В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Второе основание России Назад
Второе основание России
Где грань между патриотизмом и национализмом? Как нам добиться национального единства и справиться с внутренними противоречиями? Эти "вечные" вопросы стали главной темой лекции президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского, с которой он выступил перед студентами гуманитарных факультетов МГУ в рамках образовательной программы фонда "Государственный клуб" созданного по инициативе единороссов.

Встреча с известным политологом вызвала ажиотаж. Аудитория была набита битком. Студенты сидели на ступеньках, теснились в проходе, стояли в задних рядах, что невольно навеяло ассоциации с суперпопулярными поэтическими вечерами в Политехническом музее.

- Я не был в университете уже лет тридцать, не меньше, - ностальгически признался Глеб Павловский. И вспомнил, что в те времена в МГУшной столовой всегда были бесплатные хлеб и чай. А еще, если ты засиделся допоздна в библиотеке, то прямо здесь можно было и переночевать, прикорнув на стульчике в какой-нибудь аудитории. В те годы они не запирались на ночь.

Установив таким лирическим манером контакт со студентами, докладчик перешел к собственно лекции.

- У нас в стране есть проблема с понятием "русский", - резко бросил в зал Павловский. - И она, на мой взгляд, сохранится еще и на следующую тысячу лет, если будет существовать Россия. Это постоянная проблема русской культуры.

Политолог предложил небольшой экскурс в август 1991 года. И вспомнил свое странное ощущение от происходивших тогда катаклизмов, которое сравнил с "перезагрузкой матрицы", когда государство на русской земле прекратило свое существование.

- Это случилось уже второй раз в течение века, - подчеркнул он. - Вообще Россия очень интересный, не до конца опознанный политический объект. Периодически он исчезает, а потом через какое-то время возникает опять. Хотя, как бы ни именовалось государство, которое здесь существует, за рубежом нас всегда называли и называют Россией. Логичен вопрос: что же является тем сквозным обстоятельством, которое сохраняет преемственность, когда нам "надоедает" собственная государственность? Что восстанавливает ее в том или ином виде, когда мы, переболев очередной утопичной идеей, опять становимся государственниками, патриотами и вспоминаем о том, что вообще-то нашей стране уже 1000 лет? Ответ прост. Это - русская культура, которая, по мнению политолога, никогда не была этнической. Она не интересуется "племенем", из которого происходит тот или иной человек. Достаточно, что он говорит по-русски и готов разделить судьбу живущего здесь народа.

- Хочу подчеркнуть, - продолжал Глеб Павловский, - что русская культура - это не культура русских. Скорее это культура, изготавливающая русских. Вот, пожалуй, важнейшее из ее свойств. На территории государства, которое она занимает, она строит мир. Шире - человечество. Поэтому она очень нервозно относится к любым попыткам превратить "русского" в политическое понятие и создать инстанцию, которая будет решать, кто у нас есть "ху". А кто нет.

Географическая величина России, ее гигантские пространства имеют по заключению докладчика педагогическое значение. В большой многонациональной стране легче воспитывать открытого человека - открытого миру. Центральная задача русской политической культуры - вырастить совершенную глобальную человеческую особь. Гражданина мира. Но не в том смысле, чтобы ему одинаково хорошо жилось в "Хилтоне", будь то в Бангкоке или в Москве. По мысли Глеба Павловского, речь в первую очередь идет о создании русского культурного человека, который не будет требовать к себе какого-то особого внимания, а сможет на равных с другими участвовать в построении нового мирового порядка.

- Владимир Путин закладывает сегодня фундамент государства, которое, как мы надеемся, не будет периодически разрушаться, - отметил политолог. - Философия президента - это философия, так сказать, второго основания России. Но основания более прочного, с учетом всех тех ошибок, которые были совершены предыдущими государствами Российской империи и Советским Союзом. Безусловно, задача очень амбициозная. Но, глядя на окружающий нас мир, мы видим, что некоторым странам, в частности Китаю, удалось с ней справиться. Значит, она имеет прикладные решения. Но это вопрос уже государственной технологии. В конце концов политика - это борьба за свои цели. Сегодня мы боремся за создание вечной России...

На этой патетической ноте официальная часть лекции завершилась. Наступил черед вопросов из аудитории. Более всего молодежь волновала тема национализма.

- Вы знаете способы, как с ним бороться, Глеб Олегович? - спросил третьекурсник филфака.

Павловский поправил парня:

- Проблема не в национализме, а в нацизме. Давайте все-таки чувствовать разницу. Вера в то, что твоя нация, с твоей, конечно, точки зрения, лучшая в мире - это хорошая вера. Не вижу здесь никакой проблемы. Проблемы возникают тогда, когда та или иная группа негодяев берется решать, кто внутри этой нации свой, а кто нет. Вот здесь и возникает нацистский тренд. Иногда он имеет расистские основания, когда начинают обмерять черепа. Иногда - бюрократические, типа пресловутого "пятого пункта" в советских анкетах. Бороться со всей этой гадостью надо, прежде всего политическими методами. Срывать мероприятия нацистских партий. Вытеснять их из политического поля. Не допускать, уж во всяком случае, их победы на выборах. Потому что, победив один раз, они не уйдут никогда - это совершенно очевидно. А вообще после 1945 года нацизм запрещен. Поэтому место нацистов - у параши!..

Последняя реплика вызвала бурю аплодисментов.

Другая проблема, о которой хотели поговорить студенты, - настороженное, а подчас откровенно негативное отношение Запада к России.

- Как вы думаете, Глеб Олегович, они смогут нас когда-нибудь полюбить? - смущенно краснея, поинтересовалась симпатичная девушка - будущий историк.

- Хочу вас успокоить: Россию никогда любить не будут, - ответил политолог. - Да мы и сами не хотим быть, условно говоря, первой женой, например, Соединенных Штатов Америки. У нас иные задачи. Правда, здесь есть очень настораживающие симптомы.
По мнению Павловского, Россия и русские в XXI веке рискуют превратиться в глазах Запада в нацию-мишень. В XX веке в такой роли находились евреи, что привело к чудовищно трагическими последствиям, известным как холокост. То есть в какой-то момент едва ли не все мировые проблемы "вешаются" на одну нацию, которая, с точки зрения большинства, подлежит ликвидации.

- Сегодня есть силы, заинтересованные в том, чтобы в этой роли оказались русские. Поэтому прямо скажу: мы не дождемся такого момента, когда на Западе будет существовать изначально доброжелательное, приветственное отношение к России. Кроме одного единственного случая - если Россия будет воевать в качестве союзницы тех или иных западных стран. Платить жизнями своих солдат за их интересы. В этом случае да, они будут нас приветствовать. Но думаю, это не та цена, которую мы готовы заплатить за их любовь. Или я ошибаюсь? - обратился Павловский к собравшимся.

Ответом ему стало дружное "нет", тряхнувшее аудиторию.

Edinros.ru

Док. 318667
Перв. публик.: 04.12.06
Последн. ред.: 11.06.07
Число обращений: 567

  • Павловский Глеб Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``