В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Контора не пишет. Но хранит Назад
Контора не пишет. Но хранит
Известные в стране люди до сих пор проходят по милицейским учетам как тунеядцы, антисоветчики и неформалы

Сергей Ковалев (справа) с сослуживцами Евгением Рывкиным и Арием Мизякиным перед арестом. Лето 1974 г. Московская область

Людмила Алексеева всегда вызывала пристальный интерес власти

Удостоверение ссыльного Глеба Павловского


Союза Советских Социалистических Республик нет уже 15 лет, а между тем тысячи наших сограждан все еще числятся в милицейских картотеках как преступники, антисоветчики, тунеядцы и члены нелегальных объединений. В том числе люди, широко известные в стране и далеко за ее пределами. В России давно изменился общественно-политический строй, а милицейские картотеки продолжают жить своей особой, еще советской жизнью.

Начнем с правозащитников. На милицейском учете до сих пор состоят председатель Хельсинкской группы Людмила Алексеева и бывший Уполномоченный по правам человека при президенте России Сергей Ковалев. Согласно карте No Л6534 Людмила Михайловна - тунеядка. А Сергей Адамович проходит по учету как человек, совершивший государственное преступление по статье 70 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда). Из милицейской карты No 962МЗ мы узнаем, что гражданин Ковалев по профессии биофизик-кочегар (брови низкие, нос малый, залысины, уши большие), отсидел 4 года в пермской колонии и год в закрытой тюрьме города Чистополя. Почему эти карточки не были изъяты, остается только догадываться. Что интересно, "тунеядка" Алексеева вот уже 5 лет является членом общественно-наблюдательного совета при ГУВД г. Москвы. То же самое касается и другого известного ученого и писателя Льва Тимофеева. В советские времена ему инкриминировалась связь с иностранцами и антисоветская пропаганда. За эти "преступления" гражданину Тимофееву 6 лет пришлось "попариться" на воркутинской зоне.

Но если с борцами с ненавистным режимом все более или менее понятно, то что "забыли" в милицейских картотеках простые граждане? Например, Юрий Афанасьев. Согласно циркуляру No 70П89, школьника Афанасьева в 1978 году задержали сотрудники 10-го отдела УУР за членство в "неформальной хард-роковой хипповой группе". Цитирую: взято объяснение, проведена беседа с родителями, сообщение отправлено в школу No 515. Мы связались с Юрием Александровичем. Как оказалось, у неформальщика Афанасьева уже двое взрослых детей. К тому же "поднадзорный" занимает ответственную должность в МИДе. На вопрос, что он по этому поводу думает, "хиппи" Афанасьев выразился весьма и весьма недипломатично. Видимо, с этим позорным пятном в своей биографии Афанасьеву придется прожить всю жизнь. Что интересно, на милицейском крючке по-прежнему висят 615 антисоветчиков и неформальщиков. В основном это артисты, художники и музыканты. И проходят они по категории "рабы искусства".

Вы будете смеяться, но в картотеках до сих пор "тусуется" эмигрировавший в 1983 году в США популярный киноактер Олег Видов (кинофильм "Всадник без головы"). "Дебошир и тунеядец Видов" расположился рядом с автоугонщиком Видовским и вором-карманником Видовкиным.

Помимо наших соотечественников, в картотеках полно иностранцев. Например, религиозная проповедница из США Айван Сунсами Вуд Бетрис (рост 170, глаза карие, уши оттопыренные, на животе шрам 3 см) проходит как валютная меняла. В 1987 году при попытке обменять доллары на рубли ее задержали сотрудники московского ОБХСС. За аналогичные валютные махинации угодил в картотеку и француз Пьер Лонкар. В славном городе Новый Уренгой он решил расплатиться за два пакета кефира родными франками.

Но больше всех удивило досье на "реального политика" Глеба Павловского. Он по-прежнему под надзором МВД. Согласно милицейскому циркуляру No ЗК565, в 1982 году Глеб Олегович на 5 лет был отправлен в ссылку в Коми АССР. И не за что-нибудь, а за государственное преступление (ст. 190 УК РСФСР). Так прямо и записано: "за недонесение". О тех событиях рассказал друг Павловского Валерий Абрамкин:

- В ту пору мы издавали подпольный журнал "Поиски". Павловский печатался в нем под псевдонимом Прыжов. Вскоре КГБ нас вычислил. Состоялся закрытый суд. Каждый получил срок. Глебу тоже дали 5 лет ссылки.

От редакции

Сергей Ковалев и Людмила Алексеева откликнулись на просьбу редакции и прислали нам свои фотографии тех лет. А господин Павловский отправил свое "удостоверение ссыльного"...

Сергей Канев

Новая газета

Док. 318656
Перв. публик.: 26.04.07
Последн. ред.: 11.06.07
Число обращений: 617

  • Павловский Глеб Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``