В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Статья Президента РБ М.Г.Рахимова, опубликованная 19 августа в газетах `Республика Башкортостан`, `Башкортостан`, `Кызыл тан` . Назад
Статья Президента РБ М.Г.Рахимова, опубликованная 19 августа в газетах `Республика Башкортостан`, `Башкортостан`, `Кызыл тан` .
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОРЫВ В ОБРАЗОВАНИИ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

21.08.2006





11 августа в Иглинском и Нуримановском районах состоялось ежегодное республиканское совещание по образованию. Каждая такая представительная встреча, стала доброй традицией современного Башкортостана, проходит с большим подъемом. Здесь мы ведём речь о самом дорогом для нас, о детях - будущем страны, их обучении и воспитании. Обсуждаем готовность к очередному учебному году, определяем ключевые задачи на перспективу, даем очередной старт августовским педсоветам в городах и районах.

Нынешний форум стал важной вехой в развитии системы образования Башкортостана. Он вышел за рамки республиканского. В нем принимали участие первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев, министр образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А.В. Коновалов. Такое представительство высоких гостей - красноречивое свидетельство особого отношения руководства страны к республике, как опорному региону с огромным потенциалом социально-экономического развития.

Августовский педсовет 2006 года отличает и то, что он проходит в условиях активной подготовки к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства, которое по Указу Президента страны В.В. Путина будет отмечаться на общефедеральном уровне.

Это знаменательное событие имеет высокий политический, духовный и нравственный смысл. Оно должно быть пронизано идеями федерализма, эффективной национальной политики, дружбы и братства народов Башкортостана и России. И роль учительства здесь весьма велика.

Сегодня можно говорить о завершении очередного этапа модернизации отечественной образовательной системы. Налицо ряд несомненных позитивных результатов. Прежде всего, сохранены ее единство, основные достоинства. Созданы новые типы учреждений. Ликвидирована задолженность по заработной плате, идёт процесс её поэтапного повышения. Усиливаются меры по подъему престижа профессии педагога.

В управление образовательными учреждениями, определение их стратегии всё более активно вовлекаются общественность, гражданские институты, бизнес. Впервые образование в стране становится подлинным приоритетом государственной политики, важнейшим направлением инвестиций в человека.

Всё это означает, что кризисные явления успешно преодолеваются. Теперь - время для постановки более сложных, перспективных задач.

На повестке дня - формирование модели опережающего, инновационного развития отечественного образования. Президент страны В.В. Путин рассматривает его как основу укрепления конкурентоспособности России. Образование стало предметом обсуждения и на встрече "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. По её итогам Президент отметил, что сегодня особое значение приобретает триада: образование - наука - инновации.

Для выполнения такой роли система образования должна в полной мере отвечать вызовам времени. Современной школе нужно смотреть в завтра, бережно сохраняя при этом лучшие традиции. Предстоит продуманно использовать конкурентные преимущества отечественного образования, ресурсы экономического роста. Наша республика имеет для этого все необходимые условия. И уже активно включилась в этот процесс.

Башкортостан - один из наиболее успешно развивающихся, опорных регионов страны. Он стабильно входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по объему промышленного производства и в первую пятерку - по объему валовой продукции сельского хозяйства. Республика на шестом месте по объему жилищного строительства, а по вводу жилья на душу населения - на одном из первых мест в стране. Мы - одни из ведущих и по качеству жизни и благополучию населения.

Восьмой год в республике идёт устойчивый рост экономики. И это позволяет эффективно решать многие социальные вопросы.

Хорошие показатели достигнуты в прошлом году. Валовой региональный продукт увеличился на 7%, промышленное производство - на 4,7%. Устойчиво работал агропромышленный комплекс. Введено более 1,6 млн. кв.м. жилья. Это самый высокий результат, достигнутый за последние 10 лет. Возросло благосостояние людей. Реальные денежные доходы увеличились на 14,7%, а заработная плата - на 10,2%.

Позитивная динамика сохранена и в текущем году. За первые семь месяцев индекс промышленного производства составил 104,3%, построено 8 607 квартир общей площадью 724 тыс. кв. метров. Это на 9,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сегодня Башкортостан является лидером по малоэтажному строительству в стране, чему во многом способствует республиканская ипотечная программа. Почти две трети введённого в Башкортостане жилья приходится на индивидуальных застройщиков. Это, несомненно, отражает возросшие возможности людей. Реально располагаемые денежные доходы населения только за январь-июнь по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли на 20,3%, а реальная заработная плата - на 12,1%.

