судеб Советской страны, сплошь состоящей и дегенератов и уродов... Лицезреть сотворенную Алексеем Балабановым картину окончания эпохи социализма под названием "Груз 200" можно на большом экране, начиная с четверга.

В 1984 году наступил конец СССР. Сей факт для ничего не знающего о трагическом финале империи Ленинска ознаменовался лишь единственным событием - прямо с дискотеки исчезла дочь секретаря райкома партии. Только это известие и способно несколько оживить полуразложившийся труп уездного городка N, потому что все основные события совершенно никак никого не напрягают. Здесь лишь начало эпохи насилия, возведенной в ранг добродетели под маркой "лучшее балабановское кино".

Еще бы, ведь по меркам данного сценария, капитану милиции (Алексей Полуян) убить ни в чем не повинного вьетнамца, занимающегося изготовлением самогона, потом свалить вину на спивающегося друга Алексея (Алексей Серебряков) - продавца все того же самогона, а чуть позже застрелить товарища, якобы при попытке к бегству, ничего не стоит. И вовсе не проблема для сценариста (Алексей Балабанов) предположить, что подружились будущий милиционер и алкоголик не где нибудь, а отбывая срок на зоне, - знамо дело, в СССР всегда уголовников после отсидки сразу на службу в органы правопорядка приглашали.

А тем временем по трассе мечутся две машины - больше в 1984 году просто не было. В одной сидит профессор научного атеизма, в другой - знатный местный шулер и фарцовщик. Периодически оба заезжают заправиться самогоном, поговорить "за жизнь". Ведь не успевший доучиться в школе Алексей на самом деле гениальный самоучка, мечтающий заработать на устройстве в родном поселке утопического "Города Солнца" по проекту Томазо Кампанеллы. Истово верующий, он просто обязан доказать атеисту, его полную несостоятельность. А фарцовщик не менее обязан доставить на тот хутор дочь партийного босса, после чего напиться и отключиться, чтобы, наконец сбылась мечта о великой любви тихого неприметного милиционера.

Так потихоньку реализуется мечта режиссера (тот же Алексей Балабанов): показать на что способно больное сознание мента-импотента, олицетворяющего, судя по всему, эпоху. Оставшиеся полфильма радуешься тому, что не только американским мастерам средней руки ужастиков про убийц и маньяков удаются сцены насилия (бутылкой или Александром Башировым). Мы можем так же и даже больше.

Например, подложить под сценический примитивизм морально-нравственную подоплеку о разлагающейся эпохе, и, вместе с ней, с подоплекой, разложившийся труп героя Афганской войны, обязанный пару-тройку дней (или недель) лежать на одной кровати с его насилуемой невестой. А в финале, чтобы смердящая гора мертвяков обзавелась новым навозом, тут же оставить подыхать и капитана милиции. Словом, кругом символизм.

Правда, это еще не титры. Чего уж там, делать большое кино надо с размахом. Раз берем на роль главного алкоголика-придурка "Ассы" и "Иглы" Александра Баширова, так и заканчивать надо воссозданным Виктором Цоем и его песней. Только любуясь компьютеным Цоем понимаешь, что не труп с невестой - апофеоз цинизма, но именно воскрешенный на этой помойке балабановской жизни "последний герой "Кино".

А ведь насколько свежей и оригинальней выглядел бы на финальных кадрах лидер группы "Ноль" дядя Федор Чистяков, исполняющий, например, куплет из песни про улицу Ленина: "Что же ты хочешь от больного сознания? В детстве в голову вбили гвоздей люди добрые, в школе мне в уши и в нос клизму поставили - так получил я хорошие, нужные знания".

Вот тогда и были бы расставлены все точки над "i", потому что на самом деле Алексей Балабанов никогда никуда не уезжал с улицы под этим знаковым именем, просто расширился горизонт, и, вместо "города Солнце" режиссер вместе со своими любимыми героями переехал в город Ленинск.

Словом, если ты - глубокий и беспросветный сирота, и никто никогда не рассказывал тебе о жизни в "далеких" 80-х. Если жизнь грубо и жестоко покалечила твою психику, сделав душевным импотентом, и некому было вовремя оказать необходимую помощь, тогда с сегодняшнего дня ты можешь найти подтверждение всем своим самым лелеемым кошмарам в кино.

Тем более, что Алексею Балабанову удалось добиться просто невиданного эффекта от своего последнего проекта, которым он вправе гордиться: он не просто сумел создать монстра из эпохи, хорошо известной по крайней мере половине населения России. Режиссер продемонстрировал все уродство "настоящего", "талантливого" кинематографа - "Груз 200" способен навсегда отбить охоту ходить в кино. Если только не "заесть" его срочным просмотром "Фантастической четверки 2: Вторжение Серебряного Серфера". Тем паче, что выходят оба фильма в один день.

14.06.07.
Глеб Борисов
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.

Док. 320618
Опублик.: 15.06.07
Число обращений: 313

  • Балабанов Алексей Октябринович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``