В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Бунич. `Почему необходим контроль за приватизацией госимущества, и кто стремиться ему помешать` Назад
Андрей Бунич. `Почему необходим контроль за приватизацией госимущества, и кто стремиться ему помешать`
15 сентября состоится первое заседание общественного комитета по контролю за приватизацией государственного имущества. Данный комитет являет собой некий форум для обсуждения спорных вопросов, сопровождающих передел государственной собственности со времен "дикого капитализма" начала 90-х годов прошлого века по сегодняшний день.

Вспомним, что именно в эпоху "расцвета демократии", которая, по мнению многих, пришлась как раз на 1995-96 гг, были проведены те самые залоговые аукционы, серьезно подорвавшие экономику России. Именно тогда крупные предприятия, бывшие ранее национальным достоянием, буквально в одночасье оказались под контролем частного капитала. Следует отметить, что одна из причин такой ситуации - отсутствие гласности, открытости при распределении собственности. Люди плохо представляли себе, что означают слова "приватизация", "залоговый аукцион", почему у их предприятия в одночасье поменялся хозяин... "Протаскивание" незаконных сделок стало возможно и благодаря сговору чиновников и оппозиции в лице коммунистов. Последние, несмотря на все публичные заверения о необходимости пресечь незаконное "разграбление народной собственности", ни разу всерьез не занялись решением этого вопроса. Стоит вспомнить хотя бы ситуацию с приватизацией "Норильского никеля" - представители КПРФ создавали комиссии по оценке законности перехода этого предприятия в частную собственность несколько раз. Эти комиссии с завидной регулярностью выезжали на "место преступления", а после возвращения уже не желали искать никаких нарушений. Думается, если бы общественный комитет действовал в те времена, подобное развитие ситуации было бы исключено.

Но вернемся к делам не столь минувших лет. Чтобы люди и далее продолжали ничего не замечать, их внимание пытались отвлечь идеологической пропагандой и якобы набирающей силу накануне президентских и думских выборов борьбой между правыми и левыми. Россиян пугали возможностью "коммунистического реванша" с последующими расстрелами миллионов людей. И граждане поверили этому, сосредоточившись на политике и не задумываясь о юридических, политических и экономических последствиях приватизации, идущей в то время полным ходом.

Сейчас необходимо привлечь внимание общества к тому, что произошло. Это необходимо не только для того, чтобы покарать виновных и осознать, насколько серьезный вред был нанесен государству, хотя важность этого тоже очевидно. Самое главное в этой ситуации - сделать выводы из уже совершенных ошибок и исключить саму возможность их повторения в будущем. Изучить прошлое ради будущего необходимо. Иначе потом может быть поздно - виновные в серьезных экономических преступлениях против государства начнут громче всех кричать "держи вора" и обвинять нынешние власти в повторении их собственных "проделок" десятилетней давности. Они попытаются сделать все, чтобы "замазать" тех, кто сейчас правит страной, дискредитировать их в глазах населения и внушить последнему мысль, что "теперь делается то же самое". Для этого они вполне способны спровоцировать некое повторение залогового аукциона прежних лет - продажу "с молотка" того или иного крупного предприятия. Успех таких попыток может серьезно ударить по репутации президента, пришедшего к власти на волне борьбы с засильем олигархов и коррупционеров ельцинской эпохи. Зато оппозиции такая постановка вопроса может быть выгодна - это выставит президента человеком, покрывающим жуликов.

Такого развития событий допустить нельзя, и это является главной задачей форума. В ходе заседаний трибуна будет предоставлена политикам, экономистам, предпринимателям, политологам - всем, кто имеет свой взгляд на проблему и желание прояснить ситуацию. Одной из главных тем для обсуждения на предстоящем заседании станут ошибки при проведении залоговых аукционов по крупным предприятиям, типичных в середине 90-х годов. Важно, чтобы не повторились аукционы по тому же сценарию, по которому от государства "ушли" "Норникель", "Сибнефть", "ЮКОС" и т.п. Это было бы вдвойне абсурдно на фоне проводимого государством курса на национализацию ряда предприятий нефтяной отрасли и потребовавшего много времени, сил и денег возвращения контрольного пакета в "Газпроме". Если теперь вдруг будет выбран тот или иной объект на продажу, все вышеописанные действия потеряют смысл.