Успешное экономическое и социальное развитие - прочная база для последовательной, целенаправленной поддержки системы образования.

Если во многих регионах еще только начинают поворачиваться лицом к проблемам образования, то у нас эта сфера всегда была в центре внимания руководства республики. Это наша принципиальная позиция, и мы будем её придерживаться и в дальнейшем. Даже в самые трудные годы образование было приоритетом социальной политики. Капитальные вложения в школу - инвестиции в будущее. Так, только за последние 5 лет в систему образования направлено более 53 млрд. 200 млн. рублей, что позволило почти в 2,6 раза увеличить бюджет отрасли и в 3 раза - фонд оплаты труда. Растёт и объем самого финансирования. За прошлый год он составил 16 млрд. 231 млн. рублей.

Ежегодно строятся новые и реконструируются действующие образовательные учреждения. За последние пять лет введено 130 школ на 21 800 мест, 21 детский сад на 800 мест. В прошлом году были сданы в эксплуатацию 44 объекта почти на 5 тысяч мест. Это больше, чем введено в Татарстане, Марий Эл, Ульяновской области и некоторых других регионах, вместе взятых. В целом, по объемам строительства в образовании мы - абсолютные лидеры в Приволжском округе и занимаем третье место в стране!

В нынешнем году запланирован ввод ещё свыше сорока таких объектов более чем на 8 тысяч мест. В их числе - 29 новых школ.

Ускоренными темпами ведется строительство школ на селе. По республиканской программе развития сельских школ до 2011 года будут построены 95 таких школ на 7387 мест. И это далеко не случайно. Ведь именно школа - основа всей жизни деревни, настоящий очаг культуры, объединяющий вокруг себя и взрослое население и детей. Сегодня сельская школа концентрирует всю социальную и культурную жизнь - образование, спортивный и культурный досуг. Именно поэтому на селе стало практикой строительство под одной крышей социально-культурных комплексов, включающих не только школы и детские сады, но и объекты культуры, спорта и здравоохранения.

Получил широкое признание и сложившийся у нас программно-целевой подход к управлению отраслью. Целевые программы направлены на оптимальное использование в сфере образования финансовых и материальных ресурсов. В последние годы их действовало 13 и 9 из них уже успешно завершены. В числе реализуемых - программы дальнейшей компьютеризации, обеспечения пожарной безопасности, развития сельской школы.

Особое место занимает Президентская программа "Дети Республики Башкортостан". Успешное её выполнение позволило существенно укрепить учебно-материальную базу инновационных школ, обеспечить широкое участие и многочисленные победы школьников республики в самых престижных всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах. Принимаются значительные меры по социальной поддержке детей-инвалидов, организации летнего оздоровительного отдыха.

Теперь Правительству республики следует ускорить принятие ряда новых программ, в том числе по укреплению и модернизации материально-технической, учебно-производственной базы начального профессионального образования, поддержке педагогических кадров, дополнительного образования детей, подростков и молодёжи.

У нас создаются все необходимые условия для того, чтобы педагоги могли работать в полную силу, творчески, с максимальной отдачей. Увлечённый, опытный, высокопрофессиональный учитель и сегодня остаётся главной фигурой школы. В инновационном развитии системы образования учитель должен быть активным участником реализации идей национального проекта. Для этого нужно всячески поощрять коллективное творчество инициативных педагогов. В свое время у нас действовали их профессиональные сообщества, движение "Эврика", "Красивая школа". Именно тогда родилось множество замечательных программ, которые дают неплохие результаты и сегодня. Нужно аккумулировать лучший опыт, организовать сотрудничество учителей по разработке и апробации перспективных проектов.

В конечном счете, только содержание и качество учебно-воспитательного процесса дают должные результаты. Они в республике в целом весомые. Не случайно, сложившийся у нас программно-целевой подход к управлению отраслью получил широкое признание. По рейтингу "региональная образовательная политика" Башкортостан занимает первое место в стране, а по качеству образования мы находимся на пятом месте.

Уже обозначились первые итоги реализации национального проекта. Как отметил Д.А.Медведев на республиканском совещании по образованию, в Башкортостане уделяется повышенное внимание всем четырем приоритетным национальным проектам.

