В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Христенко: Выступление Христенко по вопросам экономики азиатских стран Назад
Виктор Христенко: Выступление Христенко по вопросам экономики азиатских стран
Выступление Министра промышленности и энергетики России В.Б. Христенко на заседании круглого стола "Стабильность, безопасность и устойчивость азиатской углеводородной экономики"
(Конференция министров энергетики России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Индии, Китая, Республики Корея и Японии)

25.11.2005 г., Нью-Дели, Индия

Уважаемые дамы и господа!
Как известно всем присутствующим, инициатива собрать здесь, в Нью-Дели, представителей крупнейших поставщиков энергоносителей на азиатский рынок и крупнейших потребителей энергоресурсов, принадлежит г-ну Айару. Хочу поблагодарить господина министра за прекрасные условия нашей работы и возможность высказать мнение относительно тех глубоких геополитических и геоэкономических трансформаций, которые происходят в последнее время в Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Пользуясь случаем, хочу отметить как несомненный факт огромный энергетический потенциал самого господина Айара.

1. АТР - новый центр мирового экономического развития
Рынки азиатского и, шире, азиатско-тихоокеанского регионов, в том числе и энергетический рынок, являются сегодня наиболее динамично развивающимися. По оценке Международного энергетического агентства спрос на энергоресурсы в странах Азии растет быстрее, чем во всех других странах мира: потребление нефти - на 3-4% ежегодно, потребление газа - на 4- 6%.
Я согласен со многими оценками, который сделал г-н Айар.

В то же самое время мне бы хотелось взглянуть на ситуацию более широко. Азиатский рынок - это часть глобального рынка, и на его проблемы надо смотреть, в том числе, и через призму процессов на мировом энергетическом рынке.
Нашу сегодняшнюю Конференцию мы рассматриваем, с одной стороны, с учетом ретроспективы целого ряда шагов, предпринятых нашей страной в последнее время на внешнеэкономической арене, а с другой стороны - в перспективе предстоящего председательствования России в группе G-8.

Совсем недавно прошло турне Президента России Владимира Путина по странам Азии - Турции, Корее и Японии, в ходе которого, наряду с общими экономическими и политическими вопросами, широко обсуждалась энергетическая тематика. В том числе, такие, как программа освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока (в России рождается новая нефтегазовая провинция), проект Восточного нефтепровода, который свяжет Сибирь с тихоокеанским побережьем, сахалинские проекты (разработка шельфа позволит создать новый центр добычи нефти и газа, причем добыча уже началась, и будущее представляется более чем оптимистичным), газопровод "Голубой поток", связавший Россию и Турцию через Черное море напрямую. При этом мы рассматриваем Турцию не только в качестве страны-потребителя и не как абсолютно конечный пункт транзита, но и как перспективный транспортный узел для новых крупных газовых инфраструктурных проектов.

Все эти визиты, встречи и обсуждения еще раз дали нам почувствовать ту сложную, нелинейную взаимозависимость, которая существует сегодня между внутригосударственными, региональными и глобальными проблемами и процессами. Я глубоко убежден в том, что невозможно решить вопросы азиатского рынка энергоресурсов без того, чтобы четко понимать и учитывать глобальную энергетическую ситуацию.

2. Глобальная энергетическая проблематика
Согласно имеющимся прогнозам, мировое энергопотребление может возрасти за ближайшие 15 лет на треть, и примерно на 45% - в предстоящем двадцатилетии. Мировой спрос на нефть, по тем же оценкам, может возрасти к 2025 г. на 35 млн. баррелей в день (прирост 42%); газа - на 1,7 трлн. куб.м в год (прирост 60%).

