В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление министра транспорта вызвало сильное раздражение премьер-министра Назад
Выступление министра транспорта вызвало сильное раздражение премьер-министра

Выступление министра транспорта вызвало сильное раздражение премьер-министра"Пендель" от Фрадкова

Заседание правительства, посвященное дорожному строительству и транспорту, началось весьма необычно. "Дорожная тема в последнее время не обделена вниманием и ресурсы выделяются немалые", - открыл мероприятие Михаил Фрадков и дал слово Игорю Левитину. Однако на выступление министра транспорта премьер отреагировал бурно. "Этот набор слов - "дороги", "транспорт", "развитие" - начинает нервировать. это все бу-бу-бу, - раздраженно прокомментировал доклад Фрадков и добавил. - Мы не только ускорим, мы и пенделя дадим, чтобы вы ускорились".

Бу-бу-бу

Собственно, сам доклад министра транспорта, вызвавший раздражение главы правительства, был вполне оптимистичен. Он обещал если не революцию, то хотя бы прорыв в российском дорожном хозяйстве. Так, сообщил Игорь Левитин, в текущем году его ведомство планирует ввести в эксплуатацию 482 километра автомобильных дорог, против 395,4 в прошлом году. При этом в 2006 году объем капитального ремонта федеральных дорог увеличился в 2,3 раза, по сравнению с уровнем 2005-го. Для кардинального же решения проблемы объемы финансирования дорожного хозяйства необходимо увеличить до 2,5-2,7 и даже 4 процентов от ВВП. Тогда как в 2006 году этот показатель составил всего один процент. Впрочем, по мнению экспертов, за счет одного только кардинального увеличения финансовых вливаний концептуальную для российского государства дорожную проблему не разрешить.

Порядка 81 % федеральных дорог в России не соответствует уровню нагрузок от используемых при международных перевозках современных транспортных средств. И лишь 37 процентов федеральных дорог и 24 процента территориальных отвечают установленным нормативным требованиям. И также явно недостаточен сегодняшний уровень прироста автодорог. "К 2010 году плотность дорог на 1000 жителей практически останется на уровне 2006 года. В то же время уровень автомобилизации страны вырастет в полтора раза", - подчеркнул Игорь Левитин.

Тем не менее, в своих последних выступлениях глава минтранса особо выделял тезис о том, что сегодня дорожная отрасль в России перешла от периода выживания к периоду развития. Эту тенденцию сформулировал в послании Федеральному собранию РФ 26 апреля текущего года президент страны Владимир Путин. Отметив необходимость развития транспортной инфраструктуры, как одной из приоритетных государственных задач, он сделал основной упор именно на развитии, а не модернизации транспортной системы.

Смена ориентиров аукнулась и изменением названий программных документов. По словам Игоря Левитина, с учетом сформулированных главой государства приоритетов, сейчас разрабатывается Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы" на 2010-2015 годы. В действующую же ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы) уже внесены коррективы, подразумевающие досрочное ее осуществление - к 2009 году. Причем в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги" также предусмотрено выделить дополнительные средства: в 2008 году порядка 211,4 миллиарда (при ранее запланированных 144 миллиардах) и в 2009-м - 222,6 миллиарда рублей (при плановых 156,9 миллиардах). Соответственно, предполагается увеличить и расходы на капвложения: до 144,7 миллиардов рублей в 2008 году (при плановых 92,7 миллиардов) и в 2009-м - до 136 миллиардов рублей (при плановых - 100,8 миллиардов). Всего же на 2007-2009 годы дополнительно выделено 100 миллиардов рублей из федерального бюджета, в том числе в 2007-м - 30 миллиардов.

Для снижения нагрузки на бюджет предложено, в том числе активизировать осуществление проектов создания платных дорог с применением механизма государственно-частного партнерства. В этой связи уже определены пять инвестиционных проектов с общим объемом финансирования из средств Инвестиционного фонда РФ в размере 78,2 миллиарда рублей. В их числе: строительство автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр" и Орловского тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге, сооружение нового выхода на МКАД с федеральной трассы "Беларусь" Москва-Минск, строительство скоростной автодороги Москва-Санкт-Петербург на участке 15-58 километров, создание автодорожной инфраструктуры при комплексном развитии Нижнего Приангарья.

Однако все это показалось недостаточным премьер-министру. И если Игорь Левитин так и не ускорит работу своего ведомства, его ждет "пендель" от самого Михаила Фрадкова.