Производятся выплаты всем педагогическим работникам за классное руководство. Подписан Указ о таких выплатах и в тех учреждениях, которые ранее не были включены в проект. Республика приняла подобное решение одной из первых в стране. При этом сохранены и региональные надбавки учителям.

Большая работа проведена по определению лучших школ. Победителями признаны 109 наших общеобразовательных учреждений, из них половина - сельских. Теперь нужно обеспечить рациональное, эффективное, целевое использование выделенных средств. В рамках проекта планируется также предоставить доступ к электронным образовательным ресурсам всем школам, пока не имеющим выхода в Интернет.

Будет оказана президентская поддержка учителям в виде грантов в размере 100 тысяч рублей. Учёные, педагоги, представители профсоюзных, ветеранских и других общественных организаций выбрали 363 самых достойных. В дальнейшем этот опыт экспертизы и оценки учительского труда следует взять на вооружение всем действующим аттестационным комиссиям.

Возрастающее внимание уделяется талантливой молодёжи. Гранты в размере 30 тысяч рублей получат учащиеся и студенты - победители и призеры республиканских и межрегиональных олимпиад и конкурсов. А победителям и призерам аналогичных международных и всероссийских мероприятий будут присуждены премии в размере 60 тысяч рублей.

На условиях софинансирования с республикой для наших школ будут закуплены 489 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования, а для сельских - и 171 автобус.

Хочу отметить, что по обеспечению сельских школ автобусами мы - на шаг впереди всей страны. В Башкортостане реализуется уже вторая республиканская целевая программа "Школьный автобус". По первой приобретено 178 единиц школьного транспорта, по новой - предусматривается закупить еще 39 автобусов. Кроме того, за последние годы около 400 автобусов приобретены за счет средств муниципальных бюджетов.

В целом в текущем году по приоритетному национальному проекту "Образование" из федерального бюджета республика получит 685 млн. рублей.

Для педагогов-новаторов, лучших образовательных учреждений, одаренной молодежи дополнительно планируется уже с 2007 года учредить и республиканскую систему грантов. Это будет ещё один стимул для инновационного прорыва в данной сфере. Назрела необходимость и в учреждении звания "Народный учитель Башкортостана".

Однако вся наша огромная содержательная работа в образовании не сводится только к реализации национального проекта. Предстоят и другие, не менее значимые мероприятия.

Для дальнейшего совершенствования общего образования сегодня остро стоит вопрос доступности дошкольного образования. Из-за нехватки и перегруженности детских садов их посещают пока чуть больше половины всех детей-дошкольников. Отсюда - и трудности в начале обучения.

Все дети должны иметь одинаковые стартовые возможности при поступлении в школу. В районах и городах необходимо активнее открывать для них новые детсады и группы кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях. Соответствующее развитие должна получить вся предшкольная подготовка детей, особенно из многодетных малообеспеченных семей. В связи с этим депутатам Госсобрания нужно ускорить внесение соответствующих изменений в действующее законодательство.

Ссылаясь на рыночные отношения, нельзя ломать прекрасные традиции общеобразовательной школы. Во все времена, при любых обстоятельствах, ее задача - дать базовую подготовку, то есть основные, самые нужные знания, умения и навыки. Одновременно следует усиливать внимание к профильному образованию.

Школа должна быть уверена, что её выпускник сможет получить профессиональное образование, работать в любой отрасли экономики, создать хорошую семью, воспитать детей. И всё это существенно повышает требования к личности и профессионализму учителя, качеству его педагогического образования и квалификации.

Большинство наших учителей умеет работать за компьютером, пользоваться Интернетом. Теперь главное - в полной мере освоить современные образовательные технологии, в первую очередь, информационные. Интернет-образование, интерактивное обучение, электронные учебники должны стать реалиями каждой школы, усилить методический арсенал каждого учителя!

И чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего дня, педагогу недостаточно традиционного, раз в пять лет, повышения квалификации. Он нуждается в постоянной профессиональной научно-методической поддержке. Однако Башкирскому институту развития образования пока так и не удалось организовать систему дистанционного повышения квалификации и методического обеспечения учителей. Нет ощутимых результатов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности по инновационным разработкам. Созданные Центры информатизации образования, выявления и развития одаренных детей не в полной мере справляются с возложенными на них задачами. Не налажен и мониторинг качества образования.