В этой связи в первую очередь приходит на ум ситуация с продажей "Связьинвеста". На мой взгляд, существующая схема проработана не до конца. И в первую очередь, необходимо широкое обсуждение этой, бесспорно, серьезной проблемы. Возникает целый ряд закономерных вопросов - зачем нам продавать крупный холдинг, представляющий собой практически всю связь России, то есть еще одну естественную монополию? Ведь, как известно, именно естественные монополии по большей части имеют репутацию олигархических структур, замешанных в уже упомянутом выше переделе собственности. Второй вопрос - какой смысл в продаже "Связьинвеста" буквально за бесценок? Ведь 2-3 млрд долл отнюдь не являются рыночно обоснованной ценой аналогичных компаний на Западе. Как известно, капитализация того же Vodafon составляет порядка 150 млрд долл, а испанской Telefonica - 80 млрд долл. В российском бюджете сейчас достаточно средств от продажи нефти, и не логичнее было бы вложить их сейчас в развитие холдинга с тем, чтобы потом продать его по частям на мировых площадках, где цена таких компаний не в пример выше? Стоит также вспомнить, что продажа только 25 проц "Связьинвеста" в свое время уже привела к масштабному скандалу и спровоцировала настоящую "войну олигархов". Трудно представить, какие последствия может повлечь за собой сделка по передаче в частные руки сразу 75 проц акций холдинга.

Кроме того, очевидно, что нынешнюю сделку планируют осуществлять все по той же печально знаменитой схеме залоговых аукционов. Суть этой схемы прежняя - государство практически дарит свежеиспеченным олигархам активы для их последующей реализации за рубежом в качестве частных предприятий. Естественно, при такой продаже капитализация этих активов будет уже совершенно другой. У государства есть все возможности в случае необходимости самостоятельно реализовывать свою собственность за границей, но оно предпочитает довериться частным лицам.

На мой взгляд, этого ни в коем случае нельзя допустить. На заседании форума вопрос о "Связьинвесте" будет поднят в числе прочих. Активизация работы общественного комитета обусловлена еще и тем, что практически не осталось надежды на активизацию работы по защите госсобственности со стороны Государственной думы. Напротив, депутаты Госдумы, многие из которых являются лоббистами интересов олигархов, могут лишь делать все возможное, чтобы ухудшать законодательство в этой области. Стоит вспомнить хотя бы ситуацию с докладом председателя Счетной палаты Сергея Степашина об итогах приватизации. Из взвешенного и актуального документа, предполагающего нормальный разговор о всех аспектах ситуации в Госдуме сделали "тайну, покрытую мраком". Между тем, раздувание слухов и домыслов, замалчивание правды в данной ситуации в корне неверно. То, что можно исправить, нужно исправлять, а то, что исправить нельзя - необходимо изучать. В экономике - как в медицине: чтобы вылечить человека, нужно изучить причины его болезни, поставить верный диагноз, и только после этого начать лечение. Лишь в этом случае можно надеяться на то, что больной выздоровеет.

Но даже если продажи крупных предприятий удастся избежать, государство подстерегает еще одна опасность - приватизация Федеральных государственных унитарных предприятий /ФГУПов/. Это вторая основная тема, которая будет затронута в ходе обсуждения на форуме. В России порядка 8 тыс ФГУПов, и среди них действительно много неприбыльных и являющихся для государства балластом. Если вновь вернуться к прежним временам, то стоит отметить, что в разгар приватизации первыми были проданы самые лучшие, рентабельные ФГУПы, а плохие никто не хотел брать. Конечно, от таких предприятий, в которых государство часто является миноритарным акционером или имеет долю, необходимо избавляться, пускать их в коммерческий оборот. Но надо следить и за тем, чтобы "вместе с водой не выплеснуть ребенка". Среди 8 тыс ФГУПов вполне могут быть вкраплены 1-2 тыс действительно выгодных и прибыльных объектов. Не исключено, что в общей волне приватизации их втихаря продадут в общей массе, незаметно. Достаточно вспомнить хотя бы, что пресловутая "Сосновка-1" /владельцем которой стал бывший премьер-министр РФ Михаил Касьянов/ тоже была ФГУПом. Она была продана фактически в соотношении 1:100 - при цене в 100 млн долл "ушла" всего за 1 млн долл. И таких "Сосновок" может быть не одна, и не две, а гораздо больше.

В этой связи особенно важно предотвратить инициированные в Госдуму Росимуществом поправки в закон "О приватизации", облегчающие этому ведомству махинации с федеральными государственными унитарными предприятиями. Под тем соусом, что ему нужно как можно быстрее избавиться от неликвидов, Росимущество хочет, чтобы ему законодательно разрешили продажу ФГУПов без конкурсов и предварительных объявлений. На мой взгляд, это опасная и вредная затея. Во первых, она может помочь Росимуществу легализовать проведенные им за предыдущие семь лет сделки. Насколько мне известно, примерно в тысяче случаев оно превысило свои должностные полномочия, в обход закона "О приватизации" распродавая огромное количество объектов. Теперь эти сделки могут быть покрыты задним числом. Но самое важное - принятие поправок облегчит Росимуществу манипулирование теми объектами, что пойдут на продажу сейчас. Если даже в случае с той же "Сосновкой-1" конкурс был подтасованным, то чего можно ожидать, если подобные, как считают некоторые, "формальности", будут вовсе отменены?

