В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Виктора Христенко журналистам японских СМИ Назад
Интервью Виктора Христенко журналистам японских СМИ
Какие у России и Японии могут быть планы по сотрудничеству в области энергетики помимо нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан?

- Сфера энергетики во взаимоотношениях наших стран не ограничивается только нефтепроводом Восточная Сибирь - Тихий океан. Идет активное сотрудничество по Сахалинскому шельфу, есть проекты Сахалин-I и Сахалин-II, в которых принимают активное участие японские компании и которые являются проектами, достаточно серьезными по инвестициям и значению. Среди новых совместных планов - строительство энергомоста Сахалин-Хоккайдо, разработка угольных месторождений Сахалина. Еще одна актуальная тема для сотрудничества России и Японии - технологии энергоэффективности и энергосбережения, что перекликается, в том числе и с тематикой Киотского протокола. Поэтому энергетическая повестка России и Японии гораздо шире, чем локальные проекты.

Как обстоят дела с реализацией проекта Восточного нефтепровода?

- Мы активно ведем консультации с японской стороной по этому проекту, они идут на уровне компаний и правительственных структур. Вопрос лежит в плоскости возможных форм участия японских компаний или японского правительства в реализации этого проекта, и в первую очередь это связано со вторым этапом строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Первый этап на сегодня утвержден и проходит государственную экспертизу. По ее завершении мы надеемся в начале следующего года "выйти в поле" для строительство трубопроводной системы.

Сейчас кроме проведения экспертизы на этапе Тайшет - Сковородино идет работа по расширению всей подводящей системы до Тайшета, которая была бы способна принять больший объем нефти. Идет параллельно работа с компаниями, которые имеют месторождения в Восточной Сибири и которые планируют и проектируют свои промысловые нефтепроводы до новой магистрали. Поэтому здесь первый этап в значительной степени ждет лишь выхода на начало строительных работ, при этом первый этап подразумевает создание терминала на побережье Тихого океана с тем, чтобы часть нефти, транспортируемая до Сковородино, могла бы дальше двигаться по железной дороге до побережья и отгружаться на рынки Азиатско -Тихоокеанского региона.

Второй этап требует глубокой проектной проработки. И в нем мы видим возможность участия японских компаний и обсуждаем ее с нашими японскими коллегами. Хочу напомнить, что решение в целом по системе всей Тайшет - Тихий океан принято и стратегически очерчено даже в цифрах - до 80 млн тонн нефти ежегодно, до 50 млн тонн до Тихого океана, в том числе до 30 млн тонн в Китай. Это общее рамочное стратегическое решение. Выход на проектирование второго этапа нефтепровода начнется после начала строительных работ по первому этапу, не раньше. Раньше и целесообразности нет, надо завершить экспертизу и принять окончательное решение по реализации первого. Это потребует времени и это достаточно дорогая работа. Мы надеемся что, в финансировании проектной деятельности будут принимать участие наши японские коллеги. Тут как договоримся. Сроки реализации второго этапа зависят еще от одного фактора - начала процесса освоения и подготовки программ компаниями, работающими в Восточной Сибири. Сегодня часть месторождений Восточной Сибири находится уже у тех или иных нефтекомпаний, а часть находится в нераспределенном фонде недр. Минприроды РФ в настоящее время завершает подготовку программы предоставления этих участков недр в пользование. Появление недропользователей с одной стороны, а с другой стороны начало строительства первого этапа - это два ключевых момента, которые позволят самим компаниям уже точно состыковать графики разведки и обустройства месторождений и более точно выстраивать план расширения трубопроводной системы. Надеюсь, что на все это потребуется не так много времени и в течении реализации первого этапа, а завершится он должнен до конца 2008 года, ответы на все вопросы уже появятся.

Возможно ли создание консорциумов при освоении месторождений?

