В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Губернатор Брянской области: `Брянская область понесла колоссальные потери от Чернобыльской трагедии` Назад
Губернатор Брянской области: `Брянская область понесла колоссальные потери от Чернобыльской трагедии`
Авария на Чернобыльской АЭС стала крупнейшей экологической и гуманитарной катастрофой двадцатого века. О том, как в Брянской области решаются проблемы, вызванные этой трагедией, корреспондент ИА REGNUM расспросил губернатора области Николая Денина.

ИА REGNUM: Николай Васильевич, каковы реальные масштабы радиационного удара по Брянской области?

Мы находимся в числе 14 пострадавших регионов России. На нас пришлось 64% радиационной мощи. Среди пострадавших областей России только в Брянской области представлены все радиационные зоны, в том числе зоны отчуждения и отселения. Загрязненной оказалась треть нашей территории с числом жителей около полумиллиона человек. Чтобы легче понять масштабы трагедии для Брянщины, сопоставлю несколько цифр. Если на Украине в зоне жесткого радиационного контроля проживало 50 тысяч человек, во всей Белоруссии 110 тысяч, то в одной только Брянской области - 112 тысяч человек. Из них 56 тысяч пришлось переселять.

Радиоактивному загрязнению плотностью свыше 1 Кюри на квадратный километр подверглось более 40% площадей. В настоящее время более 350 тысяч гектаров сельхозугодий имеют уровень загрязнения цезием-137 свыше 1 Кюри на квадратный километр.

Значительный ущерб был нанесен и нашему лесному фонду. Пострадало более 170 тысяч гектаров государственного лесного фонда, из них почти 70 тысяч гектаров загрязнено радионуклидами плотностью свыше 5 Кюри на квадратный километр. Также пострадали и сельские леса области.

ИА REGNUM: В других регионах России, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, нет зон отчуждения и отселения?

В Брянской области по данным на 1 декабря 2005 года к зонам радиоактивного загрязнения относятся 978 населенных пунктов. В них проживает более 350 тысяч человек. Правительством России был подготовлен проект постановления о новом перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения.

Когда данный проект поступил в администрацию на согласование, мы увидели, что примерно 120 населенных пунктов, где проживает 87 тыс. человек, (в том числе Новозыбков, Навля и другие), по нашему мнению, необоснованно переводят в более низкую радиоактивную зону или вообще делают "чистыми". Мы не могли с этим согласиться, и после предоставления наших аргументированных возражений, вопрос принятия нового перечня был отложен до весны 2006 года.

Полагаем, что для решения данной проблемы нужно создать рабочую группу из представителей МЧС России, Росгидромета, Минздрава и представителей Брянской области для того, чтобы найти наиболее верное взаимное решение, которое бы не ущемляло интересы пострадавшего населения Брянщины.

ИА REGNUM: Повышение заболеваемости раком после аварии - факт непреложный. Что предпринимается для охраны здоровья населения?

Распространенность заболеваний среди населения районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, превышает средний показатель по области на 10-60%, а у детей - в 1,2-2 раза. Острую тревогу вызывает значительный рост числа заболеваний раком щитовидной железы среди жителей области. С 1986 по 2004 годы показатель заболеваемости этой патологии возрос с 3,3 до 23,6 случаев на 100 тысяч населения. По России этот показатель не превышает 5,4. Специалисты, в том числе и зарубежные, рассматривают этот факт как явление онкоэпидемиологического характера, связанного с воздействием радиационного фактора после катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Поэтому важно сконцентрировать все ресурсы: финансовые, материальные, научно-методические, кадровые на преодоление медицинских последствий. Тем более, что резервы, как внутренние, так и внешние, у нас есть и немалые.

ИА REGNUM: Например?

Во-первых, у нас регулярно проводится спецдиспансеризация, которая дает реальную картину состояния здоровья населения, и определяет в дальнейшем стратегию и тактику последующих действий. Кроме того, мы постепенно пытаемся решать задачу укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения юго-западных районов. Невозможно обеспечить проведение диагностических обследований, лечебных процедур на медицинском оборудовании, которое исчерпало свои ресурсы на 60-80%.

