В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Бунич: Деньги все-таки пахнут Назад
Андрей Бунич: Деньги все-таки пахнут
Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей БУНИЧ считает одной из главных причин бедности населения непомерные аппетиты олигархических групп, извлекающих сверхприбыль из сырьевых отраслей.

- Андрей Павлович, по данным журнала "Форбс", мы уже на втором месте в мире после Америки по числу миллиардеров.

- Это победа со знаком минус. Когда, например, в Южной Корее, Турции или Японии росло количество миллиардеров, то это было следствием экономического подъема и сочеталось с ростом жизненного уровня населения. В том же Китае тоже есть богатые люди, но нет такого понятия, как олигарх. Эта страна развивается стремительными темпами, а их миллиардеров не видно и не слышно. У нас - массовая бедность, посаженная на "нефтяную иглу" экономика, но при этом мы взрастили 27 всемирно известных олигархов, чье совокупное состояние насчитывает 100 миллиардов долларов. Только вот незадача - нажито все это незаконно.

- Что значит - незаконно?

- Как известно, залоговые аукционы прошли аккурат перед избранием на второй срок президентства Бориса Ельцина. Идею их проведения высказал на заседании правительства Владимир Потанин, мотивировав это нехваткой в бюджете 650 миллионов долларов. Якобы для того, чтобы эту дыру заткнуть, надо заложить 12 крупнейших предприятий - в их числе ЮКОС, "Сибнефть", "Норильский никель", "Сургутнефтегаз", Челябинский и Западно-Сибирский металлургические комбинаты, Новороссийский морской порт и Северо-Западное морское пароходство. Попутно замечу, что на тот момент наш внешний долг составлял 150 миллиардов долларов и если бы заняли еще 650 миллионов, то ничего бы принципиально не изменилось. А уж занять можно было и на внешнем, и на внутреннем рынке. Тем не менее на кон поставили самые лакомые куски госсобственности реальной стоимостью около 100 миллиардов долларов.

Дальше все развивалось, как в плохих детективах, где сюжет шьется белыми нитками. Правительство должно было иметь время (минимум год), чтобы выкупить заложенное имущество. Но тут сразу пошли игры. Президентский указ о проведении аукционов появился в августе 1995-го, а возвратить кредит правительство пообещало уже 1 января 1996 года. Аукцион по "Сибнефти" проходил вообще в декабре.

- А зачем было закладывать крупнейшую компанию "на пару недель"?

- Вопрос риторический. Правительство тогда творило, что хотело. И дело оформили так: государство вовремя не возвратило банкам кредит, а потому лишается заложенных активов. Правда, по этому поводу возникла шумиха и дату возврата кредита пришлось продлить до 1 января 1997 года. Но, как вы догадываетесь, и к этому времени искомой суммы не нашлось. Ельцин переизбрался на второй срок, Владимир Потанин стал вице-премьером, Анатолий Чубайс - главой кремлевской администрации. Было принято решение вообще не возвращать государству эти активы. Новые хозяева (Потанин, Березовский, Ходорковский, Смоленский и другие) выпустили акции, капитализировали госсобственность на бирже. И таким образом стали олигархами.

- Теперь поезд ушел. На очередной встрече в Кремле с бизнес-элитой президент предложил сократить срок давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет.

- Президент прав: пересмотра итогов приватизации быть не должно. Но афера с залоговыми операциями к ней не имеет никакого отношения. Там не было факта продажи госактивов - никто ничего никому не продавал! Отменить итоги аукционов просто. В статье 170 ГК есть определение притворных и мнимых сделок. В случае с аукционами реально брать кредит никто не собирался, сами сделки совершались для вида, чтобы прикрыть другие, истинные цели.

"Другая цель" организаторов аукционов просматривается вполне отчетливо: они задешево старались заполучить - и заполучили - активы самых доходных предприятий. Если бы сделка была честной, то в бюджете правительство должно было предусмотреть средства на погашение кредита. Но там об этом - ни слова.

Между прочим, сами вдохновители и участники этой комбинации разоблачили себя. И Чубайс, и возглавлявший Госкомимущество Кох, и бывший замминистра имущественных отношений Моложавый не раз говорили по поводу залоговых аукционов, что это была приватизация. То есть, по сути, откровенно засвидетельствовали "притворность и мнимость" сделок.

