В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Фурсенко: Россия экспортирует образование в СНГ Назад
Андрей Фурсенко: Россия экспортирует образование в СНГ
В области образования, как и во многих других сферах, одним из приоритетов России всегда было сотрудничество со странами СНГ. Рынок образовательных услуг на территории экс-республик СССР для России - один из самых доступных. Если в дальнем зарубежье российские вузы пока не ждут, то экспортировать образование в государства Содружества сейчас и реально, и перспективно.

По словам заместителя руководителя Федерального агентства по образованию Александра Казенова, начиная с 1992 года, Россия стала участницей 14 многосторонних межгосударственных соглашений и программ сотрудничества, заключенных в рамках СНГ почти по всем аспектам образования. Это и образование взрослых, и обмен информацией в образовательной сфере, и подготовка специалистов в области радиационной безопасности, и порядок создания и работы филиалов вузов, и координация лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, а также взаимное признание документов об образовании.

В январе 2003 года Министерство образования и науки утвердило порядок приема в российские государственные вузы, согласно которому они должны исходить из принципа социальной поддержки граждан бывшего СССР, испытывающих трудности с получением образования, отмечает Александр Казенов. Правительство предписало федеральным вузам принимать на обучение граждан стран-участниц СНГ и соотечественников на тех же условиях, что и россиян.

В 2004 году в вузах России по представленным квотам стипендий и международным договорам обучалось около 60 тысяч граждан из 14 стран Содружества и Балтии. Из них 24 тысячи - за счет средств федерального бюджета. Количество государственных стипендий для приема в рамках квот каждый год увеличивается. Документы по результатам отбора на местах, в том числе квотам общественных организаций (на основе рекомендаций, поступающих в российские загранучреждения в СНГ и Балтии), рассматривает специальная комиссия.

Совместные российско-национальные университеты позволяют получить образование по стандартам, приближенным к российским. Обычно учебный процесс в таких университетах базируется на образовательных стандартах обоих государств-учредителей. Совместные университеты открыты благодаря межправительственным соглашениям в Киргизии (Российско-Киргизский университет), в Таджикистане (Российско-Таджикский университет), в Армении (Российско-Армянский университет). Общее число студентов этих университетов - свыше 7 тысяч человек.

Создание филиалов российских вузов на территориях стран Содружества - дело непростое: национальные законодательства тут расходятся. И, тем не менее, преграды преодолимы.

В сентябре 2001 года было подписано Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках СНГ. К Соглашению присоединились Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия и Таджикистан. Министерство образования подготовило документы на открытие двух российских вузов в Киргизии, трех филиалов в Армении, десяти филиалов в Казахстане. Всего, по информации российских посольств, в странах СНГ и Балтии зарегистрировано 78 структурных подразделений российских вузов.

Технологии дистанционного образования развивают на территории бывшего СССР Московский университет экономики, статистики и информации, Современный гуманитарный университет (СГУ) и Славянский университет. Как считают эксперты, численность студентов в той или иной стране СНГ зависит от близости ее политического курса к России. Так, СГУ не собрал студентов в Грузии, Туркмении, мало популярен на Украине. В Белоруссии же, Казахстане и Армении дистанционное образование на русском языке пользуется популярностью. Стоимость обучения везде разная. Интерес к дистанционному образованию в России недавно проявила и Латвия.

По статистике Министерства образования и науки, профессию инженера студенты из-за рубежа предпочитают получать в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, других городов Европейской части России. Профессии врача они осваивают прежде всего в Европейской части страны. Гуманитарные специальности изучают в основном в региональных вузах, а профессии менеджера, экономиста - наоборот, приобретаются в столичных вузах. В соответствии с Концепцией формирования единого образовательного пространства СНГ было решено, что по подготовке кадров в области фундаментальных естественных наук базовым вузом становится МГУ имени Ломоносова, социально-экономическое и гуманитарное направление "курирует" Санкт-Петербургский госуниверситет. По языкам и культуре стран-участниц Содружества "ответственным" назначен Московский государственный лингвистический университет.

В лучший вуз страны - МГУ им. Ломоносова - граждане стран СНГ и других государств на территории бывшего СССР имеют право поступать по общему конкурсу. Все абитуриенты, успешно сдавшие вступительные экзамены и прошедшие по конкурсу, зачисляются в Московский университет на равных с россиянами. Разумеется, жители государств Содружества могут быть приняты в МГУ на тех же условиях, что и иностранные граждане, - то есть на платной - контрактной - основе. Аналогичные схемы практикуют другие вузы.

Как не раз подчеркивал ректор МГУ Виктор Садовничий, при реформе и, в частности, переходе на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура), важно не потерять те ценные традиции фундаментального российского образования, которые многие годы поддерживали его на высочайшем уровне.