Серьезной проблемой остается обеспеченность лечебно-профилактических учреждений квалифицированными медицинскими кадрами. В целом лечебные учреждения чернобыльской зоны обеспечены врачами на 68%, а по таким "дефицитным" специальностям как врач-анестезиолог и эндокринолог, соответственно на 49 и 58%. Объем финансирования мероприятий по охране здоровья населения юго-западных районов из областного бюджета постоянно растет, а на 2006 год увеличен на 25% по сравнению с 2005 годом.

Не так давно из резервного фонда Президента Российской Федерации В.В. Путина выделены 1 430 тыс. рублей для приобретения медицинского оборудования в Новозыбковском родильном доме и 1 500 тыс. рублей - для Клинцовского родильного дома. Разработаны и приняты областные программы, направленные на обеспечение на должном уровне медицинского обслуживания населения пострадавших территорий.

24 ноября 2005 года Брянской областной Думой принят Закон "О дополнительных мерах социальной защиты населения Брянской области, подвергшегося радиационному воздействию". Со своей стороны мы надеемся на более действенную государственную поддержку в решении вопроса охраны здоровья населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС, особенно сейчас, когда развитие здравоохранения объявлено одним из четырех национальных приоритетных направлений.

ИА REGNUM: Николай Васильевич, какой стороной медали обернулась "монетизация льгот" для чернобыльцев?

Финансовые средства на реализацию федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выделяются из федерального бюджета.

За 9 месяцев 2004 года в Брянскую область поступило 694 млн. рублей на выплату компенсаций и предоставление чернобыльских льгот. А за такой же период 2005 года через казначейство и отделение Пенсионного фонда из федерального бюджета в область направлено для выплаты населению 1 миллиард 265 миллионов рублей, а это почти в 2 раза больше, чем за соответствующий период 2004 года.

Год назад в России и в Брянской области состоялось немало протестных акций ликвидаторов. На это их подтолкнуло отсутствие четкой законодательной нормы, из-за чего суды, рассматривая дела инвалидов-ликвидаторов, при принятии решений устанавливали им разные коэффициенты сумм возмещения вреда - от 1,18 до 1,85. Получалось, что люди, работавшие на ликвидации последствий катастрофы в одном и том же месте, получившие одинаковую группу инвалидности, в итоге за вред, причиненный здоровью, получали суммы, значительно отличающиеся друг от друга. Рассчитываем, что решению этой проблемы поможет принятие Государственной Думой законопроекта, уже имеющегося у депутатов. Администрация области обратилась к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой ускорить рассмотрение законопроекта. До конца этот вопрос, к сожалению, не отрегулирован, но ситуацию с помощью федерального центра удается изменить к лучшему. По состоянию на 1 декабря 2005 года на выплату компенсации инвалидам "чернобыльцам" в область поступило 72,9 млн. рублей, По сравнению с прошлым годом, объемы финансирования увеличены в 2,5 раза.

ИА REGNUM: Наверняка, имеются и неразрешенные проблемы?

Верно. Например, недостаточно четко отработан механизм выплаты денежных компенсаций работающим в радиационных зонах. Пока не налажено должное взаимодействие между работодателями и органами социальной защиты населения, которые осуществляют эти выплаты.

Есть вопросы по выплатам компенсаций на питание детей, как школьников, так и тех, кто посещает детские сады и ясли. Новый порядок, утвержденный на основе 122-го закона, требует, чтобы деньги на питание детей выплачивались родителям на руки. А придут ли эти деньги в столовую на питание ребенка или будут истрачены нерадивыми родителями на что-то другое, этот вопрос остается открытым. Наша прямая обязанность отработать этот механизм так, чтобы ни одна копейка, направленная на питание детей, иначе не могла быть потрачена.

ИА REGNUM: Что делается для реабилитации сельскохозяйственных угодий?

