В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Монополии разоряют страну Назад
Монополии разоряют страну
Сергей Глазьев депутат Государственной Думы
Антимонопольное регулирование - основная функция государства в рыночной экономике. В мире накоплен огромный опыт борьбы со злоупотреблениями монополистов и регулирования рынка в целях обеспечения добросовестной конкуренции. Но в России более чем за десятилетие рыночных реформ этот опыт оказался невостребованным.

Справка "ПГ"
Глазьев Сергей Юрьевич родился 1 января 1961 года. Окончил МГУ им. Ломоносова. Экономист-кибернетик. Член-корреспондент РАН. Избирался депутатом Госдумы первого и третьего созывов.

Вместо государства регулированием рынка занимается организованная преступность. Прикрываемая коррумпированными чиновниками и даже правоохранительными органами, она фактически хозяйничает на продовольственных рынках российских городов и наживается за счёт граждан.
В рыночных условиях нет более страшного экономического преступления, чем злоупотребление монопольным положением на рынке. Ведь это равносильно воровству, так как по сути означает противоправное присвоение чужих доходов.

Мы пережили галопирующую инфляцию, обесценивание сбережений, глубокое расстройство воспроизводственных механизмов вследствие ценового хаоса. Ключевая причина этих кризисных явлений - злоупотребления монополистов. В отсутствие целенаправленной антимонопольной политики их аппетиты достигли гигантских размеров. Завышение цен в полтора-два раза по отношению к себестоимости продукции в нашей стране стало нормой. Государственная власть смотрит сквозь пальцы на это массовое ограбление потребителей, оправдывая свою бездеятельность рассуждениями о "невидимой руке рынка", которая будто бы сама обеспечит оптимальное распределение ресурсов.
В теории рыночного равновесия действительно доказывается, что в условиях свободной конкуренции максимальное извлечение прибыли каждой фирмой ведет к достижению наиболее эффективного использования ресурсов в точке равновесия, к которой экономическая система приходит самостоятельно. Подчеркнем, что главным условием, без которого эта точка не может быть достигнута, является свободная конкуренция. Действительно, если на рынке соблюдается этот принцип и ни одна из фирм не может влиять на рыночные цены, то главным способом максимизации прибыли становится снижение издержек. Поскольку все фирмы действуют таким образом, происходит повышение эффективности и снижение цен вплоть до исчерпания технико-экономических возможностей совершенствования производства продукции. Соответственно снижается и средняя норма прибыли, которая у отдельных фирм может повышаться только путем сокращения издержек за счет внедрения новых технологий.
За 15 лет рыночных реформ в российской экономике ни разу не было замечено снижения цен. Это следствие банального отсутствия свободной конкуренции на российском рынке. Даже на рынках с огромным количеством участников фирмы согласованно повышают цены для получения монопольной сверхприбыли за счет потребителей. В результате - снижение и уровня жизни населения, и эффективности экономики. Действительно, вместо внедрения новых технологий и снижения издержек основным способом повышения прибыли становится простое завышение цен.
Именно так и ведут себя частные фирмы в отсутствие антимонопольного регулирования рынка со стороны государства. Максимизация прибыли - естественный мотив деятельности фирмы, которая для этого пытается использовать наиболее легкие способы. Фирмы просто договариваются между собой о разделе рынка и согласованном завышении цен. Именно так устроен российский рынок нефти и нефтепродуктов, который территориально разделен между крупными нефтяными компаниями, ведущими себя как типичный картель. В каждом регионе действует один крупный монополист, который фактически диктует цены потребителям, пользуясь сезонными колебаниями спроса. Как правило, он повышает цены на солярку перед посевной и уборочной кампаниями в сельском хозяйстве, на бензин - весной перед выездом автомобилистов с зимних гаражей, на мазут - осенью перед отопительным сезоном. Норма прибыли нефтяных монополий зашкаливает за 100 процентов, в то время как нормальной на этом рынке, согласно общемировой практике, считается рентабельность продукции в пределах 10-15 процентов. Все, что сверх этого, - монопольная сверхприбыль, получаемая за счет потребителей и природной ренты.
Если фирм на рынке много, то для достижения монопольного положения необходимо либо договориться с местными органами власти или с организованной преступностью о блокировании доступа на рынок конкурентов. В России такие сговоры стали нормой. Достаточно сказать, что даже на огромном московском рынке цены на овощи завышены в 3-10 раз. Ясно, что норму прибыли в 300-1000 процентов можно получать только путем преступного сговора.
Вместо государства регулированием рынка занимается организованная преступность. Прикрываемая коррумпированными чиновниками и даже правоохранительными органами, она фактически хозяйничает на продовольственных рынках российских городов и наживается за счет граждан. Об этом хорошо знают поставщики, которых бандиты не пускают на рынок, а также домохозяйки, многократно переплачивающие многочисленным торговцам, синхронно устанавливающим цены. Знают и градоначальники - в городах, очищенных от организованной преступности на рынках, цены на продовольственные товары в 2-3 раза ниже, чем у соседей. Подтверждением многократного завышения цен криминальными монополиями, контролирующими розничную сеть в крупных городах, являются цены в некоторых сверхкрупных московских супермаркетах, которые вдвое ниже цен в сетях "неорганизованной" розничной торговли.