В то же время образование необходимо приспособить к жизненной практике. Как отмечает министр образования и науки Андрей Фурсенко, "самое главное - система должна стать открытой по отношения к внешним требованиям: отвечать на запросы экономики, бизнеса, гражданского общества". Сегодня, по словам министра, образовательная система "живет во многом сама по себе - сама себе ставит задачи и сама их решает". Известно, что вузы выпускают молодых специалистов зачастую без учета потребностей рынка труда. "Мы говорим о переходе на модель бакалавр - магистр, о модульном обучении, вневузовском профессиональном образовании, новых стандартах образования, но не навязываем при этом жестких схем, - говорит Андрей Фурсенко. - Система должна стать более гибкой". Это позволит российской образовательной системе теснее интегрироваться в мировое образовательное пространство, а отчасти - перейти на западные стандарты обучения.

В 2004-2005 годах действовала федеральная целевая "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств". Ее целями стали поддержка получения российского образования и изучения русского языка гражданами стран Содружества и подготовка педагогов образовательных учреждений с обучением на русском языке. Фактически же сверхзадача программы - восстановить позиции России как ключевого образовательного центра Содружества и создать на территории бывшего СССР единое образовательное пространство.

Общий объем финансирования Программы за прошлый и этот год превысил 250 млн "бюджетных" рублей. Итоги реализации Программы были подведены 4 октября на круглом столе в Комитете Государственной Думы по образованию и науке. Главная ставка в Программе делалась на разработку и внедрение курсов дистанционного обучения, организацию образовательного теле- и радиовещания на русском языке и продвижение российских образовательных программ в Интернете. На деле это означает расширение образовательных услуг для жителей Содружества и развитие экспорта российского образования.

Как отметило руководство Комитета Госдумы по образованию, в Интернете размещены 100 уроков по русскому языку, истории России, биологии, экологии, изобразительному искусству для изучающих русский язык самостоятельно. Создан Интернет-портал по русскому языку с учетом аудитории стран-участниц СНГ. В 2004 году в общеобразовательные учреждения с русским языком обучения четырех стран Содружества поставлены 500 комплектов учебной литературы и мультимедийных изданий. За 2005 год запланировано обеспечение справочной, учебно-методической и художественной литературой и мультимедийными учебниками на русском языке еще 400 библиотек общеобразовательных учреждений и российско-национальных (славянских) университетов уже в 9 странах СНГ. По итогам года 400 школ в 9 бывших республиках СССР будут оснащены компьютерным оборудованием.

С этого года в программе появился новый компонент - спутниковый образовательный телеканал. Этот проект подразумевает установку спутниковых антенн для приема российского спутникового образовательного телеканала "Школьник ТВ", вещающего на Содружество, более чем в 250 школах 9 стран СНГ. Транслируются специальные программы для поступающих в российские вузы и изучающих русский язык.

Как подчеркивает парламентский Комитет по образованию и науке, обеспечена деятельность головного центра дистанционного обучения в России и 4-х странах-участницах СНГ на базе славянских университетов. Дистанционно проводится повышение квалификации педагогов школ и вузов с русским языком обучения. Педагоги на Интернет-форумах обмениваются опытом, рекомендуют друг другу учебные курсы и пособия. "Неофициальный", дискуссионный Интернет в этом вопросе нельзя недооценивать, резюмируют эксперты.

Комментируя перспективы на 2006 год, образовательный Комитет Госдумы в рамках федеральной целевой программы "Русский язык" до 2010 года выделяет специальный раздел "Обеспечение эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в государствах-участниках СНГ". За 5 лет на это будет выделено свыше 400 млн рублей. Продолжится развитие спутникового образовательного телеканала для поддержки изучения русского языка и получения российского образования жителями стран СНГ.

Пройдут викторины, конкурсы и радиопрограммы по русскому языку в эфире радиовещания стран Содружества, будет поддержана деятельность центров дистанционного обучения на русском языке на базе вузов СНГ. Запланировано немало обучающих и научных семинаров и конференций по проблемам русского языка и его преподавания в СНГ, фестивали, олимпиады, праздники, образовательные и книжные выставки.

Ежегодно проходит несколько крупных образовательных "слетов", научных конференций, а также олимпиад для школьников. Их победители, старшеклассники стран Содружества, получают стипендии и по направлению Министерства образования и науки зачисляются в вузы на полный курс обучения по специальности "Русский язык и литература". Среди абсолютных победителей Международных олимпиад учащихся школ с русским языком обучения государств-участников СНГ и Балтии (их проводят в Москве Минобразования, Государственный институт русского языка имени Пушкина при содействии Совета по русскому языку при Правительстве РФ и МИДа) - ребята из Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Молдавии, Украины. Обычно специалисты Института русского языка имени Пушкина также проводят семинары для руководителей делегаций - преподавателей русского языка в бывших республиках СССР, оказывают им методическую помощь.

С 30-ю странами, в том числе Эстонией, Латвией и Белоруссией, идут молодежные обмены. "Это языковое, досуговое и дружеское общение, обмен специалистами", - поясняет замначальника управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию Ирина Рыжухина.

Обозреватель РИА Новости Ольга Соболевская.

10.11.2005

Док. 320532
Перв. публик.: 10.11.05
Последн. ред.: 07.12.09
Число обращений: 411

  • Фурсенко Андрей Александрович
  • Казенов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``