Поэтому подчеркиваю, что вопрос о предложении по новому порядку приватизации ФГУПов будет особо выделен в повестке дня форума. Общественный комитет ставит себе задачу отслеживать ход каждой продажи ФГУПа, и, в случае наличия доказательств ее незаконности, незамедлительно подавать иски, требующие признать данную сделку недействительной. Возможно, это не приведет к немедленным результатам, но, как минимум, таким образом все незаконные сделки будут зафиксированы в соответствующих инстанциях. Также хочу отметить, что заседания общественного комитета отнюдь не ограничатся одноразовой встречей из разряда "поговорили и разошлись". Напротив, мы планируем организовать постоянно действующее объединение, при котором на постоянной основе будут функционировать специально созданные рабочие группы. В большой степени работа будет активизирована на интернет-портале www.bunich.ru. Здесь в режиме онлайн будут проводиться обсуждения насущных проблем с участием юристов, экономистов, специалистов по вопросам приватизации. В обсуждениях можно будет свободно принимать участие, мы всегда доступны и открыты для контактов со всеми, кого интересуют проблемы, связанные с приватизацией госсобственности.

Еще один важный вопрос, который будет подниматься на заседаниях форума - проблема непрофильных активов. Дело в том, что олигархи, получающие неограниченные доходы с помощью нерегулируемых тарифов, столкнулись с проблемой - куда эти доходы девать? На помощь пришли те самые непрофильные активы, которые и были скуплены бизнесменами, желающими куда-то вложить прибыль. Теперь ситуация с ними развивается следующим образом - владельцы непрофильных активов сидят на них, "как собака на сене", и абсолютно не заинтересованы вкладываться в их развитие. Между тем, представители малого и среднего бизнеса могли бы использовать свою инициативу и деловую хватку для того, чтобы повысить эффективность работы таких предприятий, однако все "подходы" к ним намертво перекрыты. Ситуация напоминает ту, что сложилась на закате советской власти - освободить предприятия из-под гнета главков и министерств было тогда насущной необходимостью. Для того, чтобы получить самостоятельность, стремящиеся к большей свободе предприятия активно использовали такие методы, как хозрасчет, аренда и т.п. Сейчас времена изменились, но свободы у таких объектов, называющихся теперь "непрофильными активами", больше не стало.

На данный момент совершенно очевидно, что вышеизложенные темы вызывают большой интерес у самой разной аудитории. Поэтому особую важность приобретает создание некоей независимой площадки для обсуждения вопросов, которым, к сожалению, не уделяет должного внимания Госдума /прямой задачей которой это должно было бы являться/. Поэтому еще раз повторюсь - к участию в форуме приглашаются все заинтересованные граждане, специалисты, общественные деятели. Наша задача - обеспечить им возможность обсуждать проблемы, выявлять их, предлагать возможные методы решения спорных вопросов. В перспективе не исключено, что общественный комитет несколько расширит круг обсуждаемых тем. В частности, возможно обсуждение эффективного и прозрачного использования резервов Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов. Хочу заметить, что такая деятельность могла бы быть одной из задач Общественной палаты - мы могли бы взаимодействовать с ней, предоставляя наши наработки. Однако такое взаимодействие возможно лишь в том случае, если к деятельности Общественной палаты будут привлечены специалисты - экономисты и юристы, а не балерины и модельеры.

На начальном этапе мы ожидаем присутствия на заседании форума около 100 человек. Однако это лишь начало долгой и кропотливой работы, и мы надеемся, что в дальнейшем число участников заседаний будет значительно выше. Что касается периодичности нашей работы, то хочу подчеркнуть - рабочие заседания в офисе мы планируем проводить раз в неделю, а большие мероприятия, подобные нынешнему заседанию - раз в месяц.

Андрей Бунич, Президент Союза предпринимателей и арендаторов России
АЭИ "Прайм-ТАСС"
http://bunich.ru/article/index.php?id=56

viperson.ru

Док. 318224
Перв. публик.: 15.09.05
Последн. ред.: 10.02.12
Число обращений: 611

  • Бунич Андрей Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``