На сегодня ситуация на мировом рынке характеризуется следующими четырьмя важнейшими обстоятельствами:
1) резким ростом потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах (до 45% перспективного прироста мирового спроса на нефть);
2) увеличением разрыва между объемами потребления и объемами производства нефти и газа в экономически развитых странах (так, к 2020 г. от 60% до 70% газоснабжения Европы будет обеспечиваться за счет импорта, а для большинства крупнейших азиатских стран этот показатель превышен уже сегодня);
3) недостатком нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей и ограниченностью дополнительных мощностей по добыче нефти;
4) недостаточной транспарентностью мировой торговли нефтью.

Все эти обстоятельства, по нашему мнению, выдвигают на передний план проблему энергетической безопасности. Россия, с учетом собственного позиционирования на глобальном рынке, понимает проблему энергетической безопасности не только как свою собственную, внутригосударственную, а, в первую очередь, как общую проблему надежного обеспечения стран и населения планеты энергоресурсами, как проблему для всего мирового сообщества.

Мы отдаем себе отчет в том, что Россия занимает особое место среди поставщиков энергии с точки зрения объемов запасов, географии (особая роль в транзите энергоресурсов) и надежности (стабильности) поставок.

Г-н Айар, находясь в России, как-то сказал: "Советский Союз играл важную роль в обеспечении территориальной целостности Индии в течение последних 50 лет. Я уверен в том, что Россия будет играть ту же роль в обеспечении нашей энергетической безопасности в течение следующих 50 лет". Думаю, что это касается не только Индии.

В самом деле, Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На нашей территории сосредоточенно свыше 34% природного газа, около 13% мировых разведанных запасов нефти, около 20% разведанных запасов каменного и 32% запасов бурого угля. Сегодня мировой энергетический рынок немыслим без России. Наша страна занимает первое место в мире по международной торговле природным газом и второе место как экспортер нефти (и нефтепродуктов).
В настоящее время более 90% экспортируемых российских энергоносителей поставляется в страны Европы. Однако мы все большее внимание намерены уделять странам Азии и Тихоокеанского региона. В целом прогнозируется увеличение доли стран Азии в российском экспорте нефти с сегодняшних 3% до 30% в 2020 г. (рост объёмов до 100 млн. тонн) и природного газа с 5% до 25% (рост объёмов до 65 млрд. куб. м).

Исходя из понимания своей роли в мировом энергетическом порядке, Россия и для Группы G-8 выдвинула на 2006 год в качестве главных вопросов проблемы энергобезопасности и энергоэффективности.

Соответственно, и региональные вопросы энергетического рынка мы предлагаем рассматривать под углом зрения той же проблематики.

3. Повестка глобальной энергетической безопасности
Позвольте мне кратко презентовать, в каком виде в рамках председательства России предлагается обсудить повестку "глобальной энергетической безопасности".

Мы предлагаем обсудить следующие основные направления:
1.Надежное обеспечение мировой экономики традиционными углеводородными ресурсами по разумным ценам;
2. Диверсификация энергоснабжения за счет новых источников энергии;
3. Повышение эффективности и безопасности энергетики;
4. Создание условий для перехода в перспективе к качественно новой экологически чистой энергетике.
Потребуется выработать общие подходы по следующим комплексным вопросам:
1. Стабилизация рынков энергоносителей, что в свою очередь включает:
- Развитие глобальных и новых региональных энергетических рынков;
- Обеспечение предсказуемости рынков за счет расширения практики долгосрочных контрактов, развития диалога между производителями и потребителями энергии;
- Обеспечение большей доступности и прозрачности данных по запасам, спросу, резервам и производственному потенциалу;
2. Расширение инвестиций в энергетику:
- Совершенствование инвестиционного климата;
- Внедрение схем страхования и разделение финансовых рисков.
3. Эффективное развитие энергетики и энергетической инфраструктуры:
- Повышение эффективности разведки, добычи, глубокой переработки и использования углеводородных ресурсов, включая их нетрадиционные формы;
- Диверсификация транспортировки энергоресурсов;
- Развитие газовой энергетики, включая сжиженный природный газ;
- Обеспечение физической безопасности энергообъектов и инфраструктуры.
4. Энергетика и окружающая среда:
- Меры по повышению энергоэффективности и энергосбережения;
- Развитие безопасной атомной энергетики, в том числе с замкнутым топливным циклом;
- Интенсификация научных исследований и внедрение новой энергетики (водородной, термоядерной, возобновляемой, низкоуглеродной и др.);
- Внедрение эффективных экологически чистых транспортных систем.
По сути, совокупность перечисленных выше направлений и составляет наше видение основных тем повестки G8 в рамках глобальной энергетической безопасности, и не только в предстоящем году. Конечно, любой из перечисленных в рамках такого рода оглавления сюжетов вправе претендовать на расширенный контекст обсуждения. Представляя его вашему вниманию, я рассчитываю на возникновение обратной связи, содержательного резонанса, который позволит связать воедино все разворачивающиеся дискуссии.

