В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Бунич: Интернетизация телевидения - реальный шаг к Большой Восьмерке Назад
Андрей Бунич: Интернетизация телевидения - реальный шаг к Большой Восьмерке
В конце апреля в Москве прошел круглый стол на тему "Интерактивные технологии и интернет-телевидение". Мы пообщались с одним из участников этого мероприятия - известным российским экономистом и общественным деятелем, Андреем Буничем.

- Господин Бунич, какие предпосылки были для проведения такого круглого стола?

- Я не открою Америки, если процитирую Маршалла Мак-Люена. Первая глава его книги "Understanding Media" называется "Средство коммуникации есть сообщение" - "Media is the message". И сейчас эти его слова, эта идея стала еще более актуальной, на наших глазах сама система передачи информации и сама технология начинают обуславливать то содержание, которое следует за этой технологией. Изменения в технологии, в конечном счете, обуславливают изменения и социальной, и культурной среды в целом, вырабатывают новую систему, новый стиль, язык, и вообще меняют на очень высоком уровне сознание.

- В каких сферах происходят наиболее яркие изменения?

- Прежде всего, это относится к сочетанию Интернета и телевидения, поскольку это, на мой взгляд, поворотный пункт. Само создание Интернета уже было важным месседжем, т.е. сообщением, по Маршаллу Мак-Люену, поскольку изменило коммуникативную среду в широком плане во всем мире. Сочетание Интернета с телевидением еще больше, на мой взгляд, изменит тот мир, в котором мы живем, поскольку оно таит в себе массу возможностей для дальнейшего совершенствования технологий и дальнейшего еще большего изменения сознания.

- На ваш взгляд, Интернет и традиционное ТВ не станут конкурентами, борющимися за зрительское признание?

- Я вижу в их взаимной интеграции большую перспективу и чувствую, что именно на этом пути произойдет в ближайшие годы (я не могу назвать сроки, но мне кажется, что довольно быстро) новый технологический прорыв. И, по моему мнению, все, кто занимается интернет-телевещанием, могут, в конечном счете, стать определяющими и в телевизионном мире в целом, поскольку старые системы передачи сигнала будут занимать все более узкое место, и центр тяжести будет переходить не к тем, кто просто передает сигнал, а к тем, кто создает содержание, к тем, кто обуславливает смысл и передает то, что интересно видеть.

- Во что конкретно выльется эта кооперация?

- Поскольку передавать можно будет по-разному (и через спутник, и через башню, и через кабельные сети и пр.), если качество изображения станет одинаковым, то центр конкуренции переместится в сферу контента, в сферу определенных раскрученных брендов. И те, кто в этот момент будут обладать наиболее продвинутыми организационными формами, системами управления в этой области, сильными командами, определенными творческими решениями, которые более соответствуют новой технологии, - они, конечно, получат сразу же перевес над теми, кто по-прежнему, по старинке будет сидеть в "Останкино" и работать старыми методами.

- Считаете ли вы, что ваш проект www.megabit.tv в свете озвученных выше тезисов получает определенное преимущество на зарождающемся рынке?

- Мы не считаем себя кому-то конкурентами, и не утверждаем, что мы с кем-то пересекаемся в этой области, поскольку пока еще в этой сфере нет никакой конкуренции. К сожалению, а может, к счастью для тех, кто присутствует, большинство людей еще не понимает серьезности этих сдвигов и по настоящему этим не занимается.

Поэтому мы думаем, что у всех нас могут быть единые интересы по продвижению не только этой новой технологии, но и нового стиля мышления, новой культуры. Что такое, например, пропаганда интернет-телевидения, с моей точки зрения? Это еще и пропаганда определенного способа жизни, связанного с Интернетом, поскольку многие люди сейчас не пользуются Интернетом, но, если они узнают, что через интернет можно смотреть телевизионную картинку, у них появится гораздо больший стимул вообще находиться и пользоваться Интернетом. Таким образом, зацепившись за телевизионную часть, он через какое-то время может оказаться вообще пользователем всей системы Интернета. Хотя сейчас происходит наоборот: именно только те, кто зацепились за чисто интернетовскую часть, интересуются телевизионной частью Интернета. Но в будущем это все может поменяться.

- Как будет формироваться новый рынок вещания в ближайшее время?

- Я вижу здесь как раз общее поле для сотрудничества, потому что есть набор общих целей, которые актуальны. Я считаю, что всем было бы интересно сфокусировать на этой проблеме внимание общества, чтобы люди, прежде всего, элита общества - те, кто принимает решения в бизнесе, политике, те, кто определяет дальнейшее развитие общества - поняли перспективу этого. С тем, чтобы эта новая культура для элиты стала решающей, я думаю, согласны все.

- В таком случае должна быть объединяющая идея?

- Что нас должно сплачивать - так это изменение формата информационного поля, перенос центра тяжести от одних способов его управления, от архаичных способов управления информационным полем, к новым, более современным. Это создает большие возможности для бизнеса, для большей капитализации в этой сфере, для привлечения серьезных инвесторов, потому что если они почувствуют, как изменится информационное поле, как изменится технология, то сюда устремятся большие деньги. Когда это из некоей игрушки, как сейчас, когда кто-то в экспериментальном режиме что-то делает для очень узкой группы, превратится в потенциально серьезный бизнес, тогда, конечно, произойдет решительный поворот, который впоследствии позволит перейти на качественно новый уровень, на другую более высокую ступень.

- Можете ли вы четко обозначить общие цели?

- Это продвижение новой культуры и перестройка информационного поля. И в них мы можем найти массу точек соприкосновения. И тогда мы заинтересованы в объединении, поскольку много небольших структур не могут принципиально изменить положение. Но если они объединены, если они ведут какую-то планомерную кампанию, то они могут серьезно воздействовать на общественное мнение. Пускай не на миллионы людей (это сейчас и не нужно), но хотя бы, как я уже говорил, просветить общими усилиями элиту мы, я думаю, в состоянии. А через нее транслировать уже изменения и дальше.

- Несмотря на описанные перспективы, следует признать, что сегодня этот сегмент вещания находится в зачаточном состоянии.

- Многие из тех, кто занимается интернет-телевидением, с кем я разговаривал, считают неважным, что никто не обращает на них внимания. Они полагают, что новое поколение, которое "сидит" в Интернете, вырастет и будет все понимать. Но этого придется ждать долго, пока оно вырастет - лет десять-пятнадцать. Зачем же нам ждать, пока вырастут все эти молодые люди, которые уже все понимают, и будут нести новую культуру? Может быть, просветить все-таки тех, которые сейчас еще не просвещены в достаточной мере, но которые в данный момент принимают решения, и создать условия для осуществления быстрых сдвигов именно в ближайшие 2-3 года, 5 лет?

Я думаю, что это важно для России как для потенциально мировой державы. Если уж мы, допустим, отстали в индустриальной фазе и никогда не догоним в этом развитые индустриальные страны, то в сфере новых технологий, прежде всего, в сфере современных средств коммуникации отстать мы еще не успели. И если мы вложим какие-то средства (может быть, по понятиям мирового сообщества эти средства будут небольшими) в то, чтобы создать точно такие же системы связи, которые действуют в Европе и Америке, то мы можем в этом направлении выйти на уровень этих стран. Это не такие огромные вложения, которые не были бы подъемны с учетом наших нефтяных доходов. Поэтому это вполне реальная задача, чтобы у нас сразу появились самые передовые методы и системы, например, Wi-Fi, Wi-Max.

- Нам в этом плане проще, чем западным странам: существует пример, проторенная дорожка?

- Мы не обязаны повторять тот путь, которым шли западные страны десятки лет. Нам не обязательно повторять все их ошибки и в точности попадать в те же канавы, в какие они падали по пути? Мы уже видим, к чему они пришли, и можем это в каком-то смысле скопировать. Поэтому я считаю, что у нас изменения могут происходить гораздо более быстрыми темпами. Фактически, при желании, если еще разбудить тех, кто находится наверху, эти изменения могут произойти даже в 2-3 года и полностью перестроить всю систему коммуникаций и, соответственно, сделать в этом направлении Россию реальным членом "Восьмерки".

В противном случае пострадают даже интересы безопасности России, поскольку если мы не сделаем необходимых шагов и отстанем и на этом направлении, то тогда это будет уже неконкурентноспособная страна, просто в силу недостаточной скорости передачи сообщений. И пока на Дальнем Востоке будут узнавать, что произошло в Москве, политическая ситуация может измениться, а люди все еще не будут знать. Мы окажемся в положении какой-то древней цивилизации. Окажемся подобными империи Инков, которая оказалась не в состоянии противостоять к испанским конквистадорам просто по техническим основаниям - в результате 50 тысяч инков бежали от 150 испанцев. Россия просто по причинам безопасности не может сейчас игнорировать то, что происходит в мире.

- Если консолидация случится, какой будет конечная цель?

- Если мы все объединим усилия и просветим и общество, и элиту, и государственную власть подвигнем на определенные шаги, то это будет выгодно всем, и тем, кто здесь (участники круглого стола - прим. авт.) находится, и тем, я уверен, кто еще может примкнуть к этому кругу.

"Интернет.ру"
http://bunich.ru/article/index.php?id=83

viperson.ru

Док. 318148
Перв. публик.: 29.05.06
Последн. ред.: 10.02.12
Число обращений: 564

  • Бунич Андрей Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``