Если даже на рынках с десятками тысяч участников очевидны массовые злоупотребления монополий, то что говорить о естественных монополиях, опекаемых коррумпированными чиновниками. По некоторым данным, тарифы на электроэнергию втрое превышают себестоимость ее выработки и доставки, еще больше завышены тарифы на тепло. Сверхприбыли посреднических структур на рынке железнодорожных перевозок свидетельствуют о существенном завышении тарифов на свои услуги.
Вместо выполнения важнейшей государственной функции по антимонопольному регулированию и обеспечению добросовестной конкуренции правительственные чиновники, не желая ссориться с монополистами, списывают инфляцию на денежную политику, пытаясь гасить рост цен ограничением денежной массы, то есть снижением конечного спроса. При этом правительственные экономисты шокируют публику абсурдными заявлениями. К примеру, президентский советник Илларионов всерьез утверждает об избытке денег в задыхающейся от нехватки инвестиций российской экономике и уговаривает Президента поощрять вывоз капитала. Вместо того чтобы вернуть долги населению и восстановить отобранные государством дореформенные сбережения, нам списывают миллиарды долларов иракского и сирийского долга, досрочно погашают долги МВФ и попустительствуют вывозу капитала из России. Министр финансов Кудрин на фоне массовых акций протеста людей, лишенных социальных гарантий и доведенных нищетой до отчаяния, рассуждает об избытке денег в бюджете и отдает сотни миллиардов государственных средств в кредит американскому правительству.
Даже студент третьего курса знает, что инфляция порождается разными факторами, среди которых наряду с денежным предложением не меньшую роль играет предложение товаров, склонность населения к сбережению доходов, скорость обращения денег, охарактеризованные выше злоупотребления монополистов. Сводить все причины инфляции к одному фактору денежного предложения можно только абстрагировавшись от всех других, как будто в экономике единственной формой поведения предприятий является повышение цен за счет злоупотребления монопольным положением на рынке.
Между тем в рыночных условиях нет более страшного экономического преступления, чем злоупотребление монопольным положением на рынке. Ведь это равносильно воровству, так как по сути означает противоправное присвоение чужих доходов. Поэтому во всех уважающих себя странах государство жестко пресекает злоупотребления монополистов, а предприниматели панически боятся обвинений в монополизме. За это могут не только оштрафовать, но и посадить в тюрьму, конфисковать продукцию, лишить права заниматься предпринимательской деятельностью. Наша же государственная власть, наоборот, в конфликте между обществом и монополистами выражает интересы последних, попустительствуя монопольным злоупотреблениям и пытаясь тормозить инфляцию за счет населения, которое таким образом грабится дважды: один раз монополистами, завышающими цены, а другой раз - государством, занижающим доходы и сокращающим спрос.
До тех пор, пока государство не займется последовательной жесткой антимонопольной политикой, мы будем жить в условиях высокой инфляции и низких доходов граждан, порождающих массовую нищету работоспособного населения и разорение конкурентоспособных предприятий, не обладающих монопольным положением на рынке. При этом добросовестная работа потеряет смысл, так как в такой экономической системе основным путем к богатству является присвоение чужого - выигрывают только монополисты.
Нынешние доклады правительственных экономистов о том, что инфляция взята под контроль, не должны вводить в заблуждение. Эта инфляция просто отложена вследствие искусственного сдерживания доходов населения и конечного спроса. В прошлом году внутренние цены предприятий на промышленную продукцию выросли на 26 процентов, на продовольственные товары - на 10,4 процента, то есть более чем в три раза превысили потребительские цены.
Изменения в системе цен производителей в первую очередь ухудшают конкурентоспособность отечественной продукции. Наиболее высокие темпы прироста цен - на 60 процентов, отмечены в отраслях, ориентированных на экспорт: в черной металлургии, в нефтяном комплексе угольной промышленности. Вскоре эта инфляционная волна, порожденная монополистами в сырьевом секторе, накроет и потребительский рынок. В 2004 году взлетели цены на коммунальные услуги - на 23 процента, на транспортные услуги - на 14 процентов. На очереди - рост цен на строительные материалы. Эта волна инфляции может перекрыть рост номинальных доходов населения, резко ухудшив уровень жизни в ближайшие месяцы. Уже сегодня мы видим, что тарифы на коммунальные услуги, зашкалившие сверх доходов многих семей, создают угрозу базовому праву граждан на благоустроенное жилье, что в нашем климате означает и право на жизнь.
Пора, наконец, антимонопольному ведомству оставить разговоры о недостатке полномочий, а добиваться их реализации, не страшась борьбы с монополистами и преступностью. Министру финансов - заниматься исполнением бюджетных обязательств государства, а не их ликвидацией под предлогом "стерилизации денежной массы". Центробанку - организовывать кредит и гарантировать сохранность сбережений, а не снижать конечный спрос и подавлять производство, зажимая денежное предложение и связывая его в спекулятивных операциях. Государственной Думе надо принять наконец законопроект о ценообразовании и ценовой политике, который создает необходимые правовые условия для пресечения монопольных злоупотреблений и обеспечения добросовестной ценовой конкуренции. Тогда у нас заработают нормальные рыночные механизмы роста производства и общественного благосостояния, в основе которых должна лежать добросовестная конкуренция, а не присвоение чужого.

Парламентская Газета

ПарлКомм

Док. 318630
Перв. публик.: 10.03.05
Последн. ред.: 11.06.07
Число обращений: 458

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``