Ряд мер идет в развитие уже прорабатываемых в рамках "Группы восьми" энергетических тем, и такую преемственность надо поддержать. В наших руках своеобразная эстафетная палочка. Тема экологической безопасности, ставшая ведущей в рамках председательства Великобритании в этом году, тесным образом связана с темой безопасности энергетической. Кстати, вскоре после нашей с вами встречи, 29 ноября, в Монреале состоится конференция, посвященная проблемам климата. Отмечу, что тематика, связанная с сокращением выбросов вредных веществ в атмосферу на две трети, связана с функционированием отраслей энергетики.
При этом нельзя впадать в крайности. Необходимо стремиться к поиску компромиссов между проблемами экологии и реальными условиями развития экономики, учитывающими особенности всех участников рынка, как поставщиков углеводородного сырья, так и его потребителей.

И это в любом случае формула зависимости экологии (и#8242;колоджи) от энергетики (#8242;энеджи) (два "Е"). Эта формула легко и логично дополняется еще одним "Е" - энергоэффективность (#8242;энеджи э#8242;фишиенси). По сути, глобальным ответом на вызовы экологии и энергобезопасности является модель роста, базирующаяся на энергоэффективности.
Россия в рамках своего председательства в "Группе восьми" планирует продолжить работу именно в данном направлении.

По итогам обсуждения в рамках G-8 темы "Глобальная энергобезопасность" предполагается одобрить общую политическую декларацию, формулирующую главные цели и задачи в энергетической сфере, и индикативную программу действий по их реализации.

Следует подчеркнуть, что вопросы энергетической безопасности в долгосрочной перспективе требуют системных действий всех участников глобального энергетического рынка. Целесообразным видится возможность обсуждения, подготовки и последовательной реализации мер по повышению энергетической безопасности в расширенном формате с участием стран, которые являются крупнейшими мировыми поставщиками энергоресурсов, а также стран с наиболее интенсивно растущим уровнем энергопотребления. В этой связи считаем целесообразным предложить создание при "Восьмерке" определенных постоянно действующих групп по основным направлениям энергетической безопасности, куда кроме представителей стран-членов "Группы восьми" вошли бы представители стран-поставщиков и потребителей энергоресурсов, в первую очередь, представители присутствующих здесь государств для обсуждения вопросов региональной энергобезопасности и энергоэффективности, соотнося их с глобальной повесткой "Группы восьми".

В результате реализации инициатив по обеспечению глобальной энергетической безопасности важными для всех нас результатами должны стать:
- сбалансированные рынки энергоресурсов, в первую очередь нефтяной;
- становление нового глобального рынка - сжиженного природного газа;
- привлечение инвестиций в развитие энергетического комплекса, его транспортной инфраструктуры;
- широкий обмен современными технологиями между странами;
- гармонизация национальных энергетических политик как среди стран-членов "Группы восьми", так и среди ряда ведущих промышленных государств, а также стран, интенсивное развитие экономики и растущее энергопотребление которых оказывает существенное влияние как на мировые энергетические рынки, так и на устойчивое развитие всего мирового сообщества. Это - несомненно важный вопрос. Нельзя упрощенно воспринимать мировое энергетическое поле как совокупность бизнесов, способных, руководствуясь корпоративной логикой выживания, перекрыть все риски текущего и будущих периодов развития экономик. Ряд очень существенных, особенно средне- и долгосрочных рисков, не может быть нивелирован на этом уровне. И это не только страновые или региональные риски, но на сегодняшний день уже и глобальные.