Денег недостаточно всегда

Способны ли запланированные меры, в том числе по кардинальному увеличению финансирования, помочь избавлению от традиционной нашей дорожной беды? На этот вопрос Страны. Ru зампредседателя комитета Совета Федерации РФ по бюджету Вячеслав Новиков ответил утвердительно. Впрочем, заметил он, "в нашем государстве объемы финансирования, предназначенного для решения какой-то конкретной проблемы, никогда не бывают достаточными". И к тому же, "все делается очень медленно": всерьез дорожной проблемой можно было заняться еще в 2003 году, предусмотрев и адекватные финансовые вливания, а у нас этим озаботились только сейчас.

Депутат Госдумы РФ, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, напротив, заявил Стране.Ru, что при нынешней управленческой политике ждать бума, вместо "бу-бу-бума". не стоит. По его мнению, для того, чтобы заявленный дорожный прорыв стал реальностью, нужно выполнить три первоочередных условия. Во-первых, необходимо пресечь чрезвычайно активную в данной сфере коррупцию, вследствие которой порядка половины выделяемых средств попросту разворовывается. Во-вторых, следует воссоздать, на основе новых критериев, дорожные фонды, расформированные несколько лет назад. С тем, чтобы в них аккумулировались миллионные отчисления автомобилистов, которые затем направлялись бы на модернизацию и развитие дорожного хозяйства. Ну, и в третьих, успешное продвижение в данной сфере неосуществимо без развития реального федерализма в стране, подразумевающего, в частности, обеспечение региональных и местных властей практической возможностью содержать в порядке и наращивать свое дорожное хозяйство.

Этот тезис развил в комментарии для Страны. Ru и президент Союза транспортников России Виталий Ефимов. Приветствовав намерение властей всерьез заняться федеральными трассами, он напомнил, что общая их протяженность равняется примерно 47 тысячам километров. В то время как региональные автодороги, составляющие вкупе с федеральными, единую транспортную систему страны, "тянут" на 550 тысяч километров. И при этом на их содержание в 2006 году было выделено вдвое меньше средств, чем, например, в 2000 году. Совершенно очевидно, что, укрепляя самостоятельность региональных властей в деле управления дорожным хозяйством, необходимо предусмотреть и соответствующие целевые источники финансирования. Это особенно важно в ситуации, когда большинство российских регионов являются дотационными.

Но пока, вопреки реляциям о наметившемся финансовом прорыве, средств на региональные дороги направляется даже меньше, чем в вышеупомянутом 2000 году. Тогда, при дефицитном, между прочим, бюджете на дорожное хозяйство выделялось порядка 300 миллиардов рублей, а сейчас - 150 миллиардов. "В 2000-м вводилось до 7,5 тысяч километров дорог, а сейчас мы едва дотягиваем до трех. И тогда ремонтировалось порядка 40 тысяч дорог - при сегодняшних 15 тысячах. Хотя при нынешнем профицитном бюджете, очевидно, следовало бы вкладывать гораздо более значимые суммы (прирост которых к тому же поспособствовал бы уменьшению инфляции) именно в дорожную сферу, служащую основой развития экономической и общественной системы страны, - заключил г-н Ефимов.

Концептуальная проблема

Все три эксперта единодушно признали дорожную проблему концептуальной для российского государства. Впрочем, вспоминая известное изречение, Виктор Похмелкин заметил, что явно проигрывая в количестве и качестве дорог развитым странам, Россия отнюдь не лидирует по количеству дураков. "У нас просто меньшая степень защищенности от них", - добавил собеседник Страны.Ru.

А президент Союза транспортников и вовсе призвал перестать муссировать заезженное за два столетия высказывание классика. По его словам, времена давно изменились, и следует, наконец, осознать, что дорогами необходимо заняться всерьез, "а в России то революции, то войны, то перестройки с контреволюциями".

Из вышесказанного, похоже, вырисовывается новая, отвечающая современным реалиям, формула. В соответствии с нею, главная проблема нынешней России заключается вовсе не в переизбытке штук дураков на один километр качественной отечественной дороги, поскольку, по общему подспудному суждению, первых у нас даже меньше, чем в иных преуспевших странах. Более значимым представляется показатель числа революционных и прочих глобальных потрясений, приходящихся на все тот же один отечественный дорожный километр. В свою очередь, в том числе по причине недостаточного и слабого инфраструктурного дорожного "каркаса", огромные пространства нашей страны оказываются более подверженными риску тектонических сдвигов. А потому, налаживание эффективного будничного управления дорожным хозяйством становится одной из стратегических задач, призванных поспособствовать, в том числе предотвращению новых революционных взрывов. Такая вот неожиданная здесь вырисовывается диалектика.

А дураки пусть отдыхают!

14.06.07.
Наталья Приходко
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.

Док. 320615
Опублик.: 15.06.07
Число обращений: 793

  • Похмелкин Виктор Валерьевич
  • Фрадков Михаил Ефимович
  • Левитин Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``