До сих пор, по сути, нет единой республиканской образовательно-информационной сети. Недостаточно эффективно действует портал Министерства образования. Поэтому Башкирскому госпедуниверситету в кратчайшие сроки следует запустить систему дистанционной научно-методической поддержки учителей. Каждый учитель должен иметь доступ к необходимой профессиональной информации!

Мы вправе ожидать от сферы образования республики новой стратегии, прорывного инновационного развития, укрепления конкурентоспособности и должной кадровой отдачи.

Нужна комплексная модернизация экономических основ отрасли. Первоочередными ее задачами на ближайший период становятся передовые управленческие технологии и финансовые механизмы. К сожалению, внедрение нормативно-подушевого финансирования и отраслевой системы оплаты труда затянулось. Крайне важно, чтобы при разработке документов по этим вопросам были учтены специфика регионов и сельских школ. При этом нельзя под общую гребёнку подводить все школы, особенно малокомплектные. Подход должен быть жизненный, в интересах детей и учительства.

Другая ключевая проблема - профессиональное образование. Оно должно выйти на новые рубежи. Наша высшая школа для этого располагает всем необходимым. Между тем, на первом этапе конкурса инновационных вузов среди победителей нет ни одного из республики!

Нужно смелее представлять свои проекты, объединять усилия с академическими и отраслевыми институтами, промышленными, аграрными, банковскими и другими бизнес-структурами. Совет ректоров вузов должен найти для этого конструктивные решения. На втором этапе российского конкурса надо участвовать более результативно.

С инновационными задачами напрямую связан такой серьезный вопрос, как состояние и воспроизводство научного потенциала республики. За последние годы он значительно укрепился. Но хотя общая численность вузовских преподавателей за последние 10 лет выросла более чем в 1,5 раза, во многих учебных заведениях по ряду специальностей не хватает квалифицированных кадров. В результате расширяется практика совместительства. Всё больше преподавателей работают одновременно в трех-четырех местах, нередко в ущерб качеству обучения. Идёт и старение научно-педагогических кадров. Каждый пятый из них - в предпенсионном и пенсионном возрасте.

Вместе с тем, вне академической и вузовской системы растёт количество весьма сомнительных кандидатских и докторских диссертаций, отнюдь не укрепляющих научный потенциал республики. Чтобы не допускать подобные явления, свое веское слово здесь должно сказать наше научное сообщество.

В этой связи крайне необходима целая система мер по поддержке настоящих ученых, в первую очередь - талантливой молодежи. Здесь требуется комплексный подход - обеспечение и достойной зарплатой, и жильем - через ипотеку или по служебной линии, и современным оборудованием, наконец, возможностями для научных командировок.

Очень важно оказывать молодым помощь в создании творческих мастерских, выявлять и распространять их творческие достижения. Следует более решительно содействовать доступу одаренных к программам обучения и переподготовки, организовывать международные обмены. Надо поощрять и тех, кто оказывает поддержку талантливой молодежи.

Некоторые шаги в этом плане у нас уже сделаны. С 1995 года ежегодно вручаются 335 стипендий Президента Республики Башкортостан талантливым студентам вузов и ссузов, аспирантам и докторантам. Учреждены стипендии имени Ахмет-Заки Валиди, Мифтахетдина Акмуллы, Мустая Карима. Собственные стипендии выплачивают ещё и некоторые вузы и районы.

С 2002 года за особые заслуги в науке молодые ученые награждаются государственными республиканскими молодежными премиями в области науки и техники. В этом году их размер увеличен с 30 до 50 тысяч рублей. Нужно и впредь последовательно работать в этом направлении! В самое ближайшее время следует учредить республиканскую систему грантов для молодых ученых.

По-прежнему острой остаётся проблема несоответствия между выпуском и потребностями в квалифицированных кадрах. Именно поэтому мы уже неоднократно ставили задачу формирования регионального кадрового прогноза и заказа.

Созданный при Правительстве республики Межведомственный координационный Совет по кадровому обеспечению отраслей экономики и социальной сферы должен сформировать четкую единую государственную стратегию по развитию трудовых ресурсов, подготовке востребованных кадров. Нужно научиться оптимально согласовывать интересы общества и государства, бизнес-сообщества, учебных заведений профессионального образования и их выпускников. Вместе с тем, у нас даже среди целевиков вузов пока только 48% возвращаются домой, из них лишь 39% трудоустраиваются по специальности!