Для Брянской области ущерб, нанесенный сельскому хозяйству аварией на Чернобыльской АЭС, был особенно ощутимым. Удельный вес пострадавших юго-западных районов в производстве сельскохозяйственной продукции в 1986 году составлял по зерну - 22%, по картофелю - 34 %, по овощам - 28%, по животноводству - 24 % от валового показателя по области.

С 1985 по 2004 годы в этих районах в разы сократилось поголовье крупного рогатого скота, свиней. Уменьшилось производство молока и мяса. Юго-западные районы области за 1987-2004 годы недополучили сельскохозяйственной продукции на 306,4 млн. долларов США или 8,8 млрд. рублей.

С 1986 по 1992 годы в этих районах интенсивно проводился весь комплекс работ по функционированию агропромышленного производства в условиях радиационного загрязнения. Известкование, фосфоритование, внесение повышенных доз калийных удобрений, коренное и поверхностное улучшение естественных кормовых угодий позволили создать такой уровень плодородия почв, при котором поступление радионуклидов в сельскохозяйственную продукцию снизилось от 2,4 до 7 раз. Но затем, к сожалению, с 1993 года государственная поддержка реабилитационных мероприятий стала резко сокращаться и составляла в 1994 году - 20%, а в 1996 - уже 4 % от потребности. И только в последние два года положение дел стало немного улучшаться.

Защитные мероприятия на загрязненных сельхозугодиях будут проводиться до 2050 года. Без этого невозможно будет производить нормативно чистую продукцию. Радиационная обстановка на сельскохозяйственных угодьях остается сложной. Особо это относится к так называемым "критическим" хозяйствам, которых в юго-западных районах Брянщины насчитывается 32. Плотность загрязнения сельхозугодий в них в среднем составляет 11,6 Кюри на квадратный километр, а по некоторым участкам - 30, 40 и более Кюри на квадратный километр.

Для этих хозяйств применение всего комплекса реабилитационных защитных мероприятий является жизненно необходимым. Однако за 2004-2005 годы юго-западные районы по чернобыльской программе не получили ни килограмма калийных удобрений, ферро-цеонидсодержащих препаратов. Поэтому администрация области принимает все возможные меры для возобновления финансирования из федерального бюджета работ по мониторингу за миграцией радионуклидов, закупке специальных препаратов для блокирования поступления радиоцезия в молоко и мясо, калийных удобрений в необходимых количествах, обеспечению в полном объеме агротехнических и агрохимических работ на пашне и естественных кормовых угодьях.

Расчеты показывают, что на выполнение всего комплекса защитных мероприятий в сельскохозяйственных предприятиях, фермерских хозяйствах и в личных подсобных хозяйствах граждан требуется ежегодно не менее 210 миллионов рублей. Результаты последних встреч с Министром сельского хозяйства Российской Федерации Гордеевым, руководителями фракций Государственной Думы вселяют уверенность в том, что ситуация с развитием агропромышленного комплекса в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, изменится в лучшую сторону и финансирование из федерального бюджета чернобыльских программных мероприятий будет возобновлено.

Президентом России Владимиром Путиным развитие сельскохозяйственного производства также отнесено к национальным приоритетам. Мы надеемся, что реализация этого приоритета должна сыграть особую роль на сельских территориях, пострадавших от страшной чернобыльской беды.

ИА REGNUM: Вы объявили, что с нового года любое строительство должно длиться не более трех лет. Как быть с теми долгостроями, что достались в наследство от прежней власти, в том числе и с теми, которые возводились по так называемым "чернобыльским программам"?

В начале 90-х годов в Брянской области велось интенсивное строительство объектов, связанных как с переселением граждан из зон радиоактивного загрязнения, так и обеспечением нормальной жизнедеятельности в юго-западных районах. К строительству объектов были привлечены 160 подрядных организаций из 54 регионов Российской Федерации. Но в 1996 году области было выделено только 8,5% государственных инвестиций от объемов, предусмотренных программами, а в период с 1997 по 2001 год - чуть более 19%.