- Но если их оспорить, то на Западе поднимется такая шумиха по поводу передела в России собственности и травли бизнес-элиты, что мало не покажется.

- Никакой шумихи, а уж тем более движения в защиту итогов залоговых аукционов не будет. Деловые круги на Западе в курсе этой ситуации. Американская пресса не раз писала, что российскому правительству сначала надо разобраться с чистотой своих крупнейших активов, а уж потом ждать инвесторов. К слову, акции предприятий, прошедших через залоговые аукционы, капитализируются на международном рынке по очень низкой стоимости. Это в понимании Запада "грязный товар", "полутемные бумаги"...

И вот что еще бросается в глаза всему миру. Люди, получившие в ходе залоговых аукционов почти даром крупнейшие объекты, ведут себя как безответственные собственники. Хорошие хозяева о своей собственности радеют. А эти, хорошо понимая, что предприятия у них могут когда-нибудь отобрать, уже 10 лет переводят капиталы за кордон. Скупают на Западе любой неликвид - от убыточных футбольных клубов, лежачих заводов до недвижимости по завышенным ценам.

- Но если допустить, что власть пойдет на пересмотр итогов аукционов, то какова будет реакция общества и бизнеса? Ведь так можно докатиться и до гражданской войны...

- Вот уж этим не надо пугать! Реакция народа будет вполне положительной. Вон Юлия Тимошенко на Украине 3 тысячи предприятий хочет деприватизировать - и ничего, гражданской войной в Киеве не пахнет, и мир не возмущается.

Вообще распределение национальных доходов с учетом общественных интересов - мировая практика. Посмотрите, как обстоит с этим дело в нефтедобывающих странах. Если в Абу-Даби родился новый гражданин, на его счет сразу кладут 300 тысяч долларов. Он не будет платить ни за свет, ни за газ, ни за образование. Жизнь удалась с пеленок. Или взять Норвегию с ее государственной нефтяной компанией "Статойл". Все социальные программы там замыкаются на нефтяные деньги. При этом "Статойлу" не запрещается работать на договорной и подрядной основах с частным капиталом. Рано или поздно мы к этому, думается, придем. Олигархи уедут на Запад с ворованными миллиардами. И чем быстрее разовьется процесс демонтажа олигархической системы, тем лучше будет наше положение. Оно сегодня тяжелое, но не безнадежное.

- Но у нас уже, кажется, не только либералами усвоено, что государственная собственность не может быть эффективной, от нее надо смелее избавляться.

- Я вовсе не сторонник того, чтобы все было в руках государства, но есть сферы, которые позволяют извлекать сверхдоходы. И не надо позволять узкой группе лиц эти сферы монополизировать, а потом давить остальных - малый, средний, всякий не сырьевой бизнес. Из-за олигархических групп, прибравших к рукам ресурсы, государство потеряло влияние на цены и тарифы. И по этой причине продолжается раскрутка инфляции и обнищание людей. Правительству остается лишь констатировать: дескать, на цены повлиять не можем, их назначают частные компании, рынок...

Но даже в любимой нашими либералами Америке государство очень активно участвует в экономике через госзаказ, федеральную резервную систему. Во Франции все естественные монополии государственные. А нам тут сказки рассказывают.

- Интересно, что по этому поводу думал в последние годы жизни ваш отец - академик Павел Бунич, который был одним из ярких идеологов рыночных реформ?

- Отец не мог и предположить, что под знаменем рыночных реформ начнется форменный беспредел. И что в нем будут участвовать люди, которых он лично знал. Для отца это была тяжелая моральная травма.

- А для вас?

- Я дитя нового века. И отдаю себе отчет в том, что беспредел - следствие прихода к власти сил, людей, не отягощенных высокими целями и принципами. В истории такое не раз случалось. Думаете, в Америке нет таких? Есть, но там им не дают развернуться. В США тот же Березовский выше уровня мелкого предпринимателя не поднялся бы. А тут он, с его менталитетом торгаша с Черкизовского рынка вдруг оказался в "элите".

Вы представляете себе: Черкизовский рынок - в Кремле? Хорошо хоть это стало историей...

Владимирова Елена
06.04.2005
"Труд"
http://bunich.ru/article/index.php?id=27

viperson.ru

Док. 318361
Перв. публик.: 06.04.05
Последн. ред.: 10.02.12
Число обращений: 582

  • Бунич Андрей Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``