Неоправданно затянулась оптимизация сети учебных заведений профессионального образования. Недопустима ситуация, когда в одном районе, городе два училища готовят рабочих одних и тех же специальностей, к тому же - на устаревшей базе. Надо учитывать не только финансово-бюджетные возможности территорий, но и сложившуюся демографическую обстановку. По прогнозам, в ближайшие два-три года выпуск из 9-х классов сократится более чем на четверть.

Утвержденный Минобразованием республики план оптимизации сети этих учреждений не решает всех проблем. В основном предполагается лишь объединение учреждений начального и среднего профессионального образования. Недостаточно контролируется деятельность негосударственных колледжей, вузов и их филиалов, где подготовка зачастую оставляет желать много лучшего. В целом, здесь нужен глубоко продуманный подход.

До сих пор не получили распространения наиболее перспективные формы интеграции школ, училищ, колледжей и вузов, промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов в учебно-научно-производственные комплексы. Надо активизировать процесс создания таких комплексов. Они должны быть профильными, что позволит учитывать интересы и особенности различных секторов экономики и социальной сферы. Опыт сотрудничества академических и профессиональных учреждений уже имеется в нефтяном, авиационном и педагогическом университетах. Польза здесь обоюдная. Для вузов это доступ к уникальной экспериментальной базе, а для научного института - реальная помощь в проведении прикладных исследований.

Министерствам и ведомствам необходимо в ближайшее время определить отрасли, в которых следует создавать интегрированные комплексы. В первую очередь, это касается сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры.

Более активно к научно-методическому обеспечению инновационного развития образования должна подключиться Академия наук республики.

Особый вопрос - налаживание взаимосвязи образования, работодателей и бизнеса. Подготовка специалистов для предприятий - забота не только государства. Каждый работодатель обязан думать о своих кадрах. Он должен участвовать в разработке программ обучения, совместных наукоемких проектов, привлечении иностранных специалистов, организации практики студентов и стажировки преподавателей на передовых предприятиях страны и за рубежом.

Ещё один исключительно актуальный вопрос - воспитательная работа с молодежью.

Непростые социально-экономические преобразования, болезненный перелом в сознании привели к ослаблению духовности у части населения, культу материального обогащения, пренебрежению опытом старших поколений.

Некоторые программы центрального телевидения и печатные издания изо дня в день "промывают мозги" молодёжи, насаждая нормы западной псевдокультуры, аморальность и вседозволенность. По-журналистски талантливо, тонко, но по человеческим меркам - цинично, наносится удар по вековым устоям нашего общества - семье, материнству, детству. С таким багажом ни одна страна не может стать процветающей, успешно развивать экономику, социальную сферу, культуру.

Социальную апатию, бездуховность, криминализацию молодежи нужно настойчиво преодолевать всем обществом. Должен быть поставлен мощный заслон алкоголизму и наркомании в молодежной среде. Особенно таким недопустимым явлениям как экстремизм и национализм.

В формировании личности решающее слово остаётся за системой образования и семьей. Воспитательная работа призвана охватывать всё жизненное пространство ребёнка, подростка или молодого человека. Она не должна сводиться к отдельным малоэффективным мероприятиям от случая к случаю. Только деятельное воспитание в семье и школе, когда ребенок занят учебой и домашним трудом, активно помогает старшим, сам проявляет заботу об окружающих, приносит нужные плоды. Педагогическим работникам и родителям нужно совместными усилиями возрождать уважение к труду хлебороба, животновода, строителя, рабочего, прививать любовь к родной земле, чувство ответственности за свою малую Родину.

У нас уже есть достойный опыт организации трудового воспитания детей. Это ученические бригады, пришкольные участки, учебные мастерские, а в сельских - ещё и пасеки, мини-фермы. Они готовят учащихся к взрослой жизни, прививают не только трудовые навыки, но и чувства коллективизма, товарищества. Нам есть, что показать и другим регионам. Многому можно научиться в агролицеях Нуримановского и Учалинского районов. Заслуживает внимания постановка трудового воспитания в Бижбулякском, Давлекановском, Кушнаренковском и Уфимском районах. Их объединенная команда на Всероссийском слете ученических производственных бригад заняла почетное 4-ое место.

