Инспекторская поездка полпреда президента РФ Ильи Клебанова по вверенным ему регионам Северо-Запада завершилась на прошлой неделе. Основной итог ревизии - всюду "всё как у людей", в пределах допустимого. И только в Ненецком автономном округе приоритетные национальные проекты объявлены провальными.
РОГА И КОПЫТА
В соседних с НАО Архангельской области и Республике Коми полпред охарактеризовал ситуацию по нацпроектам как удовлетворительную, что характерно для многих субъектов РФ: "Старт был слажен, регионами хорошо подготовлен. Общее впечатление благоприятное". В Нарьян-Маре же Илья Иосифович поставил "тройку" лишь двум направлениям - образованию и здравоохранению. А от "Доступного жилья" и АПК он не оставил и камня на камне.
Отметим, что в первом квартале-2006 (относительно января-марта-2005) производство мяса в живой массе в НАО возросло в 1,5 раза (в Архангельской области соответствующий прирост составил 6 %). При этом на участие в проекте "Развитие агропромышленного комплекса" представители НАО даже не подавали заявку. Животноводческий комплекс в поселке Искателей, который посетил полпред, модернизировался на собственные деньги округа. Но как только речь зашла о поддержке федеральным центром строительства второй очереди коровника, Клебанов сообщил: "Нельзя на базе старых технологий строить что-то новое!". И резюмировал: "Зачем развивать убыточные животноводческие хозяйства?! Думаю, основной упор надо сделать на оленеводстве".
Такой подход напоминает позицию одного из прежних руководителей, сказавшего в прямом эфире телеканала "Россия": "А на Севере мы разводим оленеводов". Тогда это, впрочем, была оговорка. Сейчас всё гораздо серьезнее.
Полномочный представитель президента утверждает, что свои коровы НАО не нужны - потому что нерентабельны. Однако, в таком случае пора сворачивать почти всё сельское хозяйство - вплоть до Вологодчины (выходит, что тепличный комплекс "Беломорского" курочили не зря!). А главное - совершенно не берется во внимание фактор оторванности округа от материка. Зарежут ненецких буренок, и что дальше? Молоко начнут доставлять самолетами?
Это азбука Севера. Тем не менее, полпред еще раз повторил задачу: "Откорректировать программу развития АПК в сторону оленеводства".
ФУНТЫ И ПУДЫ
Еще интереснее подход к развитию жилищного строительства. Существующие в округе проекты по ветхому и социальному жилью Илья Иосифович назвал "провальными". Узнав о том, что за минувший год НАО - опять-таки своими силами - построил и приобрел для жителей 76 квартир, полпред поинтересовался общим количеством нуждающихся. Здесь их - 3 тысячи 600 семей. Это дало повод для тирады: "По-вашему, более 40 лет люди должны ждать изменения своих жилищных условий? Всего 52 миллиона рублей было освоено на строительство квартир для жителей НАО! Бараков в Нарьян-Маре через пять лет быть не должно".
Бараки - это плохо, кто бы спорил. И 40 лет для нацпроекта - пропасть. Но посчитаем: население НАО - 41,5 тысячи человек. Значит, за год округ вложил в жилье для каждого из них 1 тысячу 253 рубля. А население Архангельской области - 1 миллион 318 тысяч. В областной казне-2006 для переселения из ветхого и аварийного жилья нашлось 198 миллионов рублей. То есть 150 рублей на человека.
Разница почти десятикратная. Таким образом, если жилищная очередь в НАО исчезнет через 40 лет, то у нас - при сегодняшних темпах - на ее ликвидацию уйдет четыре века.
Всего этого полпред не замечает - словно оценивает вложения округа и области в разных единицах измерения.
Вдобавок окружной администрации досталось и за то, что она, дескать, прикрывается "ЛУКОЙЛом", который много строит. Хотя обычно на местах такая практика ставится в бесспорную заслугу местной власти, умеющей привлечь инвесторов к решению социальных проблем.
БОЛТЫ И ГАЙКИ
Что до зарубежных инвестиций, в первом квартале-2006 по НАО они выросли в семь раз. Кроме того, округ - единственный субъект Северо-Запада, где сохраняется положительная демографическая динамика.
В Архангельской области - общеизвестная беда и с инвестициями, и с демографией. За последние годы у нас не появилось ни одной эффективной программы, осуществляемой на собственные деньги.
Зато, как выясняется, национальные проекты текут вполне благополучно. О том, как эта "течь" размывает веру людей в действенность власти, похоже, никто не задумывается. Равно как и о том, по каким критериям идет оценка работы над проектами.
Есть ли четкий, единый для всех регионов механизм отчетности? К сожалению, пока мы наблюдаем лишь механику, по которой болты называются гайками, и наоборот.