- В соответствии с российским законодательством предоставление права на освоение недр идет на аукционах, и компании могут заявлять свое право на них. А как они организовали свою работу - в виде консорциума, или самостоятельно - это уже их дело. Со стороны государства мы не планируем организационных действий по консолидации компаний для освоения ресурсов, это коммерческое дело. При этом компании ничем не ограничены в выборе тех партнеров, которые наиболее эффективно могут разделить риски, возникающие при освоении новых месторождений.

Хотел бы отметить, что реализация проекта по транспортировке нефти на Азиатско-Тихоокеанский рынок всегда интересна с точки зрения его кредитования банками и финансовыми структурами. Это означает, что больших проблем для структурирования финансовой основы этого проекта нет, деньги собрать можно, и думаю, что для многих кредиторов будет большой удачей профинансировать проект. Тем более, что он реализуется компанией Транснефть, имеющей международный рейтинг выше суверенного, и чье финансовое состояние не вызывает вопросы у кредиторов. Я думаю, что привлекать ресурсы - больше техническая работа, нежели политическая. А выбирать придется те финансовые организации, которые будут предлагать наиболее дешевые и длинные деньги. Поэтому можно сказать, что и для японских финансовых институтов открыта дверь финансирования проекта трубопровода и мы даже структурируя финансирование первого этапа строительства, рассчитываем, что с эффективными предложениями выйдут японские банки.

Что вы думаете по поводу заявления об увеличении капитальной стоимости проекта Сахалин-II?

- Оператор (компания Sakhalin Energy) предполагает, что затраты на проект Сахалин-II, без изменения параметров, возрастут до $20 млрд с $9,6 млрд, заявленных изначально. Это существенное удорожание и с нашей стороны вызывает вопросы, на которые мы должны найти ответы. Мы привлекаем экспертов не из чиновничьих рядов, для детальной оценки целесообразности, оправданности и необходимости учета столь возрастающего объема затрат по реализации проекта, поскольку для любого проекта в рамках соглашения о разделе продукции (СРП) эта величина является критически важной. В этой связи нам придется как стороне по соглашению, достаточно тщательно провести экспертизу всех предложений оператора.

Когда может быть принято решение о строительстве ответвления нефтепровода на Китай?

- Сегодня идут активные обсуждения и консультации российских и китайских компаний по поводу ответвления трубопровода на Китай, которое предполагается построить в районе Сковородино. Идет техническая работа по обоснованию инвестиций, разработке предварительной декларации о намерениях для того, чтобы это решение перевести в плоскость простых проектных вещей. После потребуется экспертиза, общее понимание затрат и эффективности реализации проекта. Строительство ответвления возможно в те же сроки, в которые будет реализовываться первый этап строительства Тайшет-Сковородино.

Как в России обстоят дела с реализацией Киотского протокола?

- Сразу хочу сказать, что все обязательства по Киотскому протоколу Россия полностью выполняет и по объему выбросов мы вписываемся во все принятые ограничения. Но у нас идет трудная работа по созданию внутренней нормативной базы, которая позволяла бы использовать преимущества Киото в части совместного использования, купли-продажи квот. Для этого необходимо провести гигантскую работу по внутреннему законодательству, и пока она еще не завершена. Наши японские коллеги были первыми партнерами российских компаний не только в рамках подготовки самих общих документов Киото, но и в рамках реализации проектов в соответствии с Киото. Нам вместе предстоит вырабатывать конструкцию по второму бюджетному периоду Киото, который наступит в 2012 году.

Что вы думаете по поводу последних перестановок в Правительстве РФ?

- Я всегда решения Президента России воспринимаю просто - я их просто обязан выполнять. Есть право Президента РФ в первую очередь в какой-то степени выстроить систему управления. Я их воспринимаю именно так, надеюсь, что так и будет.


Интервью подготовлено Минпромэнерго РФ и РАМИ "РИА Новости".


17.11.2005 г.


Док. 317653
Перв. публик.: 17.11.05
Последн. ред.: 08.06.07
Число обращений: 507

  • Христенко Виктор Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``