Немало замечательных людей вышло из студенческих строительных отрядов. Настало время более активно формировать строительные, педагогические и другие профильные трудовые объединения. Приучать к труду, учить зарабатывать себе на жизнь нужно смолоду. Так, на Западе многие студенты, в том числе из состоятельных семей, не считают зазорным подрабатывать простым грузчиком, официантом или продавцом, успешно совмещают учебу и работу. А финансовая самостоятельность там возведена в ранг жизненного принципа.

Инфантильность, социальная незрелость, привычка к праздному времяпровождению части молодёжи - питательная среда для такого постыдного явления как нравственная распущенность. Юноши и девушки из села, вырвавшиеся из-под опеки родителей, иногда находят в городе далеко не лучшие идеалы и занятия. Удручает статистика наркомании, пьянства, разврата, абортов, неведомого раньше так называемого "гражданского брака".

Руководителям всех учреждений профессионального образования следует уделять этим проблемам самое пристальное внимание. Каждый вуз, колледж и училище должен серьезно заниматься своими общежитиями! Нельзя забывать и нарушать вековые моральные устои нашего народа - честь и целомудрие!

Еще одна острейшая проблема, с которой невозможно мириться - это социальное сиротство. Несмотря на принимаемые меры, в стране количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом растет. В республике около 18 тысяч по сути брошенных родителями детей.

Важный путь решения этой проблемы - передача детей на воспитание в семьи. На базе детского дома No 9 г.Уфы почти восемь лет действует экспериментальная площадка по отработке модели патронатного воспитания. За это время 100 детей переданы в патронатные семьи. Такой успешный опыт нужно широко распространять по всей республике. Тем более, что законодательная основа для этого уже создана.

Особо значимую роль во всех поднятых вопросах призваны играть средства массовой информации. Они у нас стоят на конструктивных позициях, вносят свой добрый, весомый вклад в развитие республики. Журналистам надо ещё больше усиливать идейно-воспитательную, информационно-разъяснительную работу, всячески способствовать укреплению духовно-нравственных устоев нашего общества.

Исключительное значение сегодня приобретают национальное самосознание, патриотизм и гордость за историю Отечества. "У России есть великое прошлое и есть всё для достойного настоящего и будущего!", "Наша сила - в единстве народов!", "Сейчас главное - учеба и труд во имя Родины!" - эти высказывания Президента страны создают идейную основу для воспитания молодежи. Самоуважение, желание трудиться для общего блага, улучшения своей жизни и жизни близких, умение жить в дружбе и согласии - ключевые ориентиры для современной школы. Высокая патриотическая нота, идейность, духовность должны пронизывать каждый урок, каждое мероприятие! Более широкий размах должны получить молодёжные, детские организации и с учётом богатого опыта комсомола, пионерии - другие интересные формы работы.

В патриотическом воспитании молодежи чрезвычайно важны народные традиции. Ежегодные праздники "Шежере байрамы" ("Праздник родословной"), "Здравствуйте, односельчане!" укрепляют семейно-родственные связи, обращают молодежь к истокам, родному языку, национальной культуре. Дети узнают о предках, осмысливают историю "малой родины", учатся составлять свои родословные. В школах нужны тематические уроки, исследования истории родов и населенных пунктов. Огромным потенциалом здесь обладают 570 школьных музеев республики. Через историю и природу края, родной деревни, через жизнь далеких и близких предков у учащихся формируется уважительное отношение к своей земле. Укрепляется и желание внести личный вклад в улучшение родного края.

Предстоящее 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России, нынешний Год благоустройства открывают большие возможности для улучшения всей этой работы. В каждом районе, городе людей должны сплачивать славное прошлое, общие цели облагораживания жизненной среды, охраны природы. Для молодёжи - это наглядный пример всенародной заботы о своей республике, о нашем общем будущем.

В Башкортостане сегодня созданы все условия для успешного решения стоящих перед системой образования проблем, обеспечения ее дальнейшего прогресса. От инновационного подхода к образованию мы будем идти к инновационному развитию экономики и социальной сферы республики. Главная наша цель - процветание родного края, всего Отечества!




Пресс-служба Президента
Республики Башкортостан







Док. 320150
Перв. публик.: 21.08.06
Последн. ред.: 14.06.07
Число обращений: 426

  • Рахимов Муртаза Губайдуллович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``