В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Бунич. `Всегда ли отставала Россия?` Назад
Андрей Бунич. `Всегда ли отставала Россия?`
Вопрос читателя: В одном из телеинтервью слышал ссылку на слова В.И.Ленина о том, что "русский человек - плохой работник по сравнению с передовыми нациями". Речь, как я понимаю, шла о последствиях крепостничества, жестокой эксплуатации. Но сегодня кое-кто пытается представить ситуацию в ином свете, говоря о неумении наших людей работать, о том, что Россия всегда-де отставала от Запада, что еще и Петр Великий учился у шведов, датчан и немцев. Мы вынесли из школьных учебников, что наша страна в начале нынешнего века была отсталой, нищей... Насколько верны подобные утверждения?
В.Королев, студент. Новосибирск.

Автор письма, к сожалению, прав: из школы многие вынесли представление о России начала века как о разваливающемся, нищем государстве. Логика здесь понятна: раз страной правил царь, то эффективно развиваться хозяйство не могло. Однако экономическая ситуация была совсем неоднозначной: с одной стороны - государственная, "казенная" промышленность и помещичье землевладение, но с другой - твердая финансовая и таможенно-торговая политика Витте и Столыпина, позволявшая экономике страны развиваться довольно быстро...

Да, Россия вступила на путь индустриального развития позже некоторых других стран Европы. И все же становление машинной индустрии в России произошло в кратчайшие сроки. По темпам роста в последнее десятилетие XIX века Россия уступала лишь США, а в начале XX века и опережала их. Особенно интенсивно развивалась такая определяющая отрасль, как железнодорожное строительство. При масштабах Российской империи создание железнодорожной сети, связывающей между собой важнейшие экономические районы, по значению может быть сравнимо с некоторыми крупными программами наших дней.

Строительство и эксплуатация железных дорог потребовали налаживания отечественного производства рельсов, подвижного состава, металлургии, металлообработки, машиностроения. Железные дороги ускоряли развитие производства стройматериалов, топлива, расширяли рынок сбыта промышленных товаров. С 1861 по 1881 год продукция фабрично-заводской, промышленности России возросла примерно в два с половиной раза. При этом машинная индустрия в России опиралась на международное разделение труда. В 1881-1891 гг. темпы роста не были высокими, но и в других странах отмечался некоторый спад.

В последнее десятилетие прошлого века Россия совершила гигантский скачок в своем индустриальном развитии. За этот период промышленное производство в стране удвоилось. При этом продукция тяжелой промышленности увеличилась в 2,8 раза. Подчеркнем, речь идет о прогрессе базовых отраслей, производящих средства производства. Их доля в общей сумме промышленной продукции достигла трети. Выплавка чугуна возросла с 45 до 165 миллионов пудов, а производство стали - с 16 до 116 миллионов. По этим параметрам Россия превзошла Францию, по добыче нефти вышла на первое место в мире. Надо отметить, что эти отрасли в то время были определяющими, преимущество здесь действительно являлось показателем развития. (Конечно, сегодня ситуация совсем иная, и первое место по выплавке чугуна, стали и добыче нефти может считаться в известном смысле и признаком отсталости).

В 1900-1913 годах опять-таки произошло удвоение объема промышленного производства. При этом удельный вес продукции тяжелой промышленности достиг 40 процентов. Развитие сельского хозяйства позволило увеличить экспорт. Страна продавала зерно и другие сельхозпродукты. Русские монополистические объединения все активнее выходили на внешние рынки, конкурировали с монополиями США, Англии, Германии. Позиции России были достаточно сильны как в международной торговле, так и в структуре финансового капитала. Российский капитал играл заметную роль в Германии, Англии, Франции, других странах.

Достаточно эффективной была и структура внешнеэкономических связей. К примеру, в 1905 году Россия вывезла товаров на сумму свыше одного миллиарда рублей, а ввезла на 550 миллионов. В среднем за десятилетие (1904-1913) превышение вывоза над ввозом составило 318 миллионов рублей ежегодно.

Что же покупали в те годы? На 77 миллионов рублей - китайский чай, на 21 - фрукты, ягоды, орехи, на 225 - шелк, на 80 - машины... Видно что машины в импорте занимали такое же место, как и китайский чай...

Анализируя высокие темпы индустриального развития России в эти годы, никак нельзя согласиться с тем, что это была "нищая" страна. Не нужно путать, разумеется, рост национального богатства с ростом благосостояния народа. Простой люд жил бедно. И других странах - США, в Германии - положение рабочего класса было незавидное, несмотря на высокие темпы экономического роста. Лишь после великой депрессии 1929-1933 гг. уровень жизни рабочих в развитых капиталистических странах начал резко расти (а именно на этот высокий уровень обращают сегодня внимание).

Долгие годы экономическая история СССР сводилась к нехитрой диаграмме: в большом круге самый маленький сектор обозначал долю России в мировом производстве в 1913 году. Недавно оказалось, статистика, мягко говоря, неточна. Новой статистики пока нет. Одно ясно - расхожее представление об огромном отставании России пора сдавать в архив. Разумеется, здесь необходимы исследования, разработки, но ясно одно: в учебниках истории должна быть поставлена более объективная картина.

Но есть и иная крайность в суждениях. Сегодня зачастую приходится слышать, что экономическое развитие России застопорилось исключительно после Октябрьской революции, что лишь капитализм обеспечивал эффективное развитие общественного производства. Такая точка зрения представляется тоже односторонней. Не вдаваясь в детали, можно тем не менее с уверенностью отметить, что влияние социалистических преобразований на экономику не было отрицательным. Да, в первые послереволюционные годы картина была неблагоприятной. Но это сказались последствия первой мировой и гражданской войн в 1914-1921 годах. В результате экономика России была основательно отброшена назад. Положительные темпы сменились отрицательными.

Однако с началом нэпа, реальных социалистических преобразований экономика довольно быстро стала набирать обороты. Темпы роста приблизились к довоенным, особенно в группе Б. За 2-3 года производство мяса на душу населения более чем удвоилось. Страна вновь превратилась в крупного мирового экспортера зерна. Одновременно происходило техническое перевооружение промышленности, подготавливающее новый рывок. Вполне правомерно предположить, что если бы эти процессы не были нарушены, то возможности новой экономической системы оказались бы весьма высокими.

Насильственная "сталинизация" экономики нарушила объективный ход событий. Необоснованные, волюнтаристские проекты "сверхиндустриализации" ориентировались на сиюминутные результаты любой ценой, без учета затрат и долговременных тенденций развития. Так подготавливалась экономическая катастрофа, плоды которой мы пожинаем и сегодня.

Андрей Бунич
11.01.1990
Газета "Труд"
http://bunich.ru/article/index.php?id=24

viperson.ru

Док. 318432
Перв. публик.: 11.01.90
Последн. ред.: 09.02.12
Число обращений: 456

  • Бунич Андрей Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``