Мировое сообщество доросло до этого понимания. Необходимо задать системность общим усилиям и постараться перевести их в прикладное русло.

При том Россия исходит из того, что на мировом энергетическом рынке должны поддерживаться прозрачные и четкие правила игры. Мы опубликовали свою Энергетическую стратегию и придерживаемся ее. Мы не скрываем информацию о планах развития российского топливно-энергетического комплекса, объемах и регионах добычи, планах строительства трубопроводов и других наших действиях, которые способны повлиять на мировую и региональную энергетическую ситуацию. Мы не интригуем, не хитрим с партнерами и ждем от них такой же ответной реакции.

4. В качестве заключения
По нашему глубокому убеждению, стабильность, безопасность и устойчивость азиатской углеводородной экономики невозможны вне контекста решения проблемы глобальной энергетической безопасности. Только с учетом соотношения глобального, регионального и внутригосударственного уровней можно правильно идентифицировать, диверсифицировать и покрыть риски, возникающие в ходе экономического развития.

Эффективное управление рисками неполитического характера непосредственно в углеводородном секторе экономики, по нашему мнению, возможно лишь при комплексном решении следующих задач:
- обеспечение большей доступности и прозрачности данных по запасам, спросу и резервам;
- обеспечение предсказуемости рынка за счет расширения практики долгосрочных контрактов, развития диалога между производителями и потребителями энергии;
- эффективное развитие энергетической инфраструктуры, отвечающей требованиям рынка.
Со своей стороны, Россия готова способствовать решению задачи обеспечения энергобезопасности, а, стало быть, снижению рисков, следующими путями:
- увеличение объёмов экспорта, в том числе в направлении Азии (за последние 5 лет Россия увеличила поставки нефти в страны Азии в 4 раза, экспорт природного газа вырос с нуля до 5 млрд. куб. м);
- диверсификация товарной структуры, повышение объёмов поставок продукции более высокого уровня переработки (Россия будет повышать глубину переработки углеводородов, увеличивая в своем экспорте долю качественных нефтепродуктов, продукции нефте- и газохимии);
- расширение географии внешних поставок при условии их экономической целесообразности, имея, прежде всего, в виду Азию и Тихоокеанский регион. (Россия инфраструктурно привязывает новые центры нефте- и газодобычи в Сибири и на Дальнем Востоке к странам этого региона. Создание портовой инфраструктуры проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и сооружение нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" сделают доступными углеводородные ресурсы России большинству стран Азии и Тихоокеанского региона;
- активизация привлечения иностранного капитала в Россию. Ярким примером тому является успешная реализация проекта "Сахалин-1", в пуске которого нам с г-м Айаром посчастливилось участвовать в октябре этого года, и в котором принимают участие крупные зарубежные партнеры из России, Индии, США и Японии. Мне кажется, что этот пример сотрудничества должен быть расширен и продолжен;
- развитие новых форм международного сотрудничества и создание механизмов координации государственной политики в области внешнеторгового регулирования в энергетической сфере.

Еще раз хочу подчеркнуть, что формирование концепции глобальной энергетической безопасности, над которой нам с коллегами по "Группе восьми" еще предстоит работать, невозможно без консолидации усилий и участия основных стран-экспортёров и стран-потребителей углеводородного сырья, включая страны Азии.

В заключение своего выступления выражаю уверенность, что наша сегодняшняя встреча станет началом этого процесса.
Спасибо за внимание.


25.11.2005 г.



Док. 317593
Перв. публик.: 25.11.05
Последн. ред.: 08.06.07
Число обращений: 345

  • Христенко Виктор Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``