Иногородние строительные организации с 1994 года были вынуждены бросать начатое ими строительство и покидать область, оставляя огромное количество незавершенных объектов общей стоимостью около 1,8 миллиарда рублей.

Во всех поселках компактного переселения остались недостроенными объекты соцкультбыта, производственного назначения, инженерные коммуникации, что поставило условия проживания уже переселившихся в эти поселки чернобыльцев на грань экстремальных. Произошло определенное психологическое изменение в сознании населения, проживающего на загрязненной территории. Проблема переселения в чистую зону перестала быть для них основной, и на первый план вышло создание условий для безопасного проживания на загрязненной территории. Тогда и появились проекты строительства многоэтажных жилых микрорайонов в городах Новозыбков и Клинцы, физкультурно-оздоровительных комплексов почти во всех районных центрах чернобыльской зоны и многих других объектов соцкультбыта.

Сегодня на территории области остаются недостроенными более 500 таких объектов, в отношении которых надо принимать срочные меры. Необходимо доработать федеральную целевую подпрограмму "Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС", предусмотрев в ней завершение до 2010 года строительство всех жизненно важных объектов здравоохранения, образования, социальной сферы, инженерной инфраструктуры, объектов газификации населенных пунктов на радиоактивно загрязненной территории и в местах компактного проживания переселенцев, создания в них дополнительных рабочих мест. Причем, участие в выделении для этих целей финансовых ресурсов должны принимать как федеральный бюджет, так и областной и муниципальные бюджеты. К этому должны привлекаться также хозяйствующие субъекты и частные лица.

Долгострой 90-х годов - это тяжелейшее бремя. Кому, скажите, нужен торговый центр площадью в 2000 квадратных метров в поселке Московский? Или возьмем физкультурно-оздоровительные комплексы в Клинцах, Красной Горе, Новозыбкове с началом строительства в 1991-1995 годах. Десятки миллионов бюджетных средств освоены на этих объектах, десятки миллионов требуются, чтобы это строительство завершить. Без эффективного участия федерального центра с этой проблемой нам не справиться. Мы готовы включать в решение этой проблемы и финансовые возможности муниципальных районов, областного бюджета.

ИА REGNUM: Администрация области заявила о разработке программы по реабилитации чернобыльских лесов. Что сделано?

В зонах наибольшего радиоактивного загрязнения скопилось почти 3 миллиона кубометров древесины. В Злынковском и Клинцовском опытных лесхозах, Новозыбковском и Красногорском сельских лесхозах образовались целые массивы мертвого леса с объемом сухостойной древесины около 1 млн. кубометров, который ежегодно увеличивается на десятки тысяч кубометров из-за невозможности проведения рубок ухода за лесом.

Из-за опасности возникновения на этой территории лесных пожаров существует большая угроза вторичного радиоактивного загрязнения прилегающих областей России, Белоруссии и Украины. Это может привести к увеличению дозовых нагрузок у населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС.

Правительство Российской Федерации в апреле 2005 года дало поручение администрации области, заинтересованным министерствам и ведомствам разработать концепцию федеральной целевой программы реабилитации лесов в зонах наибольшего радиоактивного загрязнения Брянской области для последующего ее представления в Правительство России. Непросто идет согласование данной программы, но мы надеемся, что она все же будет принята и позволит изменить ситуацию с лесами, образно говоря, дышащими радиацией.

ИА REGNUM: На ваш взгляд, меняется ли отношение федеральных органов власти к чернобыльской беде?

Я уверен, что наша совместная работа с федеральным центром поможет минимизировать последствия чернобыльской катастрофы и послужит дальнейшему успешному социально-экономическому развитию как Брянской области, так и всех регионов России и ближнего зарубежья, пострадавших от чернобыльской беды.

27.04.2006
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=32&razdel=main&statja=10045

Док. 318083
Перв. публик.: 27.04.06
Последн. ред.: 08.06.07
Число обращений: 495

  